Порядок наследования исключительного авторского права на произведение
Наследование авторских прав
Состав наследства во многом зависит от вида профессиональной деятельности и личных увлечений наследодателя. Обычно после смерти граждан остается дом, квартира или денежный вклад. Реже наследникам переходят имущественные комплексы, ценные бумаги, произведения искусства или антиквариат. Однако если наследодатель был творческой натурой, писал научные труды или другого рода произведения, то состав наследства, может быть, несколько иной. Одним из объектов наследования является авторское право.
Понятие авторского права
Авторское право – это категория владения и распоряжения объектами интеллектуальной собственности, созданными в процессе творческой деятельности конкретным лицом. Автор произведения всегда известен, именно он выступает правообладателем в отношении созданного им объекта.
Регламентирует наследование авторских прав не только нормы ГК РФ, но и специальный ФЗ «Об авторском праве и смежных правах».
Создать шедевр можно во многих областях: в науке, литературе, музыке, изобразительном искусстве. Кроме того, нормы наследования интеллектуальной собственности распространяются и на компьютерные программы. Причем созданное произведение может храниться как в аудио или видео формате, так и в печатном и электронном варианте.
Согласно ГК РФ, объектам интеллектуальной собственности могут выступать:
- Изобретения;
- Фонограммы и видеозаписи;
- Радиопередачи и телепередачи;
- Научные и художественные работы;
- Товарные знаки и бренды;
- Образцы промышленного производства.
Авторские права наследников позволяют им распоряжаться интеллектуальным наследством и получать с этого прибыль.
Заработать на наследстве такого рода можно следующими способами:
- Публикациями;
- Тиражированием;
- Производством и распространением изобретений.
Если, к примеру, наследник получит фильм, он сможет продать права на его показ, а если книгу, то права на ее экранизацию. За каждое из этих действий он получит денежное вознаграждение.
Наследование имущественных и неимущественных авторских прав
Все авторские права могут иметь как имущественный характер, так и неимущественный. Наследование того или иного варианта имеет свои особенности. Подробно рассмотрим, какие авторские права переходят по наследству, а какие нет.
Имущественные авторские права представляют собой:
- Сокращение произведения или внесение в него изменений;
- Запуск произведения в транслирование в Интернет, телевизор или радио;
- Печать или перевод книг;
- Организация выставок предметов искусства.
Совершать подобные действия наследник может в отношении перешедшей к нему интеллектуальной собственности, только если запрет на эти действия прямо не указан в тексте завещания.
В качестве неимущественных прав наследники могут получить право совершать следующие действия:
- Охрана произведения от посягательства третьих лиц. Даже если сложилась ситуация с отсутствием наследников, функцию охраны шедевра будет осуществлять специальный государственный орган.
- Права на опубликование, распространение и воспроизведение произведения.
Законодательством не допускается переход по наследству права авторства, право имени, право на защиту репутации и право на отзыв.
Когда авторские права нельзя передать по наследству
Не получится передать по наследству объекты нематериального характера. Например:
- Публикация ранее изданных под чужим именем книг, трудов или картин под именем наследника — невозможна. Обязательно потребуется указать авторство;
- Право на защиту репутации автора.
Например, после смерти автора популярного произведения его книгу публикуют в соавторстве с человеком, не имеющим отношения к произведению. Родственники могут подать в суд за восстановлением прав.
Авторское право:
что нужно знать кинематографисту
Интеллектуальные права включают
- Личные неимущественные права (право признаваться автором, право на имя, право на защиту от искажений произведения, которые могут причинить вред чести, достоинству и деловой репутации). Эти права нельзя передать по договору, их нельзя «продать», от них нельзя отказаться, они охраняются бессрочно.
- Исключительное право (право использовать произведение в любой форме и любым способом, какие только можно придумать. Например, создание копий, размещение в интернете, переработка, передача в эфир и по кабелю и т. п. — перечень является открытым). Этим правом как раз можно распорядиться: предоставить по договору, передать в полном объёме и даже использовать в качестве предмета залога или же вклада в уставный капитал.
- Так называемые «иные права». Права, которые не относятся напрямую к двум предыдущим группам.
☝ Российское законодательство отдельно выделяет такую категорию как «сложные объекты» — это специфические результаты интеллектуальной деятельности, которые включают сразу множество охраняемых объектов: и произведения, и объекты смежных прав (например, исполнения или фонограммы), и ещё что-то. Кино относится именно к таким сложным объектам и при этом является произведением.
Множество творческих вкладов и образуют в итоге аудиовизуальное произведение: вклады автора сценария, режиссёра-постановщика, композитора, актёров, оператора-постановщика, художника-постановщика, гримёров, костюмеров, звукорежиссёров, гафера и так далее.
Не запутались в терминах? Мы продолжаем.
Кому принадлежат права
Гражданский кодекс в ст. 1263 определяет аудиовизуальное произведение как «произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств». При этом отдельно указано, что аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.
Эта же статья указывает на то, кто считается авторами аудиовизуального произведения:
- режиссёр-постановщик;
- автор сценария;
- композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения.
Остальные лица не признаются авторами фильма, но считаются авторами произведений, которые вошли составной частью в аудиовизуальное произведение. И так как у каждого из них есть свой творческий вклад и созданное ими произведение (например, результаты работы гримёра охраняются как объект авторского права, точно так же, как охраняются права на сценарий или дизайн костюма), то с каждым из участников кинопроцесса заключается договор.
☝ Только в результате заключения договоров со всеми творческими единицами (авторами фильма и авторами произведений, которые вошли в него в качестве составной части) все права могут сосредоточиться в руках лица, которое несёт самые большие риски в киноиндустрии — в руках продюсера, которого закон называет «изготовителем аудиовизуального произведения» или же «лицом, организовавшим создание сложного объекта».
Действительно, очень сложно управлять созданным сложным объектом, если права на него принадлежат сразу группе специалистов.
Авторское право возникает и начинает охраняться в момент создания произведения. Никакой специальной регистрации или формализации не требуется. Авторские права нигде не патентуются. Любая организация, обещающая вам сделать это, просто пытается на вас заработать — доказательное значение полученного от любой организации документа может иметь значение только в качестве косвенного доказательства той даты, когда лицо, претендующее на статус автора, принесло свой результат интеллектуальной деятельности в такую организацию и заявило о том, что оно-то и является его автором.
☝ Важно, что охраняются как обнародованные произведения — то есть произведения, которые стали доступны публике (например, в результате их опубликования), так и необнародованные, например, если произведение создано и положено автором в стол. Авторское право — исключительное право и личные неимущественные права на него всё равно возникли.
Идея не охраняется
Идея — эфемерная субстанция. Именно по этой причине она не охраняется, ведь одна и та же идея может быть реализована миллионом разных способов. Но стоит придать идее объективную форму выражения (например, оформить сценарную заявку, синопсис, тритмент, сценарий), как из идеи получается произведение — вполне охраноспособный объект. При этом в произведении, конечно же, должна присутствовать такая черта как творческая новизна.
Считается, что все произведения по умолчанию являются результатами творчества, хотя всем ясно, что идея «снять фильм о любви», например, даже будучи записанной на бумаге, всё равно не может охраняться. Поскольку никакой объективной формы, выражающейся в оригинальном воплощении этой идеи, так и не появилось.
Как было указано выше, автору принадлежит право на имя и право авторства. Реализуются они путём предоставления законом возможности указывать себя в качестве автора произведения, например, с использованием имени или псевдонима, а также использовать произведение анонимно, то есть без указания имени. Правда, злоупотреблять использованием псевдонимов тоже не стоит, ведь в случае спора придётся доказывать не только то, что произведение было создано конкретным лицом, но и то, что псевдоним используется именно этим автором.
Знак «копирайта»
Известный знак охраны прав — латинское С в окружности — ©, вопреки досужему мнению указывает не на автора, а на обладателя исключительного права на произведение. По этой причине ставить такой знак охраны правомерно может только лицо, которое является обладателем исключительного права: первоначально — автор, а в последствии, если заключён договор, например, продюсер. Ещё раз стоит напомнить, что автор от этого не перестаёт быть автором — ведь заключив договор об отчуждении исключительного права на произведение, автор лишается только возможности использовать произведение, но вовсе не права требовать указывать себя в качестве автора и признаваться им.
☝ Подписывать создаваемые произведения очень важно, поскольку по закону лицо, которое указано обычным образом на экземпляре произведения, считается автором, пока не доказано иное. По этой причине это самая доступная форма «обеспечения» собственного авторства.
Нет никакого заранее установленного списка подходящих доказательств, суды тоже не имеют в этом плане никаких приоритетов, ведь главное, чтобы доказательства были достоверны, допустимы с точки зрения закона, достаточны для вынесения решения в своей совокупности, а также относимы к конкретному делу.
Среди доказательств, которые наиболее часто встречаются в сфере авторского права
- исходники работ (например, черновиков, эскизов, негативов плёнок, исходных фотофайлов и т. п.) — их наличие позволяет сделать суду вероятный вывод о том, что перед ними действительно автор.
Но помимо этого используются и другие доказательства:
- документы, подтверждающие дату создания произведения (например, почтовые конверты, содержащие вложение внутри с почтовым штемпелем),
- документы от нотариусов, свидетельские показания и даже заключения автороведческой или искусствоведческой экспертизы.
Свидетельские показания, конечно же, часто воспринимаются судами критически, поскольку если допустить возможность лжесвидетельства (между прочим, уголовное преступление), то свидетелей можно привести множество. Да и говорить свидетель может только о том, в чём уверен. Например, свидетель видел, что автор что-то писал, но не видел, что именно. Или читал предоставленную рукопись, но никак не может подтвердить, что её написал вручивший.
Стоит отметить, что защита в суде — это, в первую очередь, проблема доказывания.
☝ Исходя из указанного выше, крайне желательно сохранять первоначальные экземпляры произведения, на которых можно будет обнаружить дату и указание автора. Уже сказали про почтовые конверты — старый «дедовский», но до сих пор работающий способ обеспечения доказательств — это направление писем самому себе. А внутри может лежать диск, флешка, бумага с записями — что угодно, некое сопроводительное письмо, указывающее на содержание вложения и авторский статус. Разумеется, при получении конверта не стоит его на радостях открывать — это страховка на случай возможного спора.
Кстати, с развитием технологий стало возможным отправлять и электронные письма. Да-да, доказательства в электронной форме уже давным-давно применяются судами, в этом нет ничего удивительного. Если вы не делаете тайну из своего произведения, то его можно разместить на каких-либо ресурсах, сопроводив подписью и иной информацией об авторском праве (например, правилами его использования, контактными данными автора и т. п.).
В последнее время популярны и другие способы подготовки доказательств, например, с привлечением нотариусов.
- С прошитого документа можно сделать копию, которая будет удостоверена нотариусом. Или же можно сделать заявление об авторском праве, как это предусмотрено ст. 1300 Гражданского кодекса, но обратиться к нотариусу за удостоверением подписи на документе. В указанных случаях нотариус не подтверждает правдивости подписываемой информации — только тот факт, то документ подписан обратившимся лицом.
- Дороже, но, в какой-то мере, эффективнее — обратиться к нотариусу за другим нотариальным действием — обеспечением доказательств. Специфическая деятельность нотариуса в таком случае сводится к удостоверению наличия какой-либо информации, подтверждению её наличия у вас или на каком-то ресурсе, либо в каком-то месте. В силу обязанностей и полномочий, возложенных на него законом, нотариус имеет право удостоверять определённые факты. Нотариус может осмотреть предоставленные ему документы, иные носители информации, страницу в интернете, переписку в социальной сети, содержимое мессенджера, нахождение какого-то объекта в помещении и так далее. К сожалению, не смотря на возможности, предоставленные законом, на высоком уровне подобные действия осуществляют не все нотариусы, но информация о тех, кто активно практикует в этой области обычно доступна.
Кстати, не обязательно ограничиваться в плане получения доказательств только территорией России. Например, вы можете отдать своё произведение на сохранение в Библиотеку конгресса США, зарегистрировать сценарий в Гильдии сценаристов США (Восток и Запад) или воспользоваться иными доступными онлайн зарубежными сервисами. Как и в описанном в начале статьи случае, доказательное значение будет весьма косвенным, но это всё равно доказательство. При прочих равных внутренее убеждение суда может быть сформировано с учётом таких документов. Стоит всё это обычно не очень дорого и в целом доступно каждому.
Что делать с авторскими правами после открытия наследства
Перед тем как запускать процедуру перехода авторских прав следует выяснить, не совершал ли умерший человек сделок с ними.
При жизни наследодателя они могли быть проданы, подарены, обменены. Если это произошло, то перейти по наследству они не могут, так как уже при жизни лица ему не принадлежали в качестве собственности
Чтобы переход авторского права по наследству состоялся, необходимо предоставить нотариусу несколько документов. К их числу относятся:
- заявление о желании принять наследство;
- документы, позволяющие идентифицировать личность наследника;
- документарное подтверждение смерти человека;
- подтверждение родства;
- справка об уплате государственной пошлины;
- подтверждение того, что умерший человек имел звание автора. Например, это может быть патент или же справка из творческого объединения.
Лучше всего одновременно сдать нотариусу все необходимые бумаги. Не исключен вариант постепенного предоставления документов. Но это нужно сделать в течение шестимесячного срока.
Особенности наследования авторских прав
Обобщение Верховным судом Российской Федерации судебной практики по наследственным делам происходило лишь однажды. В Постановлении Пленума ВС РФ от 29 мая 2012 года ошибки и недочеты судов в делах о наследовании авторских прав разбираются в пунктах 83-94.
Существует несколько видов авторских прав.
Одни из них можно передать своим потомкам, а другие нет:
- имущественные права автора. Данный вид переходит по наследству. За счет него потомки могут распоряжаться произведением человека (например, публиковать его), а также получать деньги за использование;
- возможность следования. Если автор продал свое творение, то при возможной последующей перепродаже, он может получить определенную сумму денег дополнительно. Продать или подарить данное право нельзя, оно переходит потомкам по наследству. Но только на 70 лет;
- личные неимущественные права. В авторском праве наследованию не подлежит данный вид прав. Например, право на указание имени автора произведения. В порядке наследования оно не переходит. Поэтому как бы наследники не хотели, поменять имя автора книги или фильма у них не выйдет.
Важно! Наследодатель может самостоятельно определить, какие права не должны переходить по наследству. Он имеет возможность запретить производить какие-то манипуляции с объектом авторского права, и наследники будут обязаны выполнить его пожелание.
Когда происходит переход права в порядке наследования
После того как нотариус выдаст свидетельство о наследстве, лицо становится собственником авторских прав.
В результате у него появляется возможность распоряжаться приобретенным интеллектуальным трудом. Например, получать деньги за воспроизведение объекта авторского права. Также в этот момент позволяется продажа, обмен, дарение и другие сделки, направленные на отчуждение интеллектуальной собственности.
Однако следует помнить, что только создатель литературного произведения, объекта искусства, научной работы или другого объекта умственного труда может единолично распоряжаться им (вносить правки, редактировать, присваивать свое имя и т.д). Авторские права наследников в этом плане ограничены. Они могут только осуществлять сделки, а также получать дивиденды.
Топ-10 самых интересных споров по интеллектуальной собственности за полгода
За прошедшие полгода в сфере интеллектуальной собственности рассмотрено больше тысячи споров, некоторые из которых содержат важные выводы. Например, Верховный суд сформировал новый подход, в соответствии с которым допускается цитирование любых произведений, в том числе фотографий, охраняемых авторским правом. Суд по интеллектуальным правам выработал критерии для определения оборудования, подлежащего «налогу на болванки», а также рассказал, чем музыка на церемонии отличается от музыки на концерте. Из множества кейсов «Право.ru» выбрал 10 самых интересных.
Илья Варламов vs. «Архи.ру»
Известный блогер Илья Варламов подал иск к обществу «Архи.ру», которое использовало 22 его фотографии на своем веб-сайте www.archi.ru. Несмотря на то, что ответчик на размещенных фотографиях указал имя автора и ссылку на его блог, истец полагал, что этого недостаточно – нужно было спросить разрешения. Варламов считал свои права нарушенными и требовал компенсации.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска, поскольку на фотографиях было указано имя автора и его страница в сети, фотографии взяты из открытых источников, а объем цитирования небольшой. Апелляция отменила решение суда первой инстанции, отмечая, что имело место не цитирование фотографий, а их использование в целях иллюстрирования информационных материалов. При этом суд пришел к выводу о том, что спорный случай не относится к такому виду свободного использования произведений, как иллюстрирование изданий, радио- и телепередач, звуко- и видеозаписей учебного характера. Кассация оставила постановление без изменений.
Верховный суд отменил постановление апелляции и оставил в силе решение суда первой инстанции. Он пришел к выводу, что утверждение о возможности цитировать только литературные произведения не соответствуют положениям подп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК.
Любые произведения науки, литературы и искусства, охраняемые авторскими правами, в том числе фотографии, могут быть свободно использованы без согласия автора и выплаты вознаграждения в целях цитирования.
При этом ВС особо подчеркнул некоммерческий характер произведений, что исключает их незаконное использование (№ 305-ЭС16-18302). «При разрешении указанного дела судами был сформирован новый подход, в соответствии с которым допускается цитирование любых произведений, охраняемых авторским правом, в том числе фотографий», – подытожила партнер, глава Практики интеллектуальной собственности, медиа и технологий Hogan Lovells Наталья Гуляева (см. «Как это работает: бесплатное использование фото из интернета»).
Ассоциация компаний интернет-торговли vs. ООО «Блэк Фрайдей»
ООО «Блэк Фрайдэй» зарегистрировало исключительное право на товарный знак «Black Friday». Ассоциация компаний интернет-торговли подала в ФАС заявление о нарушении обществом антимонопольного законодательства, поскольку указанный товарный знак у широкого круга потребителей ассоциируется с понятием сезонной распродажи. ФАС решила: «Black Friday» никогда не было связано с предоставлением услуг конкретным хозяйствующим субъектом, а значит, позволяет хозяйствующему субъекту-правообладателю получать необоснованные преимущества перед конкурентами, оказывающими такого же рода услуги. В связи с этим ФАС признала действия общества недобросовестной конкуренцией.
Незаконно использовать товарный знак, который у широкого круга потребителей ассоциируется с каким-нибудь понятием (например, с сезонной распродажей).
«Особенностью этого дела является то, что обозначение «Black Friday» использовалось до его регистрации в качестве товарного знака несколькими хозяйствующими субъектами не как средство индивидуализации конкретного товара, а как обозначение особых условий продажи товара. По сути, ФАС пришла к выводу о том, что обозначение «Black Friday» стало восприниматься потребителем как синоним слова «скидка». Последствием такого решения может стать признание недействительной регистрации товарного знака на имя ООО «Блэк Фрайдэй», – объяснил советник ЮФ «ЮСТ», к. ю. н., член экспертных советов при ФАС Дмитрий Серёгин. «В то же время Суд по интеллектуальным правам подтвердил, что решение Роспатента о предоставлении ООО «Блэк Фрайдэй» исключительных прав на товарный знак «Black Friday» является законным и обоснованным (№ СИП-70/2017)», – заметила руководитель Практики по интеллектуальной собственности/информационным технологиям «Качкин и партнеры» Екатерина Смирнова..
«Узловский молочный комбинат» vs. Роспатент
«Узловский молочный комбинат» оспаривал решение Роспатента об отказе в регистрации словесного обозначения «МАРГАРИН ТВОРОЖНЫЙ» в качестве товарного знака. СИП пришел к выводу, что заявленное обозначение включает название определенного вида товара – «творожный», что применительно к товарам «маргарин; жиры пищевые», является ложным указанием на несуществующую характеристику. Поэтому СИП отказал истцу (№ СИП-773/2016).
Индивидуализация одного товара указанием на вид и свойства другого товара не может быть признана фантазийной, а использование в качестве товарного знака названия несуществующего продукта питания недопустимо.
Московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь» vs. Роспатент
Роспатент отказался предоставлять правовую охрану товарному знаку «ВОЛЬСКАЯ КОРОВКА», сходному до степени смешения со словесным обозначением «КОРОВКА». «Красный Октябрь», которому принадлежит этот товарный знак, принялся оспаривать решение в суде. СИП сделал вывод: значимость элемента в словесном обозначении устанавливается исходя из логического ударения, которое в указанном случае падает именно на слово «КОРОВКА». Товарные знаки производят общее зрительное впечатление, поскольку имеют идентичные элементы, определяющие первое зрительное впечатление. СИП посчитал, что высока вероятность введения потребителей в заблуждение – они могут решить, что сравниваемые товары принадлежат одному производителю (№ СИП-676/2016).
Смешение в глазах потребителей товарных знаков устанавливается исходя из значимости элемента в словесном обозначении, которое определяется силой логического ударения на определенное слово.
ООО «ШАТО-АРНО» vs. ООО «Фирма ВАСТОМ»
ООО «ШАТО-АРНО» обратилось в арбитражный суд с иском к ООО «Фирма ВАСТОМ» о запрете использования обозначения «АРАГАЦ» для индивидуализации товаров «аперитивы, бренди, напитки алкогольные, напитки спиртовые, напитки, получаемые перегонкой» и взыскании 10 440 600 руб. компенсации за нарушение исключительного права на указанный товарный знак. Суд первой инстанции, апелляция и кассация удовлетворили исковые требования частично – запретили обществу использовать обозначение «АРАГАЦ» и взыскали 100 000 руб. компенсации.
ВС отменил все предыдущие акты и отправил дело на новое рассмотрение (№ 305-ЭС16-13233).
Суд может взыскивать компенсацию за нарушение исключительных прав ниже минимального предела, установленного законом, в отношении юридических лиц. Указанный подход может применяться и к размеру компенсации, определяемому по усмотрению суда, и к двукратному размеру стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, и к двукратному размеру стоимости права использования товарного знака.
Таким образом, ВС закрепил возможность применения позиции, изложенной в Постановлении КС от 13.12.2016 № 28-П – о возможности в отношении физических лиц и ИП взыскивать компенсацию за нарушение исключительных прав ниже установленного законом минимального предела.
«При этом в определении ВС есть оговорка, что суд по своей инициативе не вправе уменьшать компенсацию ниже минимального предела, установленного законом. Сторона, заявившая о наличии оснований для уменьшения взыскиваемой компенсации, обязана доказать необходимость этой меры», – добавила старший юрист АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Ирина Косовская. Она считает, что указанное определение существенным образом повлияет на ранее сложившуюся правоприменительную практику. «Такой подход ведет к поощрению распространения контрафактной продукции, причем пострадают как крупные правообладатели, так и небольшие компании. Тезис определения о том, что указанное снижение компенсации допускается только при заявлении об этом ответчиком, представляется декоративным», – отметил руководитель группы практики интеллектуальной собственности «Пепеляев Групп» Юрий Яхин.
Мари Бризар Вайн энд Спиритс vs. ООО «Бельведер Русь» и др.
Компания «Бельведер» из Франции (впоследствии истцом стал «Мари Бризар Вайн энд Спиритс») обратилась в суд с иском к ООО «Бельведер Русь», ООО «СпецЮрТорг» и ООО «ЮД Трейдинг» о признании недействительными договоров об отчуждении исключительных прав на товарные знаки и их госрегистрации. Предметом договоров являлись 9 товарных знаков, в числе которых такие мировые бренды водки, как «Юрий Долгорукий», «Иван Калита», «Чайковский» и «Окно в Европу». Компания «Бельведер» настаивала: согласно п. 2 ст. 1488 ГК, отчуждение исключительного права на товарный знак по договору не допускается, если оно может явиться причиной введения потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя.
Дело прошло несколько кругов и в итоге дошло до ВС, который удовлетворил требования истца (№ 305-ЭС15-4129).
Идентичные или сходные до степени смешения товарные знаки имеют экстерриториальный характер и не могут принадлежать в разных странах разным правообладателям.
«Определение ВС должно положительно отразиться на российском бизнесе, т. к. позволит эффективнее защищать интеллектуальную собственность», – считает старший юрист «ФБК Право» Елизавета Капустина.
Издательство «Пан пресс» vs. ООО «Акцепт» и ООО «Продюсерский центр «АН-фильм»
Истец полагал, что показ в фильме «Солдаты. Снова в строю» издания книги Л. Н. Толстого «Анна Каренина» является нарушением исключительных прав на дизайн. СИП его в этом поддержал, несмотря на то, что запрета на съемку и показ предметов материального мира, в том числе созданных творческим трудом, нет (№ С 01-39/2017).
Использование объекта, внешнее оформление которого составляет произведение дизайна и формирует сюжет сцены, может быть признано в определенных случаях нарушением исключительного права на дизайн – если внимание зрителя акцентировано на произведении, а не на объекте материального мира как таковом.
«Таким образом, если в кинофильме демонстрируется издание книги в качестве «сюжетообразующего объекта», то ее показ без разрешения правообладателя может быть нарушением исключительных прав на дизайн», – пояснила Смирнова.
Российское авторское общество vs. Администрация г. Сочи
РАО обратилось в суд с требованием о взыскании компенсации за нарушение исключительных авторских прав на музыкальные произведения, которые исполнялись на концерте «Мой Сочи, мы тебе поем!». Этот концерт был организован администрацией г. Сочи на День города. На концерте выступали хоры, вокальные коллективы и ансамбли из Сочи, которые пели песни, входящие в репертуар РАО («Я живу в России» Загуменниковой Н. Д., Цветкова В. Н.; «Ой, цветет калина» Исаковского М. В., Дунаевского И. И.; «Старый рояль» Иванова Д. Г., Минкова М. А.; «Широка страна моя родная» Лебедева-Кумача В. И., Дунаевского И. И., и другие).
Администрация настаивала, что это была официальная церемония, а значит, на ней могли использоваться музыкальные произведения без уплаты вознаграждения авторам. Понятие концерта отличается от понятия официальной церемонии. Концерт – музыкально-зрелищное увеселительное мероприятие. Церемония – торжественное выполнение обряда по установленным правилам от имени государства, субъекта федерации или органов местного самоуправления.
В споре между РАО и администрацией г. Сочи СИП пришел к выводу, что концерт, организованный в Сочи, не был официальной церемонией.
На церемонии песня не является основным объектом восприятия, а играется лишь фоном. Во время концерта, наоборот, музыкальные произведения имеют основное значение. Поэтому при исполнении песни на концерте ее авторам выплачивается вознаграждение, а при исполнении на церемонии – нет.
Таким образом, СИП присудил выплатить РАО 180 000 руб. компенсации за нарушение исключительных авторских прав на музыкальные произведения (№ С 01-1207/2016).
ООО «Российский Союз Правообладателей» vs. ООО «Делл»
Российский Союз Правообладателей обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к ООО «Делл» о взыскании авторского сбора. Авторский сбор (так называемый «налог на болванки») – это компенсация в пользу правообладателей при использовании их произведений в личных целях (ст. 1245 ГК). В «Делл» отказались от уплаты этого сбора, ссылаясь на то, что ввозимые им системы хранения данных, серверы и рабочие станции используются исключительно юридическими лицами и относятся к профессиональному оборудованию. «При этом судами не были выработаны четкие юридические критерии для разграничения профессионального и непрофессионального оборудования», – поясняет Гуляева. Но СИП исправил ситуацию.
Суд выделил следующие критерии отнесения оборудования к профессиональному: возникновение у пользователей потребности в получении специальных навыков для работы с оборудованием; ценовая политика, не позволяющая рядовым потребителям использовать оборудование в личных целях; рынок сбыта и порядок сервисного обслуживания профессионального оборудования.
Исходя из этих критериев, СИП установил, что импортируемое «Делл» оборудование может быть использовано рядовым потребителем, и взыскал в пользу ООО «Российский Союз Правообладателей» 62 294 880 руб. авторского сбора (№ С 01-809/2016).
Смоленская таможня vs. ООО «Тризолен-Полимер»
ООО «Тризолен-Полимер» ввезло в Россию произведенный на территории Германии товар с обозначением «TRISOLEN», права на который зарегистрированы в России за третьим лицом. В Германии товарный знак «TRISOLEN» принадлежит немецкой «LEUNA EUROKKOMERZ Gmbh».
Смоленская таможня обратилась в суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.10 КоАП («Незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров»).
Суды двух инстанций удовлетворили требование таможни и оштрафовали «Тризолен-Полимер» на 50 000 руб., а товар изъяли, конфисковали и уничтожили. СИП с ними не согласился (№ А43-10065/2016).
Поскольку обозначение, зарегистрированное в качестве товарного знака в стране происхождения товара, нанесено самим обладателем права на такой товарный знак, воспроизведение товарного знака законно. Если правообладателем тождественного или сходного до степени смешения товарного знака в России является иное лицо, этот товар не может быть признан контрафактным.
Необходимые документы
Авторское право наследников не может быть поделено в рамках совместно нажитой собственности, но может быть унаследовано одним из супругов после смерти другого.
Для получения наследства потребуется обратиться к нотариусу и собрать следующие необходимые документы:
- свидетельство о регистрации программы;
- патент, выданный федеральными органами исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент);
- справка из союза писателей, художников;
- иные бумаги, могущие подтвердить принадлежность произведения наследодателю.
При передаче прав нескольким наследникам, наследодатель обязан указать долю каждого из них в завещании. Если отметка о долевом делении отсутствует, то в соответствии со ст.1122 ГК РФ, авторские права делятся поровну между всеми наследниками (исключением являются случаи наследования по представлению).
Проверка представленных документов осуществляется в установленные законом сроки. Время на принятие наследства – не более 6 месяцев. По окончании процедуры наследник получает свидетельство о праве на наследство.
Переход прав авторства на произведение по наследству связан с возникновением множества спорных ситуаций, избежать их можно исключительно при наличии четких указаний со стороны самого скончавшегося гражданина. В противном случае судебного разбирательства, связанного с определением доли и количества наследников, едва ли удастся избежать.