Nedcentr.ru

НЕД Центр
7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Организация закупок АУ в рамках Федерального закона 223 ФЗ

Организация закупок АУ в рамках Федерального закона 223 ФЗ

Тимошкина Ю. В.,
главный государственный инспектор ИФНС РФ № 5 по г. Москве, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса

Особенности осуществления закупок товаров, работ и услуг автономными учреждениями установлены законодательно. Это сделано для повышения их эффективности, открытости, исключения различных злоупотреблений, поскольку в данном случае расходуются бюджетные средства.

Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством полномочий органов госвласти, местного самоуправления. АУ работают в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах, в соответствии с федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

ВАЖНО В РАБОТЕ

Ограничение для применения УСН, установленное пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ в отношении казенных и бюджетных учреждений, к автономным учреждениям не применяется. Таким образом, АУ вправе применять УСН при условии соблюдения всех требований, установленных гл. 26 НК РФ.

Собственником имущества автономного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование (ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»). Имущество закрепляется за автономным учреждением на праве оперативного управления. Это означает, что оно владеет и пользуется имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается им с согласия собственника (ч. 1 ст. 296 ГК РФ).

При этом доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении автономного учреждения, а также имущество, приобретенное учреждением по договору или иным основаниям, также поступают в оперативное управление.

Регулирование порядка закупок автономными учреждениями

Начиная с 01.01.2012 при проведении закупок автономные учреждения обязаны руководствоваться положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

ВАЖНО В РАБОТЕ

Законом № 223-ФЗ установлены лишь общие требования к организации процесса закупок, тогда как автономным учреждениям предоставлена значительная самостоятельность при их осуществлении.

Исключение составляют лишь муниципальные автономные учреждения, для которых положения указанного ФЗ стали обязательными лишь с 01.01.2014.

Перечень случаев закупки товаров, работ, услуг, которые не подпадают под действие указанного Закона, приведен в ч. 4 ст. 1 Закона № 223-ФЗ и является исчерпывающим.

Основная особенность Закона № 223-ФЗ заключается в том, что он не определяет порядок закупки товаров (работ, услуг), а предоставляет возможность автономным учреждениям устанавливать их самостоятельно путем принятия положения о закупке.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Автономное и бюджетное учреждение – это разные виды государственных (муниципальных) учреждений (ч. 2 ст. 120 ГК РФ). Основное отличие между ними заключается в границах имущественной ответственности по обязательствам.

Законом установлено, что автономное учреждение может установить в подобном положении любой способ закупки, а не только аукцион или конкурс. Как отмечает Минэкономразвития РФ, это могут быть как способы, указанные в Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», так и иные способы: открытые конкурсы, электронные аукционы, двухэтапные конкурсы, закупки из единственного источника и т. д. При этом автономное учреждение обязано установить в положении о закупке порядок осуществления закупки выбранным способом.

Закупка ряда товаров (работ, услуг), таких как бумага, канцелярские принадлежности, электронно-вычислительная техника, автомобили, услуги по уборке зданий и др., может осуществляться только в электронном виде (полный перечень приведен в постановлении Правительства РФ от 21.06.2012 № 616). Такие разъяснения даны ФАС РФ в письме от 24.12.2012 № ИА/44025/12. При этом способ осуществления закупки (конкурс, аукцион, запрос предложения и иные), а также ее порядок указанным способом автономное учреждение определяет самостоятельно – также в положении о закупке.

Читать еще:  Какие подарки можно получить совместно с родовым сертификатом

ПОЗИЦИЯ ФАС

Закупка автономным учреждением любых товаров, работ, услуг должна осуществляться заказчиком в установленном порядке.

Пункт 4 письма ФАС РФ от 24.12.2012 № ИА/44025/12

Положение о закупке утверждается наблюдательным советом автономного учреждения (пп. 3 ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ) и не требует дополнительного утверждения каким-либо органом государственной власти, в том числе Минэкономразви-тия РФ (письмо Минэкономразвития РФ от 21.12.2011 № 28718-АС/Д28). Впрочем, кроме положения о закупке, АУ необходимо подготовить план закупки. Правила формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требования к его форме утверждены постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 № 932.

