Nedcentr.ru

НЕД Центр
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обязанности управляющей компании многоквартирных домов по ЖК РФ 2021

Обязанности УК многоквартирных домов по ЖК РФ в 2021 году

Законодательством определено несколько форм управления многоквартирным домом (ч. 2 ст. 161 ЖК):

  • непосредственно собственниками дома (если количество квартир в нем не превышает тридцати);
  • товариществом собственников жилья либо кооперативом (жилищным или иным специализированным);
  • управляющей компанией.

Управляющая компания является коммерческой коммунальной организацией, выполняющей функции по содержанию жилищного фонда в нормативном состоянии. Общим собранием собственников помещений в доме определяется способ управления МКД и, в случае выбора УК, с ней заключается договор управления. В самом договоре прописываются обязанности управляющей компании в соответствии со ст. 161 и 162 ЖК:

Выполнение работ и оказание услуг, связанных с управлением домом:

  • прием, хранение и предоставление необходимой технической документации на многоквартирный дом;
  • сбор, хранение и поддержание в актуальном состоянии реестра владельцев помещений в доме, предоставление информации о них в определенных случаях по запросу;
  • планирование мероприятий по содержанию и ремонту общего имущества МКД и согласование их с жильцами на общем собрании;
  • подготовка документации для проведения общего собрания собственников;
  • организационные мероприятия по выполнению работ и оказанию услуг, согласованных с жильцами дома;
  • организация расчетов за коммунальные услуги и ремонт общего имущества с оформлением квитанций, их рассылкой собственникам, а также информирование об изменении тарифов платы за коммунальные ресурсы и жилое помещение.

Выполнение работ с целью поддержания жилищного фонда в надлежащем состоянии, осуществление ремонтных работ общего имущества МКД:

  • периодический осмотр видимых частей конструкций дома;
  • проверка кровли, ее своевременный ремонт, очистка от снега и наледи;
  • работы, направленные на содержание в надлежащем виде фасада, лестниц, внутренней отделки, окон, дверей, полов (периодическая проверка, своевременный ремонт, проведение уборки);
  • проверка исправности и своевременная замена неисправных общедомовых приборов учета ресурсов, техническое обслуживание инженерных сетей, ремонт общего имущества МКД;
  • проверка и проведение работ по устранению неисправностей в вентиляционных системах дома;
  • работы по содержанию придомовой территории, мест накопления твердых бытовых отходов;
  • обустройство доступности входа в МКД для маломобильных групп населения.

Постоянное и качественное предоставление коммунальных услуг собственникам или пользователям помещений, расположенных в доме, а также содержание инженерных сетей в готовности предоставить коммунальные услуги:

  • поставляемый потребителям коммунальный ресурс должен соответствовать необходимому объему и качеству;
  • обязанность заключать с организациями-поставщиками ресурсов договора на их приобретение;
  • снимать ежемесячно показания с общедомового прибора учета (при его наличии) и по требованию предоставлять информацию потребителю;
  • если на общем собрании владельцев помещений в доме принято решение об установке общедомового прибора учета, то УК должно в трехмесячный срок обеспечить его установку и ввод в эксплуатацию.

Информирование собственников помещений о своей деятельности:

  • путем размещения в ГИС ЖКХ;
  • ответом на запрос граждан;
  • в форме ежегодного отчета перед собственниками в течение первого квартала текущего года за предыдущий календарный год.

А так же иная деятельность по управлению МКД.

Что изменилось в ЖКХ с января 2021 года для собственников и управляющих компаний

Собрали изменения, которые коснулись сферы ЖКХ уже с начала января 2021 года. Они будут интересны потребителям, управляющим организациям, товариществам, кооперативам и другим организациям коммунального комплекса.

Важно! Об изменениях, принятых в 2021 году, мы писали в отдельных материалах:
✔ Что нового в сфере ЖКХ появится в марте 2021 года?
✔ Что изменится в ЖКХ с 1 июля 2021 года?

Новые правила пожарной безопасности

С 1 января 2021 года вступили в силу новые Правила противопожарного режима в РФ. Они утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479. Предыдущее Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 утрачивает силу.

Наиболее важные правила пожарной безопасности, касающиеся многоквартирных домов, изложены в этой заметке. При этом по мнению самого МЧС, ничего принципиально нового в Правилах не появилось – лишь уточнили предыдущие требования.

Одним из самых волнующих вопросов оказалось хранение вещей в помещениях на цокольных этажах и в подвалах. Из ответа МЧС следует, что вещи хранить можно, если такое назначение помещений предусмотрено проектной документацией.

Кроме того, с января вводятся в действие Порядок и критерии отнесения объектов защиты к определенной категории пожарного риска (Постановление Правительства РФ от 12.10.2020 № 1662).

Повышение тарифов ЖКХ

Очень многие регионы повысили размеры взносов на капремонт.
О некоторых субъектах России мы писали ранее, но если вашего среди упомянутых там нет, то стоит поискать региональный нормативный акт, устанавливающий размер взноса на капремонт в 2021 году для конкретного региона. Обратите внимание, что принять решение о повышении размера взносов власти могли и до 2020 года – сразу на несколько лет вперед.

Размер платы на остальные ЖКУ традиционно повышается не в январе, а в июле 2021 года. Это следует из распоряжения Правительства РФ от 30.10.2020 № 2827‑р, которое утвердило средние по субъектам РФ индексы изменения размера вносимой гражданами платы за ЖКУ: на первое полугодие 2021 г. – 0% по всем субъектам РФ, а на II полугодие 2020 г. индексы различаются в зависимости от региона.

Мораторий на проверки организаций ЖКХ в 2021 году

Ограничения касаются только плановых проверок. Правительств РФ в постановлении от 30.11.2020 № 1969 определило особенности проведения таких проверок в 2021 году.

Обращаем внимание, что мораторий на внеплановые проверки, в том числе по жалобам, никто на 2021 год не продлевал. Вы можете писать жалобы в жилищные инспекции для проведения таких проверок. На всякий случай лучше поторопиться. Президент РФ уже подписал Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 509-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Он в статье 3 предусматривает право Правительства РФ в 2021 году вновь установить особенности проведения проверок юридических лиц. Это совсем не значит, что Правительство будет снова вводить мораторий на внеплановые проверки, просто у него будет такая возможность, если понадобится.

Читать еще:  Правила пользования спецодеждой спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты

Пени по ЖКХ в 2021 году

Возобновлено право организаций ЖКХ начислять и взыскивать пени, вводить ограничения в отношении коммунальных услуг при наличии задолженности.

Это право было приостановлено постановлением Правительства № 424, а полномочие Правительства устанавливать в 2020 году такие послабления для должников закреплялось в статье 18 Федерального закона № 98-ФЗ.

Есть вероятность, что и в 2021 году Правительству позволят установить особенности начисления и уплаты пени. Это предусмотрено проектом № 1076904 – 7, однако он только ещё внесен в Госдуму, поэтому рассчитывать на новые отсрочки и освобождения сразу с января 2021 года должникам не стоит. Возможно, проект даже отклонят, или Правительство РФ просто не станет вновь устанавливать мораторий на начисление и взыскание пени.

Также заканчивается возможность учитывать показания счётчиков, чья поверка истекла после 6 апреля 2020 года.

Новое в Правилах предоставления коммунальных услуг № 354

Постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 № 2184 внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг. В основном поправки касаются гарантирующих поставщиков и счётчиков электроэнергии.

Из других изменений можно отметить новый абзац в п. 44 Правил, согласно которому отрицательный ОДН должен учитываться при начислениях в последующих периодах.

В пункте 81(2) уточнили даты, с которых счётчик считается введённым в эксплуатацию в случае, если исполнитель не соизволил явиться для допуска прибора учета в эксплуатацию. Прежняя редакция предусматривала правила только в отношении счётчиков электроэнергии, теперь эту несправедливость устранили, и показания любого прибора учета можно будет учитывать, если исполнитель коммунальных услуг уклоняется от исполнения своих обязанностей.

Также Постановление №2184 вносит ряд изменений в другие документы:

  • Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 861);
  • Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 № 87);
  • Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178);
  • Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или ТСЖ либо кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 № 124);
  • Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442).

Идентификаторы должников

Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. № 468-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” переносит обязанность указывать идентификаторы гражданина-должника при составлении исковых заявлений и заявлений о вынесении судебного приказа до 2022 года (ст. 4).

Идентификаторы не потребуются лицам, которые управляют домами, региональным операторам (по обращению с ТКО и Фондам капремонта), ресурсоснабжающим организациям.

Утрачивает силу ряд нормативных документов

С 1 января 2021 года отменяются или признаются утратившими силу некоторые нормативно-правовые акты в сфере ЖКХ, выполнение которых раньше проверялось контролирующими органами. Это предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 29.07.2020 № 136.

Среди документов есть Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» и Постановление Правительства РФ от 25 января 2011 г. № 18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов».

Первый документ и так не применялся ввиду отмены ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, во исполнение которой он был утверждён, а второй заменен новыми Правилами, о которых мы писали ранее, они вступают в силу как раз с начала 2021 года.

Субсидии ЖКХ в 2021 году

С 1 января ожидалось вступление в силу изменений в Жилищный кодекс РФ, касающихся предоставления субсидий и компенсаций расходов на оплату ЖКУ. В частности, речь шла о самостоятельном получении соцзащитой сведений о задолженности (писали раньше), при этом Жилищный кодекс дополнялся положением, что компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности. Однако вступление в силу этих положений переносится на 1 июля 2021 года. Это предусмотрено статьёй 2 Федерального закона от 30 декабря 2020 г. № 509-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2391 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» также переносит срок вступления в силу норм о получении из ГИС ЖКХ сведений о наличии задолженности.

Этим же постановлением до 1 апреля 2021 г. продлевается беззаявительный порядок предоставления субсидий на ЖКУ.

Новое о рекламе

С 1 января вступили в силу новые Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе. Они утверждены Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 года № 1922. Обзор изменений от ФАС опубликовали в отдельном материале.

Они устанавливают среди прочего требования к заявлению о нарушении законодательства о рекламе (п. 14 Правил). Если понадобится жаловаться на несогласованные рекламные конструкции на фасаде многоквартирного дома или придомовой территории, то нужно перед обращением полистать этот документ, чтобы антимонопольный орган не завернул обращение.

Также вступили в силу новое Положение о государственном надзоре в сфере рекламы и Административный регламент ФАС (Постановления Правительства РФ от 16.11.2020 № 1838 и Приказ ФАС России от 09.12.2020 № 1203/20).

Новое о лицензировании

Лицензирование переводится в электронную форму, о чем был обзор изменений от органа жилищного надзора.
Также напомним, что уже с 20 декабря вступили в силу изменения в Приказ Минстроя №938 о внесении изменений в реестр лицензий.

Читать еще:  Образец должностной инструкции ведущего экономиста в 2021 году

Новые правила по охране труда в ЖКХ

Вступил в силу Приказ Минтруда России от 29.10.2020 № 758н, о котором мы сообщали ранее. Также начал действовать Приказ Минтруда России от 15.12.2020 № 903н «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок».

Новый порядок проведения поверки средств измерений

Нововведения устанавливаются Приказом Минпромторга России от 31.07.2020 № 2510. Приказ определяет порядок поверки средств измерения, требования к знаку поверки и требования содержанию свидетельства о поверке.

Установлен срок уведомления органом местного самоуправления собственников помещений многоквартирного дома о принятии решения об определении управляющей организации

Со 2 января вступают в силу изменения в часть 17 статьи 161 Жилищного кодекса РФ (Федеральный закон от 22.12.2020 № 441-ФЗ). Они устанавливают обязанность муниципалитета уведомить собственников о назначении временной управляющей организации в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения.

Новые правила обращения с ртутьсодержащими отходами

С 1 января 2021 года вступили в силу Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (Постановление Правительства РФ от 28.12.2020 № 2314).

Документ устанавливает, что места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп в многоквартирных домах определяются потребителями или по их поручению теми организациями, которые управляют домом. Они организуют накопление отходов в местах, являющихся общедомовым имуществом, и уведомляют об этих местах оператора по обращению с такими отходами.
Органы местного самоуправления организуют создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, в том числе в случаях, когда организация таких мест накопления не представляется возможной в силу отсутствия в многоквартирных домах помещений для организации мест накопления, а также информирование потребителей о расположении таких мест.

ТСЖ в рамках правового поля

Основной деятельностью организации может быть некоммерческое управление, но структура должна быть оформлена и зарегистрирована в рамках действующего законодательства: данные заносятся в реестр юридических лиц, и производится регистрация в Федеральной налоговой службе.

Сегодня ТСЖ является наиболее удобной формой для ведения хозяйства в МКД, потому что сами жильцы напрямую влияют на качество и объем предоставляемых услуг и выполненных мероприятий по ремонту и обслуживанию здания и имущества, а также придомовой территории.

Большинство сданных в эксплуатацию домов сразу выбирают форму управления — товарищество собственников жилья. Решение относительно создания ТСЖ принимается совместно всеми владельцами жилых помещений, на общем собрании. Проводится голосование, этапы которого фиксируются в протоколе заседания.

Что касается законодательных норм, работа товарищества регламентируется следующими правовыми актами:

  • Федеральным законом № 7 о регулировании и создании некоммерческих структур;
  • Жилищным кодексом РФ в редакции от 1 марта 2005 года и его основными положениями, описанными в разделе 6. При регулировании прав и обязанностей ТСЖ согласно Жилищного кодекса применяются также статьи от 135 до 152;
  • Конституцией Российской Федерации — статьей 30, в которой установлен добровольный порядок формирования ТСЖ на основании заявлений, поданных собственниками жилья.

Жильцов хотят оградить от плохих коммунальщиков

Фото: АГН Москва

Частая смена управляющей компании, которая происходит по решению собрания собственников помещений в многоквартирном доме, снижает эффективность жилищно-коммунальной системы, так как процесс передачи дел затягивается, что не способствует улучшению условий содержания и ремонта дома. И не сказать, что жильцы сами этого хотят. Нередко за такими решениями стоят сами «управляйки». Игнорируя принципы честной конкуренции, они цинично манипулируют жильцами, которых закон не ограничивает по количеству замен обслуживающих их организаций.

Два года назад законодатели просили Минстрой урегулировать вопрос, но проблему так и не решили. Сегодня к теме вернулась зампредседателя Комитета Госдумы по контролю и Регламенту Наталья Костенко. В своём письме министру строительства Иреку Файзуллину депутат напомнила о проблеме и предложила устранить законодательную лакуну. Копия документа имеется в распоряжении «Парламентской газеты».

Меняй не меняй — результат тот же

Когда терпение жильцов лопается из-за систематического невыполнения управляющими компаниями своих обязанностей, и общее собрание собственников жилья решает отказаться от их услуг, казалось бы, торжествует справедливость — тех, кто обирает людей, ничего не давая взамен, надо гнать в три шеи.

Другое дело другое, когда УК сознательно вводят жильцов в заблуждение, суля золотые горы, чтобы выжать с рынка конкурентов, которые, в общем-то, ничем себя не запятнали и с работой справлялись пусть и не отлично, но хотя бы удовлетворительно. В ход идут самые грязные методы — от фальсификации протоколов общих собраний до подкупа отдельных собственников перед голосованием.

Читайте также:

Эксперты советуют владельцам квартир не принимать на веру заманчивые предложения УК, претендующей на управление домом, а тщательно обдумать решение, оценив риски и последствия такого шага. Ведь часто качество содержания общего имущества ничуть не улучшается. Более того, жильцам вновь приходится проходить путь проб и ошибок.

В Краснодарском крае ситуация приобрела и вовсе трагикомичный характер. Жильцы многоквартирного дома в Новороссийске с августа 2019 года по февраль 2020 года провели 11 общих собраний, посвящённых выбору управляющей организации. Причём всё это время речь шла не о новых игроках на рынке ЖКХ — собственники жилья метались между двумя компаниями, переходя раз в месяц от одной к другой. Как рассказала «Парламентской газете» Наталья Костенко, в 2020 году в Краснодаре, Новороссийске и Геленджике жилинспекция выявила 93 подобных случая.

Раз в год

Всё это негативно сказывается на качестве управления домами, а потому требуется вмешательство законодателей, считает зампред думского Комитета по жилищной политике и ЖКХ Павел Качкаев. «Два года назад мы уже обращались в Минстрой с предложением решить вопрос, который волнует жителей не только Краснодарского края, но и Московской области и других регионов, — напомнил «Парламентской газете» депутат. — Тогда нам не удалось убедить министра, но, думаю, уже скоро, возможно, на следующей неделе мы вернёмся к теме. Проблема есть и её надо решать».

Читать еще:  Что такое счет 08 “Вложения во внеоборотные активы

В своём письме Наталья Костенко отметила, что Жилищный кодекс позволяет собственникам помещений в любое время проводить общие собрания для выбора управляющей организации. При этом другая норма ЖК устанавливает, что договор с УК заключается на срок не менее чем один год, но не более чем на пять лет.

«Однако сложившаяся судебная практика исходит из того, что смена управляющей организации может быть осуществлена собственниками помещений в многоквартирном доме в любое время и не только в случае подтверждения нарушений со стороны управляющей организации, — напомнила депутат. — При этом указанное положение не учитывает специфику договора управления, цена которого, а также перечень и периодичность работ устанавливаются на срок не менее одного года».

По мнению Костенко, такой пробел в законодательстве позволяет недобросовестным управляющим организациям вести конкурентную борьбу за счёт собственников помещений в многоквартирном доме, «что влечёт за собой нарушение прав и законных интересов граждан при содержании общего имущества, предоставлении коммунальных услуг и начислении платы за жилое помещение».

Напомним, в октябре прошлого года Заксобрание Красноярского края предложило установить, что для выбора способа управления домом и новой управляющей организации необходимо иметь 50 процентов и 1 голос от общего числа голосов собственников (сейчас достаточно и 25 процентов). Таким образом, у абсолютного большинства хозяев квартир появится возможность прийти к согласию в выборе управляющей организации. По логике красноярцев, это уменьшит число конфликтов и затруднит фальсификации и подкуп.

Когда можно сменить управляющую компанию

Согласно части 8 статьи 162 ЖК РФ, договор управления может быть расторгнут:

  • по соглашению сторон;
  • по решению суда при существенном нарушении договора одной из сторон;
  • при наличии такого условия в договоре.

В одностороннем порядке собственники могут это сделать, приняв на общем собрании решение об изменении способа управления домом, выборе другой УК или в случае, если действующая УК не исполняет условия договора управления.

Сменить управляющую организацию на общем собрании возможно по истечении срока действия договора управления.

Выбрать новую управляющую организацию собственники имеют право, если орган местного управления в соответствии с пунктами 4, 5 постановления Правительства № 289 уведомил их о планах исключить дом из реестра лицензий или аннулировать лицензию УК.

Согласно Правилам оказания коммунальных услуг, допускается перерыв в подаче холодной воды не более чем на 8 часов суммарно в течение месяца или не более чем на 4 часа единовременно. За каждый час превышения сроков допустимого перерыва в подаче воды размер платы за коммунальную услугу за месяц снижается на 0,15%, поясняет Юрий Аванесов. Это правило актуально и в случае отключения других услуг.

Если водоснабжение отключено, то орган местного самоуправления в течение одних суток обязан предоставить населению питьевую воду, в том числе путем ее подвоза. Обеспечение водой осуществляется по минимальным нормам, которые прописаны в приложении № 3 к Правилам холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 644 от 29.07.2013.

В нормах указаны три основные цели водопотребления: питье, приготовление пищи и умывание, а также удовлетворение санитарно-гигиенических потребностей человека и обеспечение санитарно-гигиенического состояния помещения. Объемы водообеспечения зависят от климатических зон. Так, Подмосковье, как уточнил Аванесов, относится ко второй климатической зоне, в которой общая норма водоснабжения в сутки составляет от 42,5 до 45 кубических литров на человека. Детям с года до 14 лет и кормящим женщинам положено немного больше воды. Как часто подвозят воду, в какое время и куда именно – решает муниципалитет.

А вот жить без горячей воды, если ее нужно будет отключить, придется на протяжении всего капитального ремонта.

Договор

Договор управления недвижимым объектом может заключаться только с компаниями, которые имеют право на подобную деятельность. Если организация не имеет аккредитации, то она не может осуществлять по закону управление многоквартирными домами, а также оказывать им услуги.

Перед тем, как заключить договор, необходимо провести собрание жильцов. Закон предусматривает, что УК должна:

  1. производить все работы в установленный срок;
  2. производит качественный ремонт общих помещений дома;
  3. предоставлять жильцам коммунальные услуги;
  4. проводить иные управленческие работы по содержанию жилья.

Договор должен содержать полный перечень услуг и обязанностей. После подписания договора осуществление деятельности компании начинается не позднее 30 суток после утверждения документа. Но возможен и иной срок начала работ, он должен быть указан в договоре.

За 30 суток до окончания срока договора, компания предоставляет новой компании всю документацию о работах и услугах. Также действующая УК обязана предоставлять регулярные отчёты о проведённых работах и расходах собственникам жилых помещений.

Что туда не входит?

Чтобы не попасть в неловкую ситуацию, заставляя УК делать то, что не входит в ее обязанности, необходимо знать, какие действия она может не выполнять:

  1. Вывоз мусора;
  2. Проведение внеочередных ремонтных работ, если в этом нет необходимости;
  3. Покупка нового теплоносителя;
  4. Сруб деревьев на придомовой территории;
  5. Ремонт домофона;
  6. Освещение придомового участка;
  7. Установка системы видеонаблюдения;
  8. Украшение придомовой территории.

Управляющие компании имеют свой набор прав и обязанностей, согласно закону и документам.

При нарушении этих правил организация может либо лишиться лицензии, либо уплатить штраф. Однако для этого необходимо, чтобы жилец вовремя заметил нарушение и обратился в соответствующую инстанцию.

И в заключении советуем вам посмотреть видеоролик о том, как устроена работа управляющей компании:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:


Это быстро и бесплатно !

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector