Права водителя в случае остановки автомобиля инспектором дпс
Как общаться с инспектором ГИБДД, если ваше авто остановили?
Остановка автомобиля инспектором дорожной полиции – дело неприятное. Но не всегда это событие сулит водителю штраф или проблемы. Одним из ключевых факторов в этом случае будет общение с представителем власти на дороге. Стоит рассмотреть правила, которые помогут избежать неприятностей и значительно увеличат ваши шансы уехать с места остановки без протокола о нарушении.
В последнее время появилось много видео и руководств, которые рекомендуют сразу резко заявлять о своих правах представителям ГИБДД. На самом деле, это не лучший вариант, так как опытный полицейский при желании легко найдет повод для штрафа. Стоит помнить базовые правила, но и о законных правах водителя также забывать не стоит.
1. Вы не обязаны покидать автомобиль.
Согласно п. 89 Административного регламента, утвержденного Приказом МВД России №664 (далее — Регламент) после остановки транспортного средства сотрудник обязан незамедлительно подойти к водителю, представиться, кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов, при привлечении водителя или пассажира в качестве свидетеля либо понятого — разъяснить им права и обязанности.
Перечень случаев, в которых инспектор имеет право попросить водителя покинуть автомобиль, закрытый (п. 93.1, 93.3 Регламента):
- есть признаки опьянения водителя или его болезненного состояния;
- необходимо провести личный досмотр, осмотр / досмотр ТС или груза;
- необходимо в присутствии водителя сверить номера агрегатов и узлов ТС с записями в регистрационных документах;
- необходимо участие водителя в осуществлении процессуальных действий, оказании помощи участникам движения или сотрудникам полиции;
- необходимо устранить неисправность ТС или нарушение правил перевозки грузов;
- поведение водителя угрожает безопасности сотрудника.
Могут ли сотрудники ГИБДД остановить ТС без причины?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к ст. 84 регламента, где указаны причины для остановки транспорта. Как правило, причинами остановки становятся:
• Нарушение водителем ПДД. Данные о нарушении могут быть получены инспектором самостоятельно или переданы ему другими сотрудниками, участниками дорожного движения, дежурным и т.д.
• Профилактические мероприятия. Часто Госавтоинспекция организует различные мероприятия, а также рейды, направленные на выявление и предотвращение нарушений.
• Нарушение закона водителем или его пассажирами. Если у инспекторов ДПС есть сведения о том, что лицо (лица), находящееся в машине, совершило преступление или правонарушение, они также вправе произвести остановку. Источником информации могут выступать ориентировки, сообщения дежурного, либо других сотрудников.
Также послужить причиной остановки могут следующие обстоятельства:
• Людей в автомобиле хотят привлечь в качестве понятых (к примеру, при досмотре другого транспортного средства или освидетельствовании на состояние опьянения).
• При возникновении ЧС (крупного пожара, аварии, утечки опасных веществ и т.д.) или иных обстоятельств, когда требуется срочно остановить машины.
• Наличие данных о том, что транспортное средство может находиться в розыске и/или оно использовалось в противоправных целях.
• Наличие данных (в том числе – визуально зафиксированных), что на машине могло быть совершено дорожно-транспортное происшествие.
• Пассажиров и/или водителя нужно опросить в качестве свидетелей.
• Если нужно временно ограничить движение, либо обеспечить беспрепятственный проезд спецтранспорта (к примеру, кареты скорой помощи).
• Нужно проверить документы на перевозимый груз, сам автомобиль или право управления.
• Требуются люди для оказания помощи на дороге.
• Если сотрудники хотят использовать транспортное средство гражданина.
Последний пункт вызывает большое количество споров в сети, поэтому его нужно рассмотреть более подробно. Согласно п. 2.3.3. ПДД, водитель должен предоставить машину:
• Сотрудникам полиции, органов ФСБ и государственной охраны в случаях, предусмотренных законом (ст. 13 ФЗ «О полиции», ст. 13 ФЗ «О федеральной службе безопасности», ст. 15 ФЗ «О государственной охране»).
• Фармацевтическим и медицинским работникам для перевозки граждан до ближайшего лечебно-профилактического учреждения, если существует угроза их жизни.
При необходимости использования ТС, сотрудник должен:
• Сообщить об этом водителю, уточнив цель и маршрут (за исключением ситуаций, когда машина нужна для преследования преступников). Разъяснить об ответственности в случае отказа.
• Управлять автомобилем должен сам водитель, но только при условии, что отсутствуют основания для его отстранения.
• После использования транспортного средства и его возврата, сотрудники должны по просьбе водителя внести соответствующую запись в путевой лист, указав: должность, фамилию, реквизиты служебного удостоверения, наименование организации, продолжительность поездки, пройденное расстояние, а фармацевтические и медработники должны предоставить талон установленного образца.
Если в результате использования автомобиля гражданина ему был нанесен ущерб, органы ФСБ и ФСО должны возместить убытки в порядке, установленном законом.
Как уже говорилось выше, лицо, отказавшееся предоставить машину, может быть привлечено к ответственности – в соответствии со ст. 12.25. КоАП. Однако, штраф за это правонарушение не столь высок и составляет 500 руб., поэтому многие предпочитают уплатить его, а не рисковать собственным автомобилем. Тем более известны случаи, когда под видом правоохранителей ТС завладевали мошенники.
На водителя оформляют протокол
Наиболее конфликтная, запутанная и непонятная для многих автолюбителей процедура — это оформление административного протокола. Тут также необходимо знать, как проходит общение с сотрудниками ДПС.
В административном праве существует небольшая хитрость, которая играет на руку водителю — презумпция невиновности, согласно с которой никто не может быть виновным до тех пор, покуда его вина не будет фактически доказана (согласно с основными положениями ст. 49 Конституции). Водитель должен требовать прямые доказательства собственной вины в любом случае, вне зависимости от нарушения — будь-то пересечение двойной сплошной или же совершение наезда на пешехода. Нужно помнить главное правило: кто обвиняет, тот и доказывает вину обвиняемого.
Часто, при составлении административного протокола, инспекторы требуют от водителей или пересесть к ним в служебное авто, или проследовать в «стакан» или пикет — этого можно и не делать, поскольку такой обязанности за водителями не закрепляется. Обязанность будет только в том случае, если будет оформляться протокол задержания лица, согласно с требованиями ст. 27.3 КоАП. Подчеркиваем, что задержание лица может проводиться только в единичных, исключительных случаях. А административный протокол, его форма, содержание, все сведения и правила заполнения определяются ст. 27.4 КоАП.
Необходимо запомнить следующие советы при заполнении протокола:
- Объяснения и подпись водителя — это его право, но снова не обязанность. Поэтому: водитель должен внимательно прочитать протокол, найти строчку, где написано «Подпись нарушителя», а далее необходимо зачеркнуть слово «нарушителя» и вписать поверх слово «водителя». Это важный нюанс — водитель тем самым опровергает, что является нарушителем.
- Обязательно на свободном месте в протоколе необходимо сделать надпись «не согласен» — позже, при рассмотрении обращения на неправомерные действия сотрудника ГИБДД, будет ясно, что водитель с первых минут не соглашался с действиями инспектора.
- Водителю должна быть передана копия составленного протокола, после чего, в протоколе сотрудника ДПС, необходимо оставить пометку «требую юридической помощи» (согласно со ст. 25.5 КоАП). Такая пометка может ставится на любых протоколах — именно данное действие поможет водителю в позднем времени обжаловать вынесение решения по протоколу. И, как правило, данная запись при рассмотрении дела в суде позволяет отменить решение работника ГИБДД по причине нарушения регламента процессуальных действий.
- Чтобы в графе «свидетели» не появились случайные лица, которые были привлечены позже инспектором, необходимо в пустой графе поставить широкий росчерк.
Одно из самых главных условий, которое дополняет правила общения с сотрудником ГИБДД: не следует поддаваться на какие-либо провокации со стороны работников полиции. Водитель должен помнить, что около 80% всех составленных протоколов содержат в себе существенные нарушения по КоАП, поэтому в большинстве случаев водитель должен доказывать только свою позицию.
Протокол за превышение скорости
Как мы уже отмечали, инспекторы ДПС должны доказывать виновность водителя, но никак не водитель собственную невиновность. Следует запомнить этот главный секрет общения с ГИБДД и никаких проблем возникать не будет.
Что касается составления протокола за превышение скорости, то следует руководствоваться следующими правилами: радар, с помощью которого замерялась скорость автомобиля, должен продемонстрировать, что эта скорость принадлежит именно остановленному водителю и показатели сняты именно перед остановкой. В остальных случаях, когда инспекторы ДПС показывают «фен» с непонятными цифрами, можно смело оспаривать протокол.
Протокол за загрязненные знаки
В принципе невозможно составление протокола о правонарушении, поскольку самого правонарушения и его ключевого фактора — вины, не было. Конечно, согласно с ГОСТом 50577-93 нельзя управлять транспортным средством, номерные знаки которого в темное время суток не видны с 20 метров при освещении фонарем инспектора.
Но для того, чтобы зафиксировать данное нарушение, необходимо создавать условия, приближенные к заданным, что на практике никогда не применяется. Поэтому на практике обычно водителя просят просто протереть номера и не выписывают штрафы.
Протокол за непристегнутый ремень
У инспектора ГИБДД закончились аргументы? Тогда последний шанс — это привлечение водителя за непристегнутый ремень безопасности. На это можно дать простой и резонный ответ: «нельзя управлять транспортным средством без пристегнутых ремней во время езды, а я, как водитель, снял ремни буквально только что, пока вы ко мне подходили».
Можно сделать следующий вывод: практически любая ситуация, возникшая на дороге, требует доказательств со стороны инспекторов ГИБДД. Водители в большинстве случаев защищены законом, но не имеют представлений о том, как воспользоваться своими правами. Отметим, что в последние несколько лет важные изменения, которые внес Приказ №185, дают больше прав для водителей, а при наличии знаний и в предыдущих Приказах и должностных инструкциях, водитель может умело общаться с представителями ГИБДД, при этом избегая конфликтных ситуаций и не лишаясь собственных денег.
ДОРОЖНИЙ АДВОКАТ
До недавнего времени работники полиции имели право останавливать транспортные средства, когда им заблагорассудится. Всем знакома ситуация, когда инспектор останавливает автомобиль и подойдя сразу ставит требование «Ваши документы!». Теперь право на остановку урегулировано законом.
ЧТО ПРОПИСАНО В ЗАКОНЕ
В законе «О национальной полиции» (далее Закон) специально предусмотрено 35-ю статью, в которой изложили четкий перечень оснований для остановки работниками полиции автомобилей. Эта статья Закона не позволяет инспектору останавливать любые автомобили и когда-нибудь, а только при наличии конкретных законных оснований. Основные основания это 1) нарушение ПДД и 2) очевидные признаки, свидетельствующие о технической неисправности автомобиля. К сожалению, не все работники полиции привыкли к этой норме закона и продолжают действовать по «старым» правилам.
Кроме конкретных оснований остановки в Законе прописано и четкий алгоритм действий инспектора при остановке автомобиля.
В частности, часть 3 статьи 18 Закона обязывает инспектора, обращаясь к водителю, назвать свою фамилию, должность, специальное звание и предъявить по его требованию служебное удостоверение.
После этого, согласно части 3 статьи 35 Закона инспектор обязан проинформировать водителя о конкретной причине остановки с подробным описанием основания остановки, определенной в этой статье.
В то же время, часть 1 статьи 18 Закона обязывает полицейского соблюдать законы и не нарушать водительских прав. Водитель имеет право на получение информации, кто именно его остановил и за что именно остановил. Также водитель имеет право на беспрепятственное движение при отсутствии законных оснований для его остановки!
ОБЯЗАННОСТИ ИНСПЕКТОРА ПРИ ОСТАНОВКЕ АВТОМОБИЛЯ
Поэтому, первое, что инспектор обязан сделать при остановке автомобиля это:
- Надлежащим образом представиться, назвав свою фамилию, должность, специальное звание;
- Предъявить по требованию водителя свое служебное удостоверение, предоставив возможность детально ознакомиться с изложенной в нем информации;
- Сообщить водителю конкретную причину остановки, которая должна содержаться в ст.35 закона.
И только после этих действий инспектор вправе потребовать у водителя документы и проводить рассмотрение дела об административном правонарушении. Эти действия не право инспектора, а его обязанность!
ПРАВА ВОДИТЕЛЯ В СЛУЧАЕ БЕСПРИЧИННОЙ ОСТАНОВКИ
Если же инспектор отказывается представиться, предъявить служебное удостоверение или не сообщает конкретного основания остановки из перечисленных в статье 35 Закона, он не имеет права предоставлять водителю требования по предъявлению документов, рассмотрения дела и тому подобное.
В таком случае водитель может спросить согласия инспектора о возможности продолжения им движения. Если же инспектор и далее настаивает на предъявлении документов на право управления, не выполнив при этом свои обязанности, то водитель имеет право безотлагательно позвонить на 102 и сообщить о неправомерных действиях сотрудников полиции. Как правило, на этой стадии проблема урегулируется.
Конечно, и водитель иногда может злоупотреблять своими правами и при наличии в его действиях очевидного нарушения ПДД, утверждая, что никакого нарушения не было и остановка безосновательна. Однако для таких ситуаций существует дальнейшая процедура рассмотрения дела, предоставления объяснений, доказательств тому подобное. В данной ситуации речь идет об остановке автомобиля без законных оснований.
После приезда другого экипажа водитель должен четко сообщить о неправомерных действиях сотрудников полиции и, по возможности, выложить их в бумажном виде. Если указанные факты подтвердятся, водителю должны позволить продолжить движение с последующим применением к работникам полиции, совершивших необоснованную остановку, мер дисциплинарного воздействия. Если же другой экипаж, очевидно, неправомерно становится на защиту коллег, то водитель при наличии достаточных оснований вправе сообщить о данных фактах руководство полиции и другие контролирующие органы, в частности прокуратуры, государственного бюро расследований и подразделения внутренней безопасности МВД. В случае подтверждения информации, изложенной в сообщении, они также будут привлечены к ответственности.
ВЫВОДЫ
Закон позволяет работниками полиции останавливать автомобили только при наличии законных оснований и с выполнением обязанностей по представлению, предъявлению служебного удостоверения и информирования водителя о конкретной причине остановки, предусмотренной статьей 35 Закона. В случае невыполнения этих обязанностей, водитель имеет право требовать у работников полиции надлежащего выполнения своих обязанностей!
Отказ инспектора выполнить свои обязанности в соответствии с предусмотренным Законом алгоритма (представиться, предъявить служебное удостоверение и сообщить конкретные основания остановки из перечисленных в статье 35 Закона) лишает его права требовать у водителя предъявления документы на право управления, наложение на водителя штрафа и тому подобное.
Реагирование водителями на неправомерные действия сотрудников полиции приведет к стабилизации порядка на дороге. Работники полиции, совершившие необоснованную остановку автомобиля и не выполнившие других предусмотренных при остановке обязанностей, должны быть привлечены к дисциплинарной ответственности.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Документы, которые проверяются при остановке автомобиля
Перечень документов для проверки регламентирован пунктами 2.1.1 и 2.1.1 1 ПДД:
2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:
- водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;
- регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа — и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);
- в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а также специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, крупногабаритного транспортного средства либо транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов;
- документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак «Инвалид».
В случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта лицензионную карточку, путевой лист и товарно-транспортные документы.
2.1.1 1 . В случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», представить по требованию сотрудников полиции, уполномоченных на то в соответствии с законодательством Российской Федерации, для проверки страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства. Указанный страховой полис может быть представлен на бумажном носителе, а в случае заключения договора такого обязательного страхования в порядке, установленном пунктом 7.2 статьи 15 указанного Федерального закона, в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе.
В первую очередь обратите внимание, что водитель должен передавать документы только сотрудникам полиции (ДПС, ГИБДД). Выше речь шла о том, что регулировщиками кроме полицейских могут выступать работники дорожных служб, железнодорожных переездов и паромных переправ. Перечисленные лица могут остановить Ваш автомобиль, но передавать им документы Вы не обязаны.
Документы, которые может проверить сотрудник полиции:
- Водительские права;
- Свидетельство о регистрации транспортного средства;
- Полис ОСАГО;
- Документы о перевозке пассажиров или грузов, путевой лист;
- Документ, подтверждающий инвалидность водителя или пассажира, в случае установки опознавательного знака «Инвалид».
Прочие документы сотрудник ГИБДД требовать от Вас не может.
К вам подошел инспектор
Когда начинается диалог между органом власти и гражданином, второй находится, заранее, в проигрышной ситуации. Для этого обзаведитесь некоторыми предметами, которые помогут вам. В первую очередь, включите камеру на сотовом телефоне, видеорегистратор на автомобиле, диктофон. Любое средство записи.
Совет
Не поддавайтесь панике, ни к чему хорошему это не приведет. Соберитесь с духом и готовьтесь к общению с инспектором. Будьте вежливы и обращайтесь к нему по званию «товарищ лейтенант», к молодым сотрудником можно применить «начальник», но крайне осторожно. Улыбайтесь и будьте спокойны.
Приготовьте ручку, блокнот, куда необходимо будет записывать любые данные, ФИО инспектора, номер на знаке инспектора, его звание и отделение ГИБДД, к которому он приписан. Сотрудник ГИБДД обязан представиться, сообщить все свои данные. На груди инспектора должен наблюдаться специальный жетон, и любые его отмазки — «Отломалась булавка, на которой он крепится» – не должны вас смущать. Требуйте его предоставить. Такая скрупулезность необходима для того, чтобы инспектор понял, что вы юридически грамотны и записали его данные. Теперь он будет гораздо более сдержан и вежлив. Далее, попросите гаишника предоставить вам его удостоверение. Он не обязан давать его водителю в руки, но развернуть должен.
- п. 20*. При обращении к участнику дорожного движения сотрудник должен представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения.
- При остановке транспортного средства или пешехода сотрудник, по требованию участника дорожного движения, обязан предъявить в развернутом виде служебное удостоверение, не выпуская его из рук.
- п 33*. При исполнении государственной функции сотрудники должны находиться в форменном обмундировании (сотрудники Госавтоинспекции — с нагрудным знаком), иметь служебное удостоверение.