План закупок может формироваться с учетом таких сведений, как курс валют, биржевые индексы и другие сведения, на основании следующих программ, определяющих деятельность автономного учреждения как заказчика:

  • производственная программа (учитываются все закупки, формирующие смету затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг));
  • ремонтная программа (план ремонтов);
  • инвестиционная программа (включая техническое перево-оружение и реконструкцию, в том числе в области информационных технологий, новое строительство);
  • иные программы.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Положение о закупке – это документ, регламентирующий закупочную деятельность автономного учреждения (заказчика) и содержащий требования к закупке, в том числе:
— порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки);
— условия их применения;
— порядок заключения и исполнения договоров;
— иные, связанные с обеспечением закупки, положения.

План закупки должен иметь помесячную или поквартальную разбивку. Он формируется по утвержденной Правительством РФ форме в виде единого документа в электронном формате, обеспечивающем возможность его сохранения на электронных носителях и допускающем возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста.

Информационная открытость закупок товаров (работ, услуг)

Одним из принципов, которыми заказчики обязаны руководствоваться при проведении закупок товаров (работ, услуг), является информационная открытость.

В целях реализации данного принципа Законом № 223-ФЗ установлена обязанность автономных учреждений размещать информацию о закупках на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru).

Так, на официальном сайте необходимо размещать следующие документы:

1. Положение о закупке и вносимые в него изменения – не позднее чем в течение 15 дней со дня утверждения.

2. План закупки товаров (работ, услуг) на срок не менее чем один год (планы закупки инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств в период с 01.01.2013 по 01.01.2015 размещаются на трехлетний срок).

3. Извещение и документацию о закупке, проект договора (который является неотъемлемой частью извещения и документации о закупке), а также изменения, вносимые в извещение и документацию, разъяснения, протоколы, составляемые в ходе закупки.

Положением о закупке может быть предусмотрена иная подлежащая размещению на официальном сайте дополнительная информация.

ВАЖНО В РАБОТЕ

План закупки формируется автономным учреждением в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными актами заказчика, а также положением о закупке, утвержденным в установленном порядке, в том числе с учетом сроков проведения закупочных процедур исходя из требуемой даты поставки товаров (работ, услуг).

Не подлежат размещению на официальном сайте сведения о закупке, составляющие государственную тайну, при условии, что они содержатся в извещении, документации о закупке или в проекте договора, а также сведения, по которым Правительством РФ принято решение о неразмещении информации о них на официальном сайте. Например, распоряжением Правительства РФ от 23.04.2013 № 671-р утвержден перечень услуг в сфере страхования предпринимательских и(или) политических рисков, связанных с экспортным кредитованием и инвестициями, сведения о закупке которых не составляют государственной тайны, но и не подлежат размещению на официальном сайте в сети Интернет.

Читать еще:  Что такое медианная зарплата расчет статистические данные Медианный доход

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Законодательство исходит из принципов информационной открытости закупок, целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, отсутствия ограничения допуска к участию в закупке, а также равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Автономные учреждения также вправе не размещать на официальном сайте данные о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 000 рублей. Если годовая выручка АУ за отчетный финансовый год превышает 5 млрд рублей, оно вправе не размещать в Интернете сведения о закупках, стоимость которых не превышает 500 тыс. рублей.

Помимо информации о планирующихся закупках автономные учреждения не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, размещают на официальном сайте данные о количестве и общей стоимости договоров, заключенных по результатам закупки товаров, работ, услуг.

Изменения в регулировании закупок с 01 января 2014 года

С 01.01.2014 (за исключением отдельных положений) вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

Закон № 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений. Статьей 15 Закона установлено два случая, когда на автономные учреждения распространяется действие указанного закона.

Во-первых, при предоставлении автономным учреждениям средств из бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности. В этом случае на автономные учреждения распространяются положения Закона № 44-ФЗ, регулирующие отношения по планированию закупок, определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и заключению контракта, и положения, регулирующие мониторинг закупок, аудит и контроль в сфере закупок.

Во-вторых, если государственные органы или органы местного самоуправления, являющиеся государственными (муниципальными) заказчиками, передают на безвозмездной основе автономным учреждениям полномочия на осуществление закупок на основании договоров (соглашений). В этом случае АУ осуществляют закупки в пределах переданных им полномочий, в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ, которые регулируют деятельность государственного и мунaиципального заказчиков.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Если автономное учреждение осуществляет закупки для государственных (муниципальных) нужд, с 01.01.2014 оно подпадает под действие Федерального закона о контрактной системе, который более детально регулирует процесс таких закупок по сравнению с закупками, проводимыми по Закону № 223-ФЗ.

В остальных ситуациях проводимые автономными учреждениями закупки так же, как и раньше, должны осуществляться в соответствии с Законом № 223-ФЗ.

В Законе № 44-ФЗ процедуры, связанные с планированием и осуществлением закупок для государственных и муниципальных нужд, детально регламентированы. Автономным учреждениям предоставляется значительно меньше самостоятельности в принятии связанных с закупками решений, чем было прописано в Законе № 223-ФЗ.

И все же, хотя основные положения Закона № 44-ФЗ вступили в силу с 01.01.2014, переход к контрактной системе будет осуществляться постепенно. Так, большинство положений о планировании закупок для государственных и муниципальных нужд вступит в силу с 01.01.2015, положения об общественном обсуждении закупок, ряд положений о единой информационной системе, мониторинге и контроле в области регулируемых законом закупок – с 01.01.2016. При этом положение о том, что наименование объекта закупки будет указываться в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, вступит в силу с 01.01.2017.

Читать еще:  Исковое заявление об ограничении родительских прав образец

Последние изменения

Со 2 января 2021 года заработали изменения, которые привнес Федеральный закон №443-ФЗ от 22.12.2020. Он распространил закон о закупках отдельными видами юрлиц (223-ФЗ) на тендеры региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. Положения о закупках уже начали приводить в соответствие с новыми правилами. В 443-ФЗ указано, что необходимо утвердить и разместить в ЕИС обновленное положение о закупках в течение 90 дней со дня вступления в силу изменений, т.е. со 2 января.

А 1 апреля 2021 года вступает в силу Федеральный закон №452-ФЗ от 22.12.2020, который привнес новые особенности конкурентных тендеров в электронной форме и установил список требований к составу и содержанию заявок участников в закупках среди субъектов малого и среднего предпринимательства. Заказчикам с 1 апреля в течение 90 дней придется обновить положения о закупках, чтобы привести их в соответствие с новыми правилами проведения конкурентных торгов.

Из-за последних изменений статья стала не актуальна!

Мы уже обновляем ее и скоро переопубликуем. Чтобы разобраться в новых правилах прямо сейчас, используйте бесплатный доступ к материалам КонсультантПлюс.

или Дистанционное обучение

В последние дни ушедшего года на законодательном уровне принят пакет нормативных документов с изменениями действующего законодательства в сфере закупок для обеспечения корпоративных нужд. Изменения в регулировании закупок по федеральному закону № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» приведут к необходимости перестроения закупочного цикла компаний и переработки существующих локальных актов компании.

В результате обучения слушатели не только получат полезные знания, но и сформируют «дорожную карту», включающую план действий, механизмы внедрения новаций и прогноз развития ситуации. Это позволит практически без определенных затрат времени и прочих ресурсов поэтапно перестроиться для работы в новых условиях.

Ключевые вопросы по нововведениям

  • Переработка положения о закупке. Типовые Положения о закупке. Присоединение к положению о закупках «материнской компании»
  • Конкурентные и неконкурентные закупки. Торговые и неторговые процедуры. Способы осуществления конкурентных закупок с 1 июля 2018 года. Новые правила проведения конкурентных закупок
  • Правила описания предмета закупки
  • Формирование начальной (максимальной) цены договора
  • Осуществление закупок у единственного поставщика; размещения информации и отчетности о неконкурентных закупках
  • Закупки у МСП: новеллы правового регулирования
  • Новые требования к размещению информации о закупках в ЕИС с 1 июля 2018 года. Развитие функционала ЕИС. Риски несвоевременного размещения отчетности
  • Ведомственный контроль в сфере закупочной деятельности
  • Новые субъекты и основания обжалования закупок

Целью реализации программы является формирование навыков организации и проведения закупочных кампаний в соответствии с требованиями Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”: формирование внутренней распорядительной документации, установление регламента закупок, планирование и проведение торгов, иных способов определения контрагентов, исполнение заключенных соглашений.

Продолжительность:

Стоимость:

9 000 рублей (очно)

7 500 рублей (дистанционно)

Выдаваемый документ:

Удостоверение о повышении квалификации

Категория слушателей:

Лица, имеющие высшее или среднее профессиональное образование

Приглашаем на обучение:

  • работников бюджетной сферы (образование, культура, спорт, социальные службы);
  • специалистов государственных корпораций, государственных компаний, субъектов естественных монополий;
  • сотрудников организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;
  • сотрудников государственных унитарных предприятий, муниципальных унитарных предприятий, автономных учреждений;
  • работников хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;
  • работников дочерних хозяйственных обществ, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным выше юридическим лицам.
голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector