Какие выплаты полагаются медикам участвующим в борьбе с COVID19
Реальные зарплаты медработников почти не выросли за время пандемии
При введении выплат стимулирующего характера медицинским работникам за работу с коронавирусом руководители медорганизаций зачастую использовали их как предлог для снижения других видов начислений. Из-за этого средние зарплаты в отрасли за первое полугодие во многих регионах не росли или выросли незначительно, сообщил Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава.
Анализ правоприменительной практики в области начисления федеральных и региональных стимулирующих выплат работникам медицинских организаций, оказывающих помощь пациентам с новой коронавирусной инфекцией, выявил массу нарушений. Законодательные нормы создавали почву для недовольства, а реальный рост зарплат в здравоохранении в первом полугодии даже с учетом «ковидных» доплат оказался незначительным. Такой вывод сделали эксперты ЦНИИОИЗ в аналитическом докладе «Меры государственной поддержки лиц, связанных с лечением COVID-19», с которым ознакомился «МВ».
В докладе под общей редакцией научного руководителя НИИ академика РАН Владимира Стародубова (после публикации материала «МВ» доклад удален с сайта ЦНИИОИЗ, копия имеется в распоряжении редакции) приводятся данные, свидетельствующие, что по сравнению с первым полугодием 2019 года в 2020 году средняя зарплата в сфере здравоохранения в России выросла на 10%. При этом, по предварительным экспертным оценкам, заработная плата многих медработников снизилась. Так, например, было выявлено снижение зарплат в федеральных организациях девяти субъектов России — в основном из-за уменьшения объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи.
«Мифические» надбавки
В свое время все регионы отчитались о достижении уровня зарплаты медработников, определенного майскими Указами Президента России 2012 года. Это означает, что врачи на начало 2020 года получали в среднем 200% от среднемесячного дохода от трудовой деятельности по соответствующему субъекту. Постановление Правительства № 415 [о стимулирующих выплатах медработникам за особые условия труда и дополнительную нагрузку при работе с пациентами с COVID-19] добавило к зарплатам врачей, оказывающих специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, еще 100% (другим специалистам, имеющим право на эти выплаты, – 80%). Следовательно, общий размер заработной платы этих категорий медработников должен был составить 300 и 280% от среднемесячного дохода в регионе соответственно, отмечают авторы доклада.
Средний по России показатель среднемесячного дохода от трудовой деятельности составил по итогам 2019 года 39,9 тыс. руб. Врачи инфекционных стационаров получат дополнительно по Постановлению Правительства № 484 [о стимулирующих выплатах за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании помощи пациентам с COVID-19] еще 200% сверх этой суммы. Таким образом, специалисты, имеющие право на обе выплаты, получат суммарно 500% от значения показателя среднемесячного дохода, или в среднем по 200 тыс. руб.
По данным Росстата, средняя зарплата врачей в России по итогам первого полугодия 2020 года составила 87 153 руб. (за первое полугодие 2019 года — 79,2 тыс. руб.), среднего медперсонала – 44 779 руб. (39,35 тыс. руб.), младшего медперсонала – 39 297 руб. (35,58 тыс. руб.)
Большинство субъектов установили также региональные выплаты медработникам. Поэтому размер зарплаты врачей должен быть еще выше. Однако это все гипотетические расчеты, далекие от реальности.
На практике немногие занятые лечением COVID-19 специалисты увидят такие деньги, так как положенные по майским указам 200% они получали не в виде оклада, а за счет многочисленных «накруток» в виде выплат стимулирующего характера, за счет платных услуг, которых сейчас практически нет, и т.д. Поэтому ничто не мешало главному врачу снять все виды выплат, которые осуществлялись ранее за счет средств ОМС и платных медицинских услуг и оставить только федеральные и региональные выплаты за работу с коронавирусной инфекцией, указывается в докладе ЦНИИОИЗ.
Льготы без гарантии
В нем отмечается, что специалисты, задействованные в борьбе с COVID-19, имеют право на широкий круг гарантий, льгот и компенсаций. Но на практике многие из них не реализуются или реализуются не полностью. Прежде всего речь идет о праве на сокращенную рабочую неделю, дополнительный оплачиваемый отпуск, праве на льготный порядок исчисления стажа для досрочного выхода на пенсию (время работы во время эпидемии будет засчитываться в стаж в двукратном размере) и выплаты компенсационного характера.
При этом нередко работники «традиционных» инфекционных больниц и отделений получают все предусмотренные государством меры социальной поддержки, а работники новых «ковидных» – только часть из них.
Разочарование вызвало и то, что реальный «ковидный» стаж оказался гораздо ниже озвученного первоначально. Медикам засчитывали в льготный стаж за работу в перепрофилированном медучреждении день за два, а не за три, как предполагалось изначально.
В период наиболее активной фазы распространения коронавирусной инфекции многие медорганизации перешли на 14-дневный режим работы. Обычно это предписывалось решениями региональных властей. Но такой режим противоречит требованиям трудового законодательства. Например, выходные дни должны предоставляться работникам каждую неделю. Любой режим рабочего времени должен предусматривать еженедельный непрерывный отдых, при этом он не может быть перенесен, подчеркивают эксперты ЦНИИОИЗ.
По их данным, иногда медучреждения сознательно шли на вынужденные нарушения законодательства. Продолжительность рабочей недели при работе с инфекционными заболеваниями не должна превышать 36 часов. На практике частыми были случаи переработки, нарушения ограничений на совместительство и сверхурочные, так как в случае недостатка кадров при переходе на 14-дневный режим работы и по ряду других причин медорганизации просто физически не могли предоставить в «ковидных» подразделениях 36-часовую рабочую неделю.
Несправедливо забытые
«Зачастую руководство медицинских организаций просто не задумывается над тем, что работникам даже временно перепрофилированных отделений полагаются установленные государством меры поддержки. Есть и другие причины для этого: финансовые (стремление сэкономить средства в условиях их ограниченности), юридические (неоднозначность правовых норм применительно к случаям временной смены профилей коек), организационные (недоработки, несогласованность действий и т.д.) и т.д.», — отмечается в документе.
Например, кадровая служба может просто не озаботиться тем, чтобы направить в Фонд социального страхования и в Пенсионный фонд информацию, необходимую для назначения работникам соответствующих льгот. Правовые лакуны возникали и в отношении совместителей, временно перебрасываемых из одного учреждения в другое.
В Постановлении № 415 говорится про «установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время» (впоследствии эта формулировка была изменена). Данную норму работодатели пытались трактовать по-разному. Например, если за смену врач столкнулся только с одним «ковидным» пациентом из 20, то расчет размера выплаты нередко производился как 1/20 от суммы, полагающейся за смену.
В докладе особо выделяются проблемы с младшим медперсоналом — из-за «оптимизации» численности этой категории медработников в рамках исполнения майских указов. С ними столкнулись большинство государственных и муниципальных организаций, перепрофилированных для оказания помощи больным COVID-19, даже «самые современные и хорошо оснащенные московские клиники».
«Объявленные выплаты стимулирующего характера за работу с пациентами с коронавирусом вновь активизировали протестные настроения сотрудников, переведенных из санитарок в уборщицы, поскольку эти федеральные выплаты предназначены для медработников, но не для уборщиц», — отмечается в докладе. При этом в Правилах, утвержденных Постановлением № 415, применительно к младшему медицинскому персоналу говорится, например, о выплатах «младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему условия для оказания специализированной медицинской помощи». Исходя из этой формулировки выплаты санитаркам полагаются. А исходя из текста самого Постановления № 415 – нет (выплаты полагаются только оказывающим медицинскую помощь).
Под выплаты стимулирующего характера не попали сотрудники многих подразделений, не занятых непосредственно в оказании медицинской помощи, например, лаборанты, а также немедицинский персонал. В эту категорию не вошли, например, водители скорой медицинской помощи, не состоящие непосредственно в штате медорганизации, а работающие в автотранспортных предприятиях на аутсорсинге. С одной стороны, прямых ограничений нет. Но и прямого указания в нормативных актах по их поводу тоже нет, что может стать основанием для отказа в выплатах (в Постановлении Правительства РФ № 695 от 16.05.2020, регламентирующем страховые выплаты, говорится только о медорганизациях).
Сдержанный прогноз
Авторы доклада полагают, что риски снижения заработной платы части медработников и ее задержек остаются высокими, так как до сих пор большинство медучреждений выживали за счет 100% авансов от страховых медицинских организаций в системе ОМС, не покрытых выставляемыми счетами за оказанную медицинскую помощь, в том числе по причине простоя. Их предложение – задействовать механизмы по поддержке медорганизаций из федерального бюджета.
Так как прогнозы эпидемиологической обстановки показывают, что активный этап борьбы с коронавирусной инфекцией будет продолжаться еще достаточно долго даже при широкой вакцинации и создании эффективных лекарственных препаратов, выплаты стимулирующего характера и осуществление других мер поддержки медицинских работников необходимо будет продолжить минимум до конца года. При этом дополнительное продление денежных выплат в условиях постепенного снижения уровня распространения коронавирусной инфекции должно происходить путем поэтапной отмены федеральных и региональных выплат стимулирующего характера и переводом их в выплаты компенсационного характера. Выплаты работникам стационаров должны остаться до тех пор, пока сохраняются отделения, специализирующиеся на лечении COVID-19.
«Если не будут задействованы заявленные механизмы по поддержке медицинских организаций из федерального бюджета, ситуация с зарплатами к концу года может резко ухудшиться», — делают вывод эксперты.
«МВ» направил запрос в Минздрав с просьбой прокомментировать выводы головного ведомственного аналитического института.
Как должны рассчитываться выплаты?
В первоначальных редакциях постановлений Правительства РФ было предусмотрено начисление медработникам дополнительных выплат за «фактически отработанное время». Иными словами, суммы, указанные в таблицах выше, являются максимально возможными, а размер выплаты зависит от отработанного медицинским работником времени.
На основе этой формулировки администрации медучреждений начали практиковать по меньшей мере два подхода, которые позволяют начислять обещанные выплаты в минимальных размерах:
- поминутное (почасовое) высчитывание нахождения медика в контакте с зараженным;
- расчет выплаты с первого дня контакта медика с зараженным.
Такие способы расчета являются незаконными.
И тут будет уместно процитировать президента. 15 мая во время видеоконференции по случаю открытия в ряде субъектов РФ многофункциональных медицинских центров для оказания помощи больным коронавирусной инфекцией Владимир Путин сказал: «Послушайте меня, послушайте внимательно: мы договорились, и было четко и ясно сказано, что эти деньги должны быть выплачены за работу с больными с коронавирусной инфекцией, а не за какие-то часы, минуты и так далее. Были названы конкретные сроки и конкретные цифры этих платежей. В начале следующей недели предметно обсудим, подведем итоги по всем субъектам Федерации – я хочу это подчеркнуть: по всем без исключения, – как выполнено это поручение».
Аналогичные заявления были сделаны и в других выступлениях президента, а также во вступительном слове председателя Правительства РФ Михаила Мишустина в ходе состоявшегося 18 мая совещания о стимулирующих выплатах работникам медицинских организаций, оказывающих помощь больным коронавирусной инфекцией.
Слова «за фактически отработанное время» были исключены из Постановления Правительства РФ от 12 апреля 2020 г. № 484.
Таким образом, выплаты должны производиться пропорционально отработанному времени в месяце на соответствующей должности из расчета месячной нормы часов на одну занятую ставку, независимо от даты первого контакта и суммарного времени контакта с зараженными пациентами. То есть размер выплаты уменьшается, только если медработник не отработал месячную норму, например по причине нахождения в отпуске или на больничном.
При этом, как разъяснила заместитель министра здравоохранения РФ Татьяна Семенова, «если медработник работает на полставки, он получает половину надбавки, а если на две ставки, то все равно получает одну выплату».
Дополнительные выплаты перечисляются вместе с заработной платой в соответствии с локальными нормативными актами медицинской организации (или транспортной организации в случае предоставления транспортных услуг при оказании скорой медицинской помощи). 11 мая в ходе обсуждения санитарно-эпидемиологической обстановки Владимир Путин поручил главам субъектов обеспечить получение медработниками выплат за апрель в срок до 15 мая.
Все вышеуказанные федеральные и региональные выплаты суммируются. При этом они не облагаются НДФЛ, за исключением выплат, предусмотренных Постановлением Правительства Москвы № 517-ПП.
Что делать медработникам, которые не получили выплаты или получили их в меньшем размере?
В таких случаях медицинский работник вправе обратиться за защитой своих прав в прокуратуру, трудовую инспекцию или в суд с иском о взыскании задолженности. Мы подготовили проект искового заявления, который может быть взят за основу.
До подачи искового заявления мы рекомендуем письменно запросить у работодателя копии документов для доказывания своей позиции в суде. В качестве доказательств помимо трудового договора могут понадобиться заверенные копии: штатного расписания, трудовой книжки, положения об оплате труда, табеля учета рабочего времени за соответствующий месяц и локальных нормативных актов, связанных с дополнительными выплатами (при наличии таковых). По письменному заявлению работодатель обязан выдать копии кадровых документов в течение трех рабочих дней (ст. 62 ТК РФ). Если он проигнорирует эти требования, копии могут быть истребованы через суд.
Исковое заявление может быть подано в районный суд по месту нахождения работодателя или по месту жительства работника. При этом работники освобождены от уплаты государственной пошлины.
В случае если у вас остались вопросы о выплатах медработникам, вы можете задать их, позвонив на горячую линию Минздрава России. Также открыты региональные горячие линии – номер вы можете найти на сайте Министерства здравоохранения в вашем субъекте.
Кроме того, на Портале госуслуг создан раздел для жалоб медицинских работников, которые не получили полагающиеся им выплаты: «Жалоба об отсутствии выплат медицинским работникам (Covid-19)». Поступившие обращения будут передаваться в исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и федеральные органы исполнительной власти.
Специалисты Capital Legal Services выражают свою благодарность всем медработникам, находящимся на передовой борьбы с пандемией, и готовы бесплатно оказать юридическую помощь в получении причитающихся стимулирующих выплат. Обратиться за помощью можно по почте cls@cls.ru или телефонам: + 7 (495) 970-10-90, + 7 (812) 346-79-90.
1 Страховая выплата будет начислена в случае, если заболевание или осложнение, которое развилось у медработника из-за инфицирования коронавирусом, входит в перечень, установленный в Распоряжении Правительства РФ от 15 мая 2020 г. № 1272-р.
Временный порядок расследования подобных страховых случаев инфицирования утвержден Постановлением Правительства РФ от 16 мая 2020 г. № 695.
Материал подготовлен юристами Capital Legal Services
Как в России поддерживают граждан в период COVID-19
Дополнительно
Увеличение выплат по больничным: подробности
Дистанционная продажа лекарственных средств: подробно о законе
Как государство борется с контрафактными лекарствами
Теперь можно купить лекарства не выходя из дома
Увеличение выплат по больничным
Выплаты в расчете на месяц по больничным листам должны быть не меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ).
Новые правила оформления больничных
Появилась возможность оформить электронный больничный лист при удаленной консультации врача с применением телемедицины — на лечение направят, если врач диагностировал заболевание, представляющее опасность для окружающих. Кроме того, больничные смогут оформлять руководители, которые являются единственными учредителями, а также граждане, приговоренные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду. Гражданам, совмещающим два места работы, не нужно будет оформлять больничный два раза, работодателю будет достаточно отправить номер электронного больничного.
Покупка лекарств через интернет
У граждан появляется возможность купить лекарства через интернет, заказав их доставку на дом. До этого выкупать необходимые медикаменты все равно приходилось в аптеке. Закон касается как нерецептурных препаратов, так и рецептурных, за исключением наркотических и психотропных, – продавать последние через интернет можно будет в условиях объявления эпидемий или ЧС.
Правительство РФ утвердило правила дистанционной продажи и доставки лекарств — онлайн можно будет приобрести безрецептурные препараты. Кабмин подписал соответствующее постановление 16 мая. Им утверждаются порядок выдачи разрешений на дистанционную торговлю медикаментами, требования к аптекам, порядок торговли, а также доставки лекарств.
Ответственность при обороте некачественных лекарств
Поправками в УК РФ за распространение некачественных или фальсифицированных лекарств через интернет устанавливается наказание в виде принудительных работ на срок от четырех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до трех лет или без такового либо лишения свободы на срок от четырех до шести лет со штрафом в размере от 750 тыс. до 2,5 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до четырех лет или без такового.
В соответствии с поправками в КоАП административный штраф за онлайн-торговлю фальсифицированными лекарствами и биодобавками составит от 75 до 200 тыс. рублей для граждан, от 150 до 600 тыс. рублей — для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, от 2 до 6 млн рублей — для юрлиц. Для организаций и ИП в качестве альтернативного наказания возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 дней.
Подробнее
Какие выплаты положены врачам и социальным работникам
Как контролируют цены на лекарства
Упрощение регистрации новых лекарств
Какие выплаты положены семьям с детьми
Увеличивается размер пособия по уходу за ребенком до полутора лет
Штрафы за завышение цен на лекарства
Вводится ответственность за завышение цен на лекарства. Для должностных лиц штраф составит от 250 тыс. до 500 тыс. рублей, для ИП и юридических лиц – в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации лекарств по неправомерно завышенным ценам за весь период такой реализации, но не более одного года.
Борьба со спекуляциями лекарств
Правительство, в случае чрезвычайной ситуации или при угрозе заболевания, представляющего опасность для окружающих, сможет на 90 дней ограничивать оптовую и розничную торговлю медизделиями по определенному перечню. Это позволит избежать ситуаций, когда, например, медицинские маски скупаются спекулянтами, и создать необходимый стратегический запас медикаментов.
Упрощение регистрации новых лекарств
Вводится возможность упрощенной процедуры регистрации новых лекарственных препаратов в России. Это позволит максимально ускорить допуск на рынок новых лекарств в условиях эпидемий. Кроме того, будет разрешено осуществлять при необходимости закупки медикаментов у одного поставщика. Также законом упрощается процедура допуска негосударственных медицинских учреждений к ОМС.
(Обновление 16.11.2020)
Упрощенный порядок регистрации лекарств и медицинских изделий для лечения коронавируса был продлен. Процедура позволяет получить все необходимые документы для применения лекарств или использования медицинских изделий в максимально короткие сроки. Такой порядок был введен из‑за коронавируса до 1 января 2021 года. Теперь он продлевается еще на год.
Поддержка семей с детьми
- Семьи с низкими доходами
Ежемесячные пособия на детей от трех до семи лет введены Указом Президента с 1 января 2020 года. Выплаты начались с 1 июня. Их получают семьи с низкими доходами. Размер пособия составляет 50% регионального прожиточного минимума на ребенка. Это примерно 5,5 тыс. рублей в месяц в зависимости от региона. Оформить выплату можно, подав электронное заявление на портале Госуслуг, при личном визите в МФЦ или органы соцзащиты.
- Адресные пособия и выплаты
Еще одна принятая инициатива даст возможность семьям, оказавшимся в затруднительном материальном положении из‑за временной потери работы, получить адресные пособия и выплаты, в том числе на детей в возрасте от трех до семи лет, без учета дохода за прошлый период (по действующему порядку нуждаемость в социальных пособиях рассчитывается на основании доходов семьи в период от трех до шести месяцев в зависимости от вида пособия). Выплаты будут производиться исходя из доходов семьи на момент подачи заявления. Это позволит поддержать людей, пострадавших из‑за особого порядка работы предприятий в период коронавируса.
- Увеличение размера пособия по уходу за ребенком до полутора лет
Обновление (22.05.2020)
Законом предусматривается единый размер пособия по уходу на ребенком для неработающих граждан. Пособие будет выплачиваться на каждого ребенка, вне зависимости от очередности рождения, и составит 6 752 рубля.
Отсрочка проведения техосмотра
Смотрите также
Поддержка автомобилистов: новые правила техосмотра
Как государство узнает, кто остался без работы и нуждается в помощи
Где регионы возьмут средства для борьбы с COVID-19
Вступление в силу новых правил ТО (видеофиксация и другие новые требования) переносится на 2021 год. Полностью от прохождения ТО освобождаются автомобили младше четырех лет. Если с года выпуска автомобиля прошло от четырех до 10 лет, то техосмотр надо будет проходить каждые два года. Ежегодно этой процедуре должны подвергаться автомобили старше 10 лет. До этого проходить техосмотр каждые два года должны были автомобили от трех до семи лет, раз в год — легковые авто старше семи лет, полностью от процедуры освобождались автомобили младше трех лет.
