Nedcentr.ru

НЕД Центр
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое система Платон и как она действует?

Что нужно знать о системе «Платон»

Конституционный суд рассмотрел запрос депутатов Госдумы от КПРФ на вызвавшее массовые протесты дальнобойщиков введение системы «Платон». Депутаты утверждали, что плата является налогом, но введена не федеральным законом, а постановлением правительства и это противоречит 57-й статье Конституции.

Фото: Кристина Кормилицына, Коммерсантъ / купить фото

Проблемы на автодорогах Индии

В настоящий момент в Индии насчитывается более 12 тыс. платных автотрасс. Въезд на них осуществляется через шлагбаумы, где плата за передвижение взимается «вручную». В беседе с ТАСС советник Национального агентства автомобильных магистралей Индии Ананд Шеной сообщил, что в общей сложности в стране работает 460 таких пунктов сбора платы, и ежедневно через них проходит 4-5 млн. грузовиков.

Это приводит к пробкам, в которых машины стоят длительное время, снижает скорость перевозок и повышает расходы водителей и грузоперевозчиков. Ежегодные потери от простоев в пробках достигают $14 млрд. С этими проблемами и должна помочь справиться система взимания платы, аналогичная «Платону» — там плата взимается автоматически, без задержки транспорта.

Индия предпринимает шаги к улучшению ситуации на автодорогах. В частности, сейчас в стране реализуется Национальный проект автодорожного строительства, в рамках которого обновляются и расширяются основные автомагистрали, а также повышаются стандарты дорожной сети.

Использование системы «Платон»

Чтобы стать участником сервиса владелец грузовика должен создать учетную запись в Реестре Системы взимания платы. Перевозчик обязан предоставить полные сведения и достоверную документацию, они попадут в единую базу оператора.

Существует три способа создать Расчетную запись, чтобы добавить в Реестр собственные персональные данные и сведения об автомобиле.

Оставьте заявку на компьютере или смартфоне, не покидая дома, понадобится паспорт и ПТС. Заполните все строки в бланке, впишите номер сотового и адрес электронной почты для связи. Для юридического лица и ИП пакет документов включает справку из органов налогового учета и свидетельство о регистрации деятельности. После подтверждения сможете работать в личном кабинете, а также вам направят цифровой персональный идентификационный код для обслуживания в терминале или круглосуточном контакт-центре.

2. Центр информационной поддержки пользователей

При посещении офлайн вы заполните два заявления – для владельца ТС и на машину. Граждане должны подтвердить личность и предъявить регистрацию по месту жительства или пребывания, а также копии документов на автомобиль. Для юридических лиц и ИП дополнительно потребуются свидетельство о постановке на учет в налоговых органах, разрешение на юридическую деятельность или индивидуальное предпринимательство. Успешная верификация позволит вам работать в личном кабинете, получать обслуживание и информационную помощь дистанционно.

3. Терминал самообслуживания

Можно не брать Бортовое устройство в эксплуатацию, а оплачивать каждую поездку отдельно по разовой Маршрутной карте. Ее регистрируют самостоятельно через терминал, процедура интуитивно понятна, цифровое меню подскажет алгоритм по шагам.

Узнать адрес ближайшего к вам центра информационной поддержки или терминала можно на официальном интернет-сайте «Платона» в меню «Центры обслуживания». Работает поиск по населенным пунктам.

С момента подачи данных необходимо подождать до 20 дней, столько занимает верификация. Благополучное прохождение регистрации открывает доступ в личный кабинет. Он предоставляет посетителю сайта возможность выполнять ряд процедур в онлайн-режиме:

  • регистрировать или удалять из базы ТС;
  • изменять номер сотового телефона и e-mail адрес;
  • пополнять Расчетную запись и возмещать вред при помощи банковской карты;
  • активировать оповещения о низком балансе;
  • контролировать состояние счета и изменение баланса;
  • работать с Маршрутной картой– оформлять и отменять, оплачивать, уточнять сведения;
  • получать информационную поддержку от оператора.

Также опции личного кабинета системы «Платон» после верификации откроются в специальном мобильном приложении. Его можно скачать бесплатно через стандартный магазин приложений для сотовых телефонов iOS, Windows, Android.

Читать еще:  Как оформить в собственность заброшенный участок Статья Журнал

Если вы получили уведомление о том, что «пользователь не верифицирован», проверьте, верно ли вы заполнили форму. Свяжитесь с сотрудниками колл-центра для консультации.

Штрафы

Проезд большегруза без соответствующей регистрации в системе карается наложением штрафа.

Шкала штрафных санкций дифференцируется:

  • так простой водитель, работающий по найму, обязан будет уплатить до 5 тысяч рублей;
  • для частных мелких компаний он уже составит до 40 тысяч;
  • для крупных предприятий – до 455 тысячи рублей.

Руководство компании отмечает, что все собранные с водителей большегрузных автомобилей тоннажем более 12 тонн средства напрямую перечисляются в государственный Дорожный Фонд, а уже из него деньги могут быть перечислены региональным властям на реконструкцию старых дорожных полотен или прокладку абсолютно новых транспортных автомобильных артерий местного назначения.

Как считают в Правительстве, система может помочь наладить дорожную ситуацию по всей стране, проложить новые транспортные развязки для обеспечения улучшения сложившейся непростой ситуации со всеми дорогами России.

Саморегулирование рынка

Есть в отрасли и противоположное мнение — что февральское повышение дорожной платы может и вовсе никак не отразиться на рынке.

По словам члена МОЭС Ивана Головко, влияние индексации на сектор международных перевозок будет минимальным. А что касается внутрироссийского рынка, то рынок попросту не заметит столь минимальной индексации тарифа — на 21 коп. Потому как относительно других расходов в стоимости перевозок для перевозчиков это повышение имеет минимальное значение.

«Капля в море, которая не играет роли. Кроме того, мы имеем другую тенденцию — падения, как я надеюсь, стоимости топлива в ближайшее время. А из-за того что падает нефть, падает и спрос на товары и услуги. Поэтому в совокупности все эти факторы будут друг друга немного притапливать и мы можем и не увидеть влияние повышенного тарифа «Платона», — рассуждает эксперт.

Разделяет подобную точку зрения и заместитель генерального директора по транспорту компании «Траско» Михаил Пальков. Он согласен, что февральская индексация тарифа «Платона», безусловно, увеличит себестоимость грузоперевозок, но считает, что транспортные компании рискуют в очередной раз взять эти потери на себя.

«Судя по настроениям на рынке, грузовладельцы сегодня не готовы возмещать операторам повышение тарификации», — делится мыслями топ-менеджер. В этой связи, по словам Палькова, транспортные компании будут вынуждены компенсировать эту сумму не увеличением ставок и тарифов, а за счет снижения рентабельности своего автопарка», — размышляет топ-менеджер.

В «Деловых линиях» на этот вопрос смотрят более спокойно. «Тариф перевозчика состоит из множества взаимосвязанных элементов. У нас, как у крупной компании, достаточно возможностей для оптимизации логистических процессов и автоматизации операций, чтобы предлагать выгодные условия для клиентов», — заверяет Александр Лашкевич.

По мнению экспертов МОЭС, на данный момент рынок грузовых автоперевозок никак не отреагировал на очередную индексацию «Платона» (фото: «Деловые линии»)

Окажет февральская индексация «Платона» влияние на ценообразование ставок на грузоперевозки или нет, в конечном счете определит сам рынок, считает Андрей Попов.

«Отразится или нет — это будет зависеть от рыночной ситуации. Если бы у нас была плановая экономика, на основании которой определялся бы тариф (или правила поведения на рынке), тогда бы, безусловно, это тут же отразилось на тарифе. Но так как у нас этого нет и тариф у нас определяется в ходе переговоров, и в ходе тендерных процессов, и т. д., то сам рынок и установит правила игры», — делится мыслями эксперт.

«Отразится или нет — это будет зависеть от рыночной ситуации».

Между тем, по данным оператора системы РТИТС, общее число компаний — владельцев большегрузного автотранспорта, зарегистрированных в «Платоне», продолжает неизменно расти и достигло в минувшем феврале 550 тыс. Эксперты отмечают, что контроль на рынке грузоперевозок приводит к повышению прозрачности отрасли и ставит в равное положение всех игроков.

Читать еще:  Излишки при инвентаризации как их учитывать и проводить?

Если вынесено два и более штрафа за сутки

Часто собственники грузового транспорта привлекаются к ответственности несколько раз в течение одного дня. Это незаконно. В примечании 2 к статьи 12.21.3. КоАП РФ указано:

Собственник (владелец) транспортного средства, в случае, если административное правонарушение было зафиксировано работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи два и более раза в течение суток применительно к каждому транспортному средству после момента первой фиксации такого административного правонарушения, не привлекается к административной ответственности за второй и последующие случаи в течение суток, когда такое административное правонарушение было зафиксировано.

Таким образом, “повторные” в течение суток штрафы необходимо обжаловать.

Кто стоит за системой «Платон»

С 15 ноября за проезд каждого километра по федеральным трассам с транспортных средств массой свыше 12 т будет взиматься фиксированная плата. Согласно распоряжению правительства, сначала перевозчиков обяжут платить 1,53 руб./км. Постепенно размер оплаты будет расти: так, с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года стоимость проезда составит уже 3,06 руб.

Собранные средства власти обещают направлять в дорожный фонд, для устранения последствий вреда, наносимого дорожному полотну от проезда тяжелых грузовиков. Отметим, что, по оценке Федерального дорожного агентства (Росавтодор), единичный проезд фуры разрешенной массы свыше 12 т по нагрузке на трассу равен 40 тыс. проездов одной легковой автомашины.

В случае «безбилетного проезда» компании-перевозчику грозит штраф в 450 тыс. руб., а при повторном нарушении – 1 млн руб.

Как будут собирать плату?

Процесс взимания платы будет обеспечивать система «Платон».

Ее весьма обширная сеть распространится на 50 774 км федеральных автомобильных дорог и более чем на 2 млн транспортных средств.

Оператором этой системы является ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС). Эта компания реализует концессионное соглашение с Росавтодором в соответствии с распоряжением правительства РФ от 29 августа 2014 года.

За счет собственного и заемного финансирования компания обеспечивает полный цикл создания системы «Платон», включая проектирование, создание и ввод в эксплуатацию, эксплуатацию и модернизацию системы. Общие инвестиции в проект должны составить примерно 30 млрд руб.

Сама система взимания платы находится в собственности Российской Федерации. Отметим, что общий срок реализации проекта составляет 13 лет с даты подписания концессионного соглашения — 29.09.2014 года.

Сколько соберут денег?

Отметим, что ранее при круглогодичной ставке в 3,06 руб. за 1 км пути в Росавтодоре планировали собрать в 2016 году около 40 млрд руб. Однако не уточнялось, закладывались ли в эти расчеты штрафы для нарушителей. Несколько дней назад в правительстве РФ решили немного снизить тариф, и до марта следующего года он составит 1,53 руб. С учетом снижения новых расчетов пока нет. Однако исходя из заявленных ранее цифр можно сделать вывод, что в случае начала сбора платы с грузоперевозчиков в следующем году соберут около 35 млрд руб.

При этом на сайте «РТ-Инвест», ответственной за сбор платы с дальнобойщиков, говорится, что

результатом запуска системы станет пополнение дорожного фонда более чем на 50 млрд руб. в год.

Кто стоит за «Платоном»?

Участниками концессионного соглашения, согласно информации на сайте компании, являются ООО «РТ-Инвест» и 42-летний предприниматель Игорь Ротенберг, являющийся сыном известного миллиардера Аркадия Ротенберга.

Читать еще:  Статья 243 ТК РФ Случаи полной материальной ответственности

Как указано там же, генеральным директором «РТ-Инвест» является Андрей Шипелов. До этого назначения он, согласно выписке из ЕГРЮЛ, которую можно получить на сайте Федеральной налоговой службы, в 2010 году учредил ООО «Царицын Капитал». Уставный капитал составил 50 млн руб., из них 98% принадлежало Шипелову.

В 2012 году он совместно с госкорпорацией «Ростех» создал компанию «РТ-Инвест», уставный капитал которой составил 163,2 млн руб. При этом 74,99% акций принадлежало именно «Царицын Капитал». В июле 2014 года «РТ-Инвест» вместе с «Ростехом» создали ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС). Уставный капитал составил 100 тыс. руб. – по 50% с каждой стороны. Вид деятельности компании значился как «Разработка программного обеспечения и консультирование в этой области».

Уже в июле 2014 года правительство РФ назначает эту частную компанию оператором системы взимания платы с тяжелых грузовиков «Платон». А в сентябре того же года между РТИТС и Росавтодором было подписано концессионное соглашение на 13 лет.

Уже в 2015 году доля «Ростеха» перешла под контроль Игоря Ротенберга.

Что делает «Платон»?

Согласно концессионному соглашению, в задачи оператора входит обеспечение взимания платы в режиме многополосного безостановочного движения. Кроме того, он обязан создать систему стационарного контроля над полотном федеральной автомобильной дороги. Это так называемые рамки, при проезде которых «Платон» определяет, оплачена поездка тяжелой фуры или нет. Всего должна быть построена 481 единица.

Отметим, что на данный момент, согласно информации Росавтодора, построено только 18 таких рамок — все они располагаются в Московской области.

В дополнение к стационарным пунктам оператор будет управлять парком из 100 спецавтомобилей, оборудованных системой мобильного контроля. Эти машины могут свободно передвигаться по трассам либо стоять у обочины и фиксировать нарушителей. Для информподдержки пользователей оператор должен обеспечить работу 103 региональных центров, кроме того, такие информационные центры будут действовать на 35 пограничных таможенных пунктах, которые работают в круглосуточном режиме. Оператор также должен будет создать центры управления и мониторинга и обработки данных.

Полученные о нарушениях сведения будут направляться в управления ГИБДД МВД регионов России.

Как оплатить?

Чтобы совершить рейс по федеральной трассе, перевозчику нужно будет воспользоваться одним из предложенных оператором способов. В частности, грузоперевозчикам на безвозмездной основе будут выдаваться специальные бортовые устройства. В качестве альтернативы можно оформить для проезда маршрутную карту. Таким образом, установка бортового устройства не является обязательным для пользователей системы «Платон».

Почему автоперевозчики митингуют?

Несмотря на то что о планах по введению подобной системы стало известно еще в 2011 году, большинство перевозчиков заявили о том, что не готовы работать на предлагаемых условиях, лишь непосредственно перед ее запуском. Главным аргументом против «Платона» стали резкое удорожание перевозок и, как следствие, вымирание представителей малого и среднего бизнеса.

Как утверждают перевозчики, небольшие предприятия просто не смогут за счет прибыли окупить растущие издержки, в итоге на смену им придут крупные монополисты.

«Если система взимания платы все-таки заработает, то нам придется поднимать цены, чтобы окупить свои поездки. Тогда стоимость перевозимых товаров возрастет на 12–15%», — жаловались дальнобойщики.

После проведения нескольких масштабных акций протеста в разных регионах 11 ноября правительство уже пошло на уступки. Росавтодор, в частности, объявил, что штрафы в системе «Платон» начнут выписываться не с 15 ноября, а лишь с 1 мая 2016 года. При этом штрафы в Московской области выписываться все же будут. Отметим, что проведенные акции протеста не были согласованы с властями.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector