Nedcentr.ru

НЕД Центр
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Режим рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей

Изменения ПДД

Минтранс утвердил новые требования к режиму труда и отдыха водителей с 1 января 2021 года.

Речь идёт о приказе Минтранса № 424 от 16 октября 2020 года «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей» (зарегистрирован 9 декабря 2020 года, рег. № 61352). Он вступает в силу с 1 января 2021 года, выяснил портал Avtospravochnaya.com.

Документ устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей двух категорий:

  • водителей, для кого управление автомобилем входит в их трудовые обязанности;
  • водителей автомобилей, являющихся индивидуальными предпринимателями и осуществляющих управление автомобилем самостоятельно.

Требования обязательны для исполнения:

  • юрлицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными на территории РФ, являющимися работодателями;
  • индивидуальными предпринимателями, не являющимися работодателями.

Предусмотрен ряд исключений – требования к режиму труда и отдыха не распространяются на следующих водителей:

  • осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • занятых на международных перевозках;
  • осуществляющих перевозки в пределах границ территории предприятия;
  • не выезжающих на дороги общего пользования;
  • легковых автомобилей ведомственной охраны;
  • пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, включая автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе автомобилей, задействованных в ликвидации последствий либо предупреждении чрезвычайных ситуаций;
  • автомобилей органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность;
  • водителей-военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.

Режим труда водителя

Согласно документу, нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может превышать 40 часов в неделю.

В случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.

Продолжительность учетного периода может быть увеличена до трех месяцев по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии — с иным представительным органом работников.

Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Продолжительность ежедневной работы (смены)

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов.

Увеличение этого времени, но не более чем на 2 часа, допускается при условии соблюдения требований данного документа и только в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.

Водителям, работающим на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.

Кроме того, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов при следующих видах перевозок:

  • для учреждений здравоохранения
  • организаций коммунальных служб
  • телеграфной, телефонной и почтовой связи
  • вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов
  • оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов
  • аварийных служб
  • перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании руководителей организаций
  • перевозки на инкассаторских автомобилях
  • перевозки на легковых такси
  • водителям, работающим в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ.

Время управления автомобилем в течение периода времени, не превышающего 24 часов, после завершения ежедневного (междусменного) отдыха или еженедельного отдыха и началом следующего ежедневного (междусменного) отдыха или еженедельного отдыха (далее – ежедневный период), не должно превышать 9 часов.

Допускается увеличение этого времени до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели.

При достижении предельного времени управления автомобилем, описанного выше, водитель вправе увеличить это время, но не более чем на 2 часа, в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.

Работодателю запрещается устанавливать для водителей время управления, с учетом этих отступлений.

Разделение рабочего дня на части

С согласия водителей рабочий день (смена) может быть разделен на части. Разделение рабочего дня (смены) производится на основании локального нормативного акта работодателя, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Перерыв между частями рабочего дня (смены) устанавливается не позже, чем через 5 часов после начала работы.

При разделении рабочего дня (смены) на части суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать:

  • для водителей, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении — 3 часа;
  • для остальных водителей — 5 часов.

Перерыв между частями рабочего дня (смены) предоставляется в местах, обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению. Время перерыва между частями рабочего дня (смены) в рабочее время не включается.

Время управления автомобилем в течение одной календарной недели не должно превышать 56 часов, в течение любых двух последовательных календарных недель — 90 часов.

Ненормированный рабочий день

В порядке, предусмотренном статьей 101 ТК РФ, для водителей легковых автомобилей (кроме легковых такси), а также для водителей автомобилей, занятых на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях может устанавливаться ненормированный рабочий день.

Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Количество и продолжительность рабочих смен при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного непрерывного отдыха предоставляются на общих основаниях.

Режим отдыха водителя

Специальный перерыв

Не позднее 4 часов 30 минут времени управления автомобилем, после окончания времени отдыха или специального перерыва, водитель обязан сделать специальный перерыв продолжительностью не менее 45 минут, если не наступает время отдыха или перерыва, продолжительность которых превышает продолжительность специального перерыва.

Специальный перерыв может быть разделен на несколько частей, первая из которых должна составлять не менее 15 минут, а последняя — не менее 30 минут, а при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении каждая из частей должна составлять не менее 10 минут.

Превышение указанного времени управления автомобилем, допускается, но не более чем на 1 час, в целях следования автомобиля к месту ближайшей стоянки для отдыха или к конечному месту назначения.

Время отдыха и перерывов (за исключением специальных перерывов) водителей включает:

  • перерыв для отдыха и питания, предоставляемые в течение рабочего дня (смены);
  • ежедневный (междусменный) непрерывный отдых (далее — ежедневный
  • отдых);
  • еженедельный отдых.

Время отдыха и перерывов водителей также может включать время перерыва между частями рабочего дня (смены).

Читать еще:  Выплаты многодетным семьям в Московской области в 2021 году

Перерыв для отдыха и питания

Время перерыва для отдыха и питания должно быть продолжительностью не менее 30 минут и не более 2 часов, и предоставляться водителям, как правило, в середине рабочего дня (смены).

При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.

Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка.

Ежедневный отдых

Продолжительность ежедневного отдыха вместе со временем перерыва

для отдыха и питания в течение ежедневного периода должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного отдыха должна быть не менее 11 часов, которые должны быть использованы до завершения ежедневного периода.

  • сокращение этого времени до не менее 9 часов, но не более трех раз в течение периода между завершением одного еженедельного отдыха и началом следующего;
  • разделение ежедневного отдыха на две и более части, первая из которых имеет продолжительность не менее 3 часов, а последняя не менее 9 часов.

Водители, работающие в составе группы водителей (далее — экипаж), обязаны одновременно и полностью использовать ежедневный отдых не менее 9 часов до завершения ежедневного периода, который для экипажа допускается увеличить до 30 часов.

Время, в течение которого водитель находится во время движения автомобиля в составе экипажа и не управляет автомобилем, в рабочее время не включается. За указанное время, выплачивается дополнительное вознаграждение, размер которого определяется коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым с учетом мнения представительного органа работников.

Любой ежедневный отдых может быть замещен еженедельным отдыхом. Допускается прерывать ежедневный отдых не более двух раз в целях осуществления заезда (выезда) на паром или железнодорожный подвижной состав. При этом общая продолжительность такого перерыва (перерывов) не должна превышать одного часа, время ежедневного отдыха должно суммарно составлять не менее 11 часов.

Еженедельный отдых

Еженедельный отдых должен составлять не менее 45 часов. Этот отдых должен начинаться не позднее шестого ежедневного периода, наступающего с момента завершения предыдущего еженедельного отдыха. Допускается сокращение еженедельного отдыха до значения не менее 24 часов, не более одного раза в течение любых двух последовательных календарных недель. Разница времени, на которое сокращен еженедельный отдых, в полном объеме должна быть использована водителем на отдых от управления автомобилем в течение трех подряд календарных недель после окончания календарной недели, в которой еженедельный отдых был сокращен.

Этот период отдыха должен быть присоединен к ежедневному отдыху, продолжительностью не менее 9 часов, или очередному еженедельному отдыху.

В случае работы экипажа допускается сокращение еженедельного отдыха до значения не менее 24 часов в каждую календарную неделю при соблюдении условий компенсации отдыха, предусмотренных настоящим пунктом.

Рабочее время водителя

Рабочее время водителя включает:

  • время управления автомобилем;
  • время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем (далее — специальный перерыв);
  • время работы, не связанной с управлением автомобилем.

Рабочее время водителя, не связанное с управлением автомобилем, включает в себя:

  • а) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
  • б) время проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров водителя, а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;
  • в) время стоянки в ожидании погрузочно-разгрузочных работ, в ожидании посадки и высадки пассажиров, при оказании технической помощи;
  • г) время простоев не по вине водителя; время проведения работ по устранению возникших неисправностей автомобиля, выполняемых водителем самостоятельно;
  • д) иное время, предусмотренное законодательством РФ, трудовым договором, заключенным с водителем, и (или) коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым с учетом мнения представительного органа работников.

Состав и продолжительность времени, указанного в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Законодательное регулирование рабочего времени водителей

Условия труда водителя транспортного средства считаются сложными, поэтому их логично отнести к таким, которые требуют особого регулирования. В РФ тема раскрыта в нескольких нормативно-правовых актах:

  1. Трудовой кодекс РФ (ст.ст. 47, 49). В данных статьях ТК РФ регламентируется порядок заключения отраслевого коллективного договора либо соглашения на предприятии. Также речь идет про правила внесения правок и других видов изменений в этот документ.
  2. Постановление Правительства РФ от 10.12.02 № 877 “Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы”.
  3. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.04 № 15 “Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей”.

Важно учитывать, что на каждом предприятии, которое занимается пассажиро или грузоперевозками, необходимо разработать и утвердить приказом руководителя (директора, начальника) Положение об использовании автотранспорта на предприятии. В этом документе должны быть оговорены такие моменты:

  • график и длительность рабочего времени водителей;
  • режим работы и отстоя автомобилей;
  • технический контроль за состоянием подвижного состава.

Нормированный и ненормированный рабочий день

Как уже отмечалось выше, перевозка людей — это сложное задание, которое требует концентрации физических и моральных сил. Исходя из этого определяются основные моменты по поводу длительности рабочего дня водителя:

  1. При пятидневной рабочей неделе рабочий день каждого водителя не может превышать 8 часов. Общее время нахождения за рулем при этом не может превышать 9 часов (учитывается время проезда ТС от базы до места отправления в путь и назад).
  2. При шестидневной рабочей неделе длительность рабочего дня не может превышать 7 часов.

Отметим, что ненормированный рабочий день не может быть установлен для лиц, которые водят пассажирские автобусы и маршрутные такси. Такая четко не регулированная длительность периода работы на протяжении дня может устанавливаться:

  • водителям легковых автомобилей (например, для личного водителя начальника);
  • участникам научных экспедиций и другим полевым бригадам.

Организация пассажирских перевозок на междугородних и международных автобусных маршрутах

В процессе перевозки граждан по междугородним и международным маршрутам не всегда получается четко соблюдать все временные интервалы, предусмотренные для отдыха водителей.

Читать еще:  Сроки проведения камеральной проверки по НДС в 2021 году

Сначала рассмотрим как происходят зачастую внутриобластные поездки. Возьмем для примера Ивановскую область России. Расстояние от областного города до городов областного значения не превышает 3,5 часов. Нормы законодательства предусматривают, что на междугородних пассажирских рейсах водители должны делать перерыв длительностью не менее, чем 15 минут, после того, как проведут в пути 3 часа.

По сути, эта норма выполняется априори, так как на рейсах обязательно есть промежуточные остановки в селах и на автостанциях мелких населенных пунктов. Автобус, который выехал утром из одного населенного пункта в другой, во второй половине дня чаще всего возвращается назад. Между временем прибытия на конечную остановку и временем отправления назад по нормам должен быть перерыв:

  • для употребления водителем ТС пищи;
  • может устанавливаться дополнительный перерыв длительностью не менее, чем два часа.

Межобластные и международные автобусные маршруты имеют несколько другую специфику, так как значительно увеличивается время в пути от одного города до другого. Например, расстояние между удаленными друг от друга соседними областными центрами составляет в среднем 250 — 300 километров (время в пути в одну сторону составляет от 5 до 6 часов). В такую поездку обязательно должно отправляться не менее двух водителей, которые периодически будут сменять друг друга за рулем. Цель этой нормы закона — обеспечение отдыха водителей во время поездки и повышение уровня безопасности пассажиров.

Суммарный учет рабочего времени

Учет рабочего времени водителей, которые ездят на далекие и очень большие расстояния, проводится суммарно. Основные особенности данного табелирования и времени отдыха персонала такие:

  • продолжительность смены за день не может быть более, чем 10 часов;
  • допускается увеличение рабочего времени до 12 часов для водителей городских и пригородных маршрутных автобусов;
  • отдых водителей между сменами не может быть менее 12 часов либо менее длительности предыдущей смены (если она длилась дольше);
  • возможность увеличения времени отдыха после возврата на основное место дислокации;
  • выходные дни устанавливаются по графику сменности, но важно соблюдать норму длительности непрерывного еженедельного отдыха — 42 часа.

Организация доставки работников транспортом предприятия

Водители могут быть задействованы также для доставки сотрудников предприятия на работу и с нее домой. Такая доставка законна и целесообразна при наличии таких факторов:

  • предприятие находится за чертой города или в промышленной зоне;
  • график работы компании не позволяет хотя бы части сотрудников попасть на рабочее место с помощью общественного транспорта.

Какие документы нужны для корпоративного транспорта? Дело в том, что любое предприятие, которое имеет определенные доходы обязательно платит налог на прибыль. Прибыль высчитывается по принципу: валовая выручка минус расходы. Для отнесения тех сумм, которые тратятся на организацию доставки сотрудников, к расходам предприятия, необходимо наличие специальных подтверждающих документов:

  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • свидетельство о регистрации компании по адресу за городом;
  • подтверждение факта расположения производственных мощностей за пределами населенного пункта или в промышленной зоне;
  • справки от перевозчиков с подтверждением отсутствия рейсовых автобусных маршрутов, которые проходят недалеко от предприятия.

При наличии всех вышеуказанных фактов возможно решить проблему как организовать доставку. Дело в том, что это не так просто так как надо найти транспорт и составить маршрут его движения.

Доставка сотрудников: требования к автобусам

Доставка сотрудников на место работы и назад должна осуществляться специально обустроенными автобусами. Согласно нормам требований охраны труда при перевозке работников железнодорожным и автомобильным транспортом существуют правила перевозки на рабочем автобусе:

  1. Количество посадочных мест в ТС должно соответствовать максимальному количеству людей, которые будут ехать. Наличие стоящих граждан в салоне не допускается, особенно если автобус будет выезжать за пределы города.
  2. Автобусы должны быть высокими, чтобы людям было удобно передвигаться по салону.
  3. Важно соблюдение норм пожарной безопасности (наличие огнетушителей у водителя).
  4. В автобусе должно хорошо работать освещение (для перевозок пассажиров в ночное время суток).

Регламент использования корпоративного такси

Некоторые компании практикуют заказывать услуги по перевозке своих сотрудников транспортом сторонних автомобильных предприятий, для которых перевозка пассажиров является профильной задачей. Это делается с целью организации максимально правильных и комфортных условий перевозки лиц. Регламент использования корпоративного такси должен включать в себя такие основные моменты:

  • требования к автотранспортным средствам, которые используются для доставки сотрудников на работу и с работы;
  • график движения этих автобусов по установленному маршруту;
  • порядок организации расчета за эти услуги.

Обычно прописывается 3 основных способа оплаты:

  • использования корпоративной банковской карты, выданной сотруднику для этих целей;
  • оплата наличными водителю автобуса;
  • оплата по счету — фактуре.

Отметим, что в первом и втором случае работник предприятия должен требовать от представителя перевозчика чек за проезд. В конце месяца все собранные билеты передаются в бухгалтерию предприятия для компенсации денежных средств, потраченных на проезд к рабочему месту.

В этой статье речь шла про такие вопросы:

  • длительность обычной смены водителя;
  • нюансы рабочего времени водителя, который работает на межобластных и международных рейсах;
  • правила организации доставки сотрудников на работу.

22.03.2019 denis

Рабочее время водителя

Общий объём рабочего времени состоит не только из периода, когда водитель находится за рулём ТС, но также из следующих временных периодов:

  1. Управление машиной.
  2. Подготовительные работы перед началом смены и перед её завершением, особенно, если составляется режим труда и отдыха водителя международника.
  3. Перерывы на отдых, специально установленные работодателем в конечном пункте и в процессе передвижения.
  4. Простой, причина которого не заключается в вине водителя.
  5. Вынужденный простой во время разгрузки или погрузки товаров.
  6. Вынужденный простой на участках со специализированными автомобилями.
  7. Период прохождения медосмотра перед выходом на смену или перед выездом на рейс, а также после завершения смены. Дорога туда и обратно обязательно учитывается, если до места прохождения медосмотра необходимо добираться.
  8. Период управления ТС во время дальнего рейса, когда водителя сменяет напарник.
  9. Время, которое водитель затрачивает на организацию охраны ТС и перевозимого груза на промежуточных станциях или стоянках. Речь идёт о междугородних перевозках.
  10. Время, которое водитель тратит на устранение поломок обслуживаемого транспортного средства в период рабочей смены.
Читать еще:  Как написать ответ на жалобу образец 2021 года

Помните, что намерение работодателя заставить сотрудника делать перерыв за счёт времени на обед, не является законным. Также стоит обратить внимание на время, которое уходит на охрану перевозимого груза. Засчитывается это время не в полной мере, но 30% должно засчитываться обязательно.

Также засчитывается и время пребывания водителя на рабочем месте, во время которого он не управляет машиной. Такие часы засчитываются минимум в количестве 50%.

Что за изменения в ПДД?

Все новые редакции Правил вводятся соответствующими постановлениями правительства. И на данный момент нововведение относительно норм времени управления и отдыха – это пока ещё проект постановления. То есть он не принят и не факт, что будет принят, хотя с большой долей вероятности это произойдёт.

Новые ПДД будут дополнены не менее новым отдельным разделом под номером 26, в котором и будут перечислены все правила отдыха и езды за рулём автомобиля в рамках отдельных отрезков времени:

  • сколько часов можно ехать непрерывно,
  • сколько максимум можно находиться за рулём в течение суток,
  • то же самое, но в течение недели,
  • и в течение 2 недель.

Но главное – это отношение новых требований Правил только к определённым категориям транспортных средств. Изменения в ПДД коснутся только грузовых автомобилей с разрешённой максимальной массой более 3,5 тонны и автобусов.

Вступление в силу данных изменений планируется к 1 ноября 2019 года – дате, когда тахографы станут обязательными.

Казалось бы, всё достаточно просто. Но от прочтения официального текста новшества голова может пойти кругом, поэтому ниже простыми словами постараемся объяснить, как это работает.

Режим отдыха

Время, отведённое на отдых, складывается из таких частей, как:

  1. Перерыв для приёма пищи – обычно выделяется в процессе смены в удобное время и может длиться до 2 часов. В случае, когда время работы за день более 8 часов, таких перерывов может быть и два – главное, чтобы их общая длительность была от 30 минут до 2 часов.
  2. Междусменный отдых – минимальное время такого отдыха должно превышать время рабочей смены в 2 раза.
  3. Выходные дни – должны занимать не менее 42 часов непосредственно перед междусменным отдыхом или после него.

Обратите внимание! При ежедневном учёте времени выходной составляет 57 часов.

В выходные дни допускается выход водителя на работу в некоторых ситуациях с его согласия, которое подтверждается письменно.

Посмотрите видео о нормировании графика водителей:

Buying a domain is an easy task. But when you are looking for a specific domain that needs to be transferred over and the costs are high you need a company that can handle this transaction for you. You are in a way buying a business when dealing with domains of this quality. With HugeDomains the process was extremely easy and helpful. We paid and received our logins / transfer documents and etc within the same hour. I highly recommend them and will be dealing with them for my domain needs.

— Eddie Deva, September 20, 2021

HugeDomains enabled me to own a premium domain through a monthly payment plan; a superb service not found elsewhere.

— Ahmed Alshehhi, September 20, 2021

Easy process with HugeDomains.com! I hope we can pay this off with our cool new Blockchain NFT project! Or our evil cats assist us >=D — Thank you!

— DJ A, September 17, 2021

Great service and very quick transfer of domain, very easy transaction. This is the second time i have used these guys and very pleased. Tim.

— Timothy Snowden, September 16, 2021

If you’re looking for a service to help you buy a premium domain name, HugeDomains is one of the best services you’ll find.

— MIN AUNG, September 16, 2021

Yes, you can transfer your domain to any registrar or hosting company once you have purchased it. Since domain transfers are a manual process, it can take up to 5 days to transfer the domain.

Domains purchased with payment plans are not eligible to transfer until all payments have been made. Please remember that our 30-day money back guarantee is void once a domain has been transferred.

For transfer instructions to GoDaddy, please click here.

Once you purchase the domain we will push it into an account for you at our registrar, NameBright.com, we will then send you an email with your NameBright username and password. In most cases access to the domain will be available within one to two hours of purchase, however access to domains purchased after business hours will be available within the next business day.

Nothing else is included with the purchase of the domain name. Our registrar NameBright.com does offer email packages for a yearly fee, however you will need to find hosting and web design services on your own.

Yes we offer payment plans for up to 12 months. See details.

If you wish the domain ownership information to be private, add WhoIs Privacy Protection to your domain. This hides your personal information from the general public.

To add privacy protection to your domain, do so within your registrar account. NameBright offers WhoIs Privacy Protection for free for the first year, and then for a small fee for subsequent years.

Whois information is not updated immediately. It typically takes several hours for Whois data to update, and different registrars are faster than others. Usually your Whois information will be fully updated within two days.

It’s easy to think a domain name and a website are the same. While they are related, they are very different things.

• A domain name is like the address of your home. It just tells people where to go to find you.
• Websites are the code and content that you provide.
• A web host is a service that provides technology, allowing your website to be seen on the Internet.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector