Как госслужащему получить субсидию на приобретение жилья?
ЕСПЧ присудил почти 75 тыс. евро бывшей чиновнице, не получившей полную субсидию на покупку жилья
12 мая Европейский Суд вынес Постановление по делу «Нечаева против России» по жалобе бывшей российской чиновницы, получившей субсидию на приобретение жилья с применением понижающего коэффициента.
Субсидия на жилье была выделена с учетом понижающего коэффициента
С 2002 по 2015 г. москвичка Елена Нечаева работала в Федеральной службе по труду и занятости. Женщина, ее муж и четверо детей проживали в комнате коммунальной квартиры площадью в 66 кв. метров. В декабре 2010 г. начальник кадровой службы Роструда исполнил просьбу заявительницы по включению ее в список должностных лиц, имеющих право на получение единовременной субсидии для приобретения жилья.
Впоследствии Елена Нечаева попросила ведомственную комиссию помочь ей приобрести квартиру в связи с ее тяжелым жилищным положением. В 2013 г. ее включили с список из 13 человек, имеющих право на получение жилищной субсидии. Таким образом, на банковский счет Елены Нечаевой была переведена субсидия в размере 4,3 млн руб. c учетом понижающего коэффициента для приобретения ею московской квартиры площадью 26 кв. м.
В апреле 2014 г. заявительница обжаловала решение ведомственной комиссии о назначении ей субсидии под предлогом того, что она имеет право на жилье площадью в 108 кв. м и денежную выплату в размере 24 млн руб. По мнению женщины, комиссия Роструда превысила свои полномочия по применению понижающего коэффициента.
В июле Симоновский районный суд г. Москвы отказал в удовлетворении иска женщины, сочтя законным решение ведомственной комиссии. При этом суд отметил, что Елена Нечаева имела право на получение жилищной субсидии в размере 9,4 млн руб., но с учетом недостатка финансирования всех нуждающихся в жилье лиц комиссия Роструда обоснованно применила понижающий коэффициент. Решение устояло в апелляции Мосгорсуда, президиум которого затем отказался рассматривать кассационную жалобу Елены Нечаевой. В дальнейшем ВС РФ также не стал рассматривать ее жалобу.
Позиция сторон в ЕСПЧ и выводы Суда
В жалобе в Европейский Суд женщина указала на нарушение ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, гарантирующей уважение права частной собственности, и ст. 6 Конвенции (право на справедливое судебное разбирательство). По мнению заявительницы, применение понижающего коэффициента при выделении жилищной субсидии было неправомерным в ее случае. В связи с этим она просила Суд присудить ей 5 млн руб. для возмещения материального ущерба и 10 тыс. евро в качестве компенсации морального вреда.
В своих возражениях Правительство РФ пояснило, что такая субсидия является дополнительной мерой социальной гарантии для госслужащих, она носит ограниченный характер, и наличие в списках на ее получение не обязывает соответствующее ведомство в предоставлении этой поддержки. Государство-ответчик сослалось на несостоятельность требований заявительницы по ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции, указав, что последние касались самого права на получение субсидии. Российская сторона также отметила, что заявительница сама отказалась от получения субсидии в полном объеме, а ее денежные притязания носят необоснованный характер.
В возражениях на правительственные доводы Елена Нечаева указала, что она имеет право на получение субсидии в размере 9,4 млн руб. и соответствующую обязанность национальных властей по выплате указанной суммы. Она также указала на то, что просила национальные власти выделить ей вышеуказанную сумму в рассрочку.
Оценивая приемлемость жалобы, Европейский Суд согласился с доводом российской стороны о том, что заявительница не может ссылаться на нарушение ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции, так как последняя защищает право текущей частной собственности, но отметил, что в рассматриваемом деле следует выяснить, имела ли женщина собственность, которая входит в предметное регулирование вышеуказанной статьи. Тем не менее ЕСПЧ подчеркнул необходимость оценки того, было ли требование заявительницы о социальной помощи достаточно обоснованным согласно российскому законодательству, и, оценив детали предоставления субсидии в рассматриваемом деле, признал ее жалобу допустимой.
Как пояснил Страсбургский суд, Елена Нечаева имела право на выплату субсидии, рассчитанной по специальной формуле, однако уменьшение суммы за счет понижающего коэффициента представляло необоснованное вмешательство в защищаемые Конвенцией права заявительницы. Таким образом, ЕСПЧ указал на отсутствие в рассматриваемом случае оснований для снижения размера социальной поддержки из-за применения понижающего коэффициента, что подтверждалось материалами дела российских судов. При этом Суд отклонил довод Правительства РФ об отказе заявительницы от получения субсидии в полном объеме как необоснованный.
В связи с этим Европейский Суд выявил нарушение ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции, присудив заявительнице 72 тыс. евро в качестве компенсации материального вреда, 1,6 тыс. евро компенсации морального вреда и 1,1 тыс. евро в возмещение судебных расходов.
Эксперты прокомментировали выводы Суда
Юрист по работе с ЕСПЧ Андрей Есин отметил, что первая часть правового анализа Суда посвящена вопросу приемлемости жалобы. «В данном случае стороны спорили, является ли право заявительницы на получение субсидии «собственностью» в терминологии ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции. Представитель РФ считал, что закон не создает для заявительницы в ее конкретной ситуации права на получение субсидии, тогда как она считала, что выполнила все условия для получения субсидии и может претендовать на ее получение. ЕСПЧ в очередной раз повторил, что Конвенция не содержит права требовать получения в собственность, в частности социальных выплат конкретного объема, а предоставляет государствам-участникам самим решать вопросы оказания социальной помощи и ее конкретных форм. Однако если уж государство закрепило возможность получения подобной помощи в законе, то такие положения влекут возникновение “имущественного интереса”, попадающего под сферу действия вышеуказанной нормы», – пояснил он.
Далее Суд, как отметил эксперт, повторил, что ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции хотя и применяется только к уже имеющемуся имуществу лица, не создавая права на получение какого-либо нового имущества, в некоторых случаях «законное ожидание» получения такого имущества также может подпадать под ее защиту. «Такое “законное ожидание” – это один из устоявшихся подходов ЕСПЧ, применяемый активнее всего как раз по делам о собственности, но также иногда применяемый в иных делах, например по ст. 6 (право на справедливое судебное разбирательство) и ст. 8 (право на частную и семейную жизнь) Конвенции. В контексте дела это означает, что если в законе с достаточной четкостью указано, что лицо имеет право на получение конкретной субсидии при выполнении определенных условий, то при их выполнении, с точки зрения ЕСПЧ, у лица возникает право требования этой субсидии и, следовательно, “собственность” в понимании ст. 1 Протокола № 1», – отметил Андрей Есин.
Юрист добавил, что постановление – это пример устоявшейся практики ЕСПЧ по спорам о собственности. «Суд применил привычные подходы к анализу нарушения права собственности, включая “трехступенчатый тест” (наличие права – наличие вмешательства – наличие достаточного оправдания вмешательства), и сослался на ряд типичных дел по ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции. Стоит отметить, что это дело было довольно очевидным и непроблемным для Суда благодаря тому, что Правительство РФ открыто признало отсутствие законных оснований для вмешательства в право собственности заявительницы (что бывает довольно редко), перенеся основной упор своей защиты на доказательство отсутствия такого права», – отметил он.
«Можно также отметить, что это решение может стать прецедентным и открыть окно для многих подобных дел из стран – участниц СЕ, ведь можно уверенно сказать, что подобные вмешательства государств в распределение бюджетных средств, особенно в эпоху пандемии и экономического кризиса, нередки», – подытожил Андрей Есин.
Адвокат Нижегородской областной коллегии адвокатов Александр Немов сообщил, что он несколько раз обращался с жалобами в ЕСПЧ вследствие нарушений со стороны государства в назначении или выплате социальных пособий. «Каждый раз жалобы признавали неприемлемыми. Скорее всего, это связано с принципиальной позицией Европейского Суда по поводу того, что он не вмешивается в процедурные вопросы назначения выплат. И в данном решении Суд подчеркнул, что государство само вправе устанавливать процедуру, критерии назначения социальных выплат и пособий, поэтому ЕСПЧ не вправе оценивать это», – отметил он.
Тем не менее, по словам эксперта, в рассматриваемом споре для положительного исхода по делу в отношении заявительницы на национальном уровне «постарались» и суды, и административные органы. «Уже на национальном уровне было установлено, что заявитель выполнил все условия и соответствовал всем критериям для получения выплаты в большем размере. ЕСПЧ проанализировал исключительно внутреннее законодательство РФ и определил, что не имеется ни одной нормы национального права, которая бы позволяла установить и применить уменьшающий коэффициент, даже если выделенных денег не хватает на всех получателей пособия. Исключительно произвольное «придумывание» не предусмотренного нормами права уменьшающего коэффициента явилось основанием для признания Судом нарушения положений Протокола № 1 к Конвенции. Компенсация в размере 72 тыс. евро – это устранение последствий нарушения права и восстановление положения заявителя. Решение ЕСПЧ должно позитивно повлиять на практику выделения пособий на жилье для государственных служащих», – заключил Александр Немов.
Адвокат АП г. Москвы Анна Минушкина отметила, что в рассматриваемом деле ЕСПЧ обоснованно сделал акцент на то, что при отсутствии в нормативном акте положений об уменьшении субсидии такое уменьшение не может быть признано законным. «Со своей стороны считаю вывод Суда логичным. В моей практике дела, в которых бы без законных оснований уменьшали размер субсидии, мне не встречались, именно по этой причине выводы Суда весьма интересны», – считает она.
Редакция «АГ» связалась с представителем заявительницы в ЕСПЧ – адвокатом Юлией Беседой, но получить ее комментарий оперативно не удалось.
Кто имеет право получать субсидию
Как уже было сказано, получать такой вид денежной компенсации имеют право лица, которые занимают должности в системе гражданской государственной службе РФ и работают в данной сфере не меньше года.
Субсидия предоставляется только один раз за все время службы. В частности, право на получения выплаты имеют граждане, которые работают на таких должностях:
- госслужащие РФ и субъектов Федерации;
- сотрудники Администрации Президента и других органов при Президенте;
- служащие Совета Безопасности (его аппарата);
- работники федеральных законодательных органов;
- служащие Конституционного, Верховного, Арбитражного и других судов;
- сотрудники прокуратуры, Счетной палаты, Центральной избирательной комиссии;
- другие лица.
Компенсация за ипотеку госслужащим
Госслужащие могут рассчитывать на компенсацию за взятую ипотеку. Ограничения — возраст не старше 40-ка лет для семейных, и до 30-ти лет – для одиноких. Государство в рамках социальной программы может оплатить до 35% от общей суммы жилья, которое вы планируете взять в ипотеку. Также государственная субсидия может помочь в уменьшении ежемесячного взноса. Такой вариант станет единственно возможным для тех, чей прожиточный минимум не позволяет взять обычный ипотечный кредит.
Дополнительные условия для предоставления субсидии на жилье
Кроме необходимости отработать год в государственной компании, существуют дополнительные условия для оформляется субсидии на приобретения жилья для госслужащих. Перечислим эти условия ниже:
- Государственный служащий не должен жить у своих родственников, которые нанимают жилье или имеют свой дом или квартиру, он не должен иметь своего жилья в собственности и не должен нанимать жилье по договору социального найма. В качестве членов семьи в данном контексте согласно Семейного кодекса и Постановления № 63 от 27.01.2009 г. признаются супруги, родители и дети. Если гражданин проживает с другими родственниками, то они должны вести совместное хозяйство и иметь общий бюджет.
- Если госслужащий проживает в аварийном помещении, подлежащем сносу или реконструкции и признанном негодным к проживанию;
- При проживании в коммунальной квартире или в общежитии;
- Если служащий проживает в комнате или однокомнатной квартире в составе двух семей, даже если они родственники, вне зависимости от размера квартиры или комнаты;
- Если служащий живет в своей квартире или снимает ее по договору социального найма, при этом общая площадь занимаемого им помещения не более 15 квадратных метров на человека. При наличии в собственности у госслужащего нескольких жилых помещений общая площадь на человека будет считаться из общей площади всех помещений;
- Если вместе с госслужащим и его семьей в его собственном жилье или в том жилье, которое он снимает, проживает его родственник, тяжело больной туберкулезом или другими болезнями из перечня, при которых проживание в одном помещении с больным становится противопоказанным. Полный перечень заболеваний перечислен в Постановлении Правительство РФ № 378 от 16.06.2006 г. При данном осложнении у госслужащего не должно быть в собственности других жилых помещений, которыми он мог бы воспользоваться для проживания.
- Те государственные служащие, которые достигли категории «советников» (помощников) и руководителей, имеют право по решению руководителя получить субсидию даже без соответствия этим дополнительным требованиям, это правило было введено для стимулирования служащих работать более эффективно.
Также льготы на получение субсидий имеют многодетные госслужащие, при условии, что дети проживают с ними в одном помещении.
Как стать госслужащим
Фото: Пресс-служба Государственной Думы
Минтруд предлагает провести с 1 апреля по 1 августа 2021 года эксперимент по оценке кандидатов на должности гражданской госслужбы с использованием базы специальных заданий. Ожидается, что онлайн-тестирование повысит эффективность отбора и снизит нагрузку на отделы кадров. Проект постановления Правительства опубликован на портале проектов нормативных правовых актов. «Парламентская газета» напоминает, кто может стать чиновником в России.
Треть россиян хочет стать чиновниками
Стабильная зарплата, социальный пакет, возможность получить субсидию на покупку жилья и повышенная пенсия — всё это привлекает россиян в государственной службе.
Согласно исследованию сервиса Superjob, карьеру госслужащих хотели бы сделать 37 процентов жителей страны. Об этом сообщил ТАСС 12 марта. Причём стать чиновниками мужчины мечтают чаще, чем женщины — 40 против 34 процентов. Больше же всего желающих попасть на госслужбу в Краснодаре, Ростове-на-Дону и Красноярске, меньше всего — в Казани, Уфе и Новосибирске, следует из результатов опроса.
Федеральный закон «О государственной и гражданской службе в РФ» предъявляет к кандидатам на госслужбу ряд требований. Для этого гражданин должен быть старше 18 лет, владеть русским языком и иметь соответствующую квалификацию. С 2020 года порядок приёма решили ещё упростить. Так, в декабре Минэкономразвития предложило сократить число бумажных документов для устройства на госслужбу — с 20 до восьми.
Иметь на руках нужно только паспорт, трудовую книжку, диплом, справки о доходах и расходах гражданина и членов его семьи, а также копии удостоверений о награждении государственными наградами.
Заявление и обязательную анкету Минэкономразвития разрешило заполнять на компьютере. Через Интернет можно также передать ИНН, документы воинского учёта и другие.
В чиновники через Интернет
После того как все документы собраны, кандидат проходит собеседование. На нём соискателей оценивают по знанию русского языка, Конституции, законодательства о гражданской службе и противодействии коррупции.
Проверить свои знания можно заранее на сайте https://gossluzhba.gov.ru. Пробный тест предлагает, например, ответить на вопросы: что значит утрата доверия в сфере противодействия коррупции или как поступить, если вышестоящий руководитель дал вам неправомерное задание?
Однако, чтобы пройти собеседование, мало проштудировать законодательство, надо ещё и понравиться интервьюеру. До сих пор соискатели частенько жаловались на предвзятое или неприязненное отношение к ним человека, который проводит собеседование.
Избежать таких проблем в том числе поможет электронный тест. Дистанционное собеседование даст соискателям больше возможностей найти хорошую работу, а работодателям — больше механизмов, чтобы выбрать лучшего кандидата, уверен заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный. Но главную пользу от нововведения получит государство и общество, считает депутат.
«Сегодня сформировался мощный запрос на то, чтобы на государственной и на муниципальной службе, в целом в органах власти были именно те, кто не на словах, а на деле, по-настоящему призван к служению нашему государству, обществу и конкретному человеку, — прокомментировал нововведение «Парламентской газете» Анатолий Выборный. — В этой связи власть делает всё возможное, чтобы этот запрос удовлетворить».
Читайте также:
Ожидается, что пока база электронных заданий будет доступна только для тех, кто хочет работать в Минэнерго, Росздравнадзоре или Росреестре. Именно эти ведомства примут участие в эксперименте. Если его признают успешными, устроиться чиновником онлайн можно будет и в другие структуры.
«Эта площадка также позволит нам объективно оценивать спрос на работу в сфере госслужбы, понимать, какие должности интересуют граждан, и своевременно реагировать на этот запрос. И конечно же, такой механизм позволит на ранних этапах проводить соответствующую проверку кандидатов», — отметил Выборный
Таких не берут на госслужбу
Несмотря на существенные послабления, вход в государственные учреждения по-прежнему открыт далеко не для всех. Не стоит и пытаться устроиться на госслужбу, если вы:
- признаны недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда;
- осуждены к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей на госслужбе;
- отказались от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну;
- имеете подтверждённые медзаключениями заболевания, препятствующие поступлению на гражданскую службу;
- находитесь в близком родстве с гражданским служащим, которому подчиняетесь;
- отказались от гражданства РФ;
- имеете гражданство другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
- предоставили подложные документы или заведомо ложную информацию при поступлении на гражданскую службу;
- не подали или представили заведомо ложные данные о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера;
- утратили доверие из-за несоблюдения ограничений и запретов, установленных в целях противодействия коррупции;
- признаны уклонистом от военной службы;
- если вы отказались предоставить ссылки на свои страницы в соцсетях.
Субсидии на приобретение жилья для госслужащих
#1 Dimaudio


Расскажите, пожалуйста, работает ли в нашем регионе федеральная программа предоставления субсидий на приобретение жилья госслужащим. Объясните, пожалуйста, условия и ограничения по этой программе. Куда обращаться и подавать документы?
С уважением, Наталья!
- Наверх
#2 Александр Гладышев

- Место жительства г. Тула
Расскажите, пожалуйста, работает ли в нашем регионе федеральная программа предоставления субсидий на приобретение жилья госслужащим. Объясните, пожалуйста, условия и ограничения по этой программе. Куда обращаться и подавать документы?
С порядком и условиями предоставления государственным гражданским служащим Тульской области единовременной субсидии на приобретение жилого помещения Вы можете ознакомиться в постановлении губернатора Тульской области от 21.10.2009 № 50-пг, которое имеется в справочно-поисковых системах (Консультант+, Гарант и т.п.). В соответствии с этим постановлением принятие гражданского служащего Тульской области на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании его заявления.
Предоставление единовременной субсидии на приобретение жилого помещения федеральным государственным гражданским служащим осуществляется федеральным государственным органом в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.01.2009 № 63.
Заместитель начальника управления делами
аппарата правительства Тульской области
А.Е. Гладышев
- Наверх
#3 Dimaudio


С порядком и условиями предоставления государственным гражданским служащим Тульской области единовременной субсидии на приобретение жилого помещения Вы можете ознакомиться в постановлении губернатора Тульской области от 21.10.2009 № 50-пг, которое имеется в справочно-поисковых системах (Консультант+, Гарант и т.п.). В соответствии с этим постановлением принятие гражданского служащего Тульской области на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании его заявления.
Предоставление единовременной субсидии на приобретение жилого помещения федеральным государственным гражданским служащим осуществляется федеральным государственным органом в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.01.2009 № 63.
- Наверх
#4 Александр Гладышев

- Место жительства г. Тула
Немного непонятно. Получается, что правом на получение единовременной субсидии на приобретение жилого помещения могут воспользоваться только государственные гражданские служащие Тульской области, т.е. работники администрации Тульской области? А работники муниципальной службы могут получить подобную единовременную субсидию?
С уважением, Наталья.
С гарантиями, предоставляемыми муниципальному служащему, Вы можете ознакомиться в Федеральном законе от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». О наличии права у муниципального служащего на получение подобной единовременной субсидии рекомендуем уточнить непосредственно в органе местного самоуправления.
Заместитель начальника управления делами
аппарата правительства Тульской области
А.Е. Гладышев
Определение условий проживания для получения субсидии на жилье
Среди правомерных ограничений по оформлению или выплате жилищных субсидий госслужащим отдельное место занимают умышленные действия указанного лица для ухудшения жилищных условий. Такими действиями официально принято считать:
- Вселение в собственное жилье иных лиц, кроме ближайших зарегистрированных родственников.
- Выселение указанного лица с занимаемой ранее жилплощади в судебном порядке.
- Осуществление обмена жилья на неравноценных условиях.
- Отчуждение жилой площади или части ее.
- Необоснованное выделение жилищной доли другим лицам.
При имеющихся доказательствах об умышленной порче недвижимого имущества претендовать на выделение жилищной субсидии лицо сможет не ранее чем через 5 лет. Также читайте про получение жилищных субсидий военнослужащими в нашей отдельной статье.