Обновление 01.03.2021
Из‑за ситуации с коронавирусом было принято решение продлить отсрочку вступления в силу новых правил проведения техосмотра. Принятое Правительством постановление продлевает до 1 октября 2021 года срок действия диагностических карт, истекающий в период с 1 февраля 2021 года по 30 сентября 2021 года. Таким образом, автолюбителям не потребуется проходить техосмотр, так как полученные ими ранее диагностические карты будут продлены автоматически.
Особый порядок подачи работодателем сведений о работниках
Приняты поправки, которые могут обязать ПФР чаще запрашивать данные о занятости граждан в пандемию.Они позволят Правительству в период неблагоприятной ситуации, вызванной распространением коронавируса, установить для работодателей особый порядок предоставления в органы Пенсионного фонда сведений о работниках — приеме на работу, увольнении, переводе на другую работу. Это позволит осуществлять оперативный мониторинг и учет граждан, потерявших работу.
Поддержка регионов
Губернаторам предоставляются универсальные инструменты, позволяющие осуществлять дополнительное финансовое обеспечение мероприятий, связанных с устранением последствий распространения коронавирусной инфекции. Также регионы освобождаются от погашения в 2020 году бюджетных кредитов. Это позволит регионам сэкономить порядка 78 млрд рублей, отмечал Председатель ГД Вячеслав Володин
Володин
Вячеслав Викторович Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва. Избран депутатом в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» . Высвобождающиеся средства станут источником финансирования дополнительных мероприятий социально-экономического характера, в том числе связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавируса. Кроме того, законом увеличивается срок предоставления казначейских кредитов на пополнение остатков средств региональных бюджетов с 90 до 180 дней и смягчаются ограничения на привлечение долговых обязательств.
Штрафы за нарушение карантина
Дополнительно
Что грозит тем, кто умышленно нарушает правила безопасности в период распространения коронавируса
В статье 6.3 КоАП «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения» устанавливается административная ответственность за нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, действующих в период режима ЧС или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, а также в период карантина предусмотрены штрафы для граждан от 15 до 40 тыс. рублей, для должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 50 до 150 тыс. рублей, для юридических лиц – от 200 до 500 тыс. рублей. В качестве альтернативного наказания для организаций и ИП возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 дней.
В случае если указанные нарушения повлекли причинение вреда здоровью человека или смерть человека, но не содержат признаков преступления, предусматривается наложение административного штрафа на граждан от 150 до 300 тыс. рублей, на должностных лиц – от 300 до 500 тыс. рублей или дисквалификация на срок до трех лет, на ИП и юридических лиц – от 500 тыс. до 1 млн рублей либо приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Также вводится новая статья 20.6.1 КоАП «Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения», предусматривающая ответственность за невыполнение правил поведения (которые будут устанавливаться Правительством РФ) при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Если указанные действия (или бездействия) не повлекли тяжких последствий, то в отношении граждан будет налагаться штраф в размере от 1 до 30 тыс. рублей, на должностных лиц – от 10 до 50 тыс. рублей, на ИП – от 30 до 50 тыс. рублей, на юридических лиц – от 100 до 300 тыс. рублей.
В случае повторного правонарушения или когда нарушение правил поведения при введении режима повышенной готовности повлечет причинение вреда здоровью человека или имуществу, предусматриваются санкции в виде штрафа для граждан от 15 до 50 тыс. рублей, для должностных лиц – от 300 до 500 тыс. рублей или дисквалификация на срок до трех лет, для юридических лиц и ИП – от 500 тыс. до 1 млн рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 дней.
В свою очередь, в соответствии с поправками в УК РФ, нарушитель заплатит штраф от 500 тыс. до 700 тыс. рублей. Возможно лишение свободы на срок до двух лет.
Если нарушение повлекло по неосторожности смерть человека, штраф составит от 1 млн до 2 млн рублей, срок лишения свободы – от трех до пяти лет. За нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее смерть двух и более лиц, предлагается наказывать лишением свободы на срок от пяти до семи лет.
Возврат билетов на отмененные концерты