В каких случаях могут не пустить в самолет по состоянию здоровья?
Могут ли не пустить в самолёт больного пассажира?
Редакция Orda.kz выясняла, имеет ли право авиакомпания отказать имеющему заболевание пассажиру подняться на борт и как можно обжаловать это решение.
Трагический случай произошёл 9 июля 2021 года на борту рейса Шымкент – Алматы. Девятилетнего мальчика после приземления самолёта передали врачам, но спасти ребёнка не удалось. Позднее стало известно, что у него было серьёзное онкологическое заболевание.
Авиакомпания заявила, что не была заранее уведомлена о тяжёлом состоянии ребёнка и его диагнозе.
— Мама ребёнка запросила кресло и помощь лишь во время посадки, также не сообщив о состоянии здоровья ребёнка, — говорится в сообщении авиакомпании AirAstana, которая выполняла рейс.
В 2020 году в областной детской больнице Актау скончался полугодовалый ребёнок, ранее госпитализированный с рейса Актау — Стамбул. Врачи поставили ему предварительный диагноз — внебольничная пневмония тяжелого течения. Бортпроводники также не знали о факте заболевания.
Нужно ли предупреждать авиакомпанию о наличии болезни?
Президент ассоциации туроператоров РК Инна Рей рассказала, что задача авиакомпании в таких ситуациях — быстрее доставить человека к месту, где ему могут оказать правильную медицинскую помощь.
— Человек должен сам понимать, насколько для него это критично, нужно советоваться с врачом. Если поставить в известность членов экипажа, это будет дополнительной мерой поддержки и безопасности. Они будут уже готовы, — заявила эксперт.
Если врачи разрешают, то лучше предупредить бортпроводников о своей болезни. При этом никогда не исключены экстренные ситуации.
Согласно всем нормам ИКАО, если возникает угроза жизни любому участнику движения, немедленно должна быть совершена посадка в ближайшем населённом аэродроме.
Есть ли список болезней, не допускающий к полётам?
Заместитель главного врача поликлиники №17 Алматы Виктор Ким рассказал, что определённого перечня болезней, по которым не могут пустить на борт, нет.
— Официального списка нет. Лечащий врач должен посмотреть стадию болезни, в обострении она или нет. И даёт разрешение на вылет по состоянию здоровья пациента, — объяснил врач.
Инна Рей объяснила, почему подобного списка нет.
— Договор с авиакомпанией о том, что пассажир берёт на себя все риски, подписывать не надо, если только страховку. Перечень болезней, при которых можно и нельзя летать, очень трудно составить. Его официально нет. В него может войти очень большое количество болезней, — уточнила эксперт.
Не пускают на борт — что делать?
По словам Инны Рей, бортпроводники имеют право вывести из самолёта нетрезвых людей. Но у них может быть и свой регламент в отношении того, как контролировать больных пассажиров на борту. Если такой есть, то авиакомпания может запросто его предъявить и сказать, что вы себя плохо чувствуете.
— В таком случае авиакомпания обязательно предоставит протокол, где будут изложены причины того, почему вас не допускают на борт. В случае необходимости вы можете подать в суд и обжаловать это решение. Но если вы согласны с решением, авиакомпания будет сама решать вопрос о переносе даты вашего вылета. В частных случаях они могут не выставлять штрафных санкций, либо аннулируют билет, — отметила она.
Ваучер или деньги – за авиабилет, купленный до 1 мая 2020 г.
Возврат провозной платы возможен, если поездка не состоялась из-за угрозы возникновения или возникновения чрезвычайной ситуации, введения режима повышенной готовности или ЧС 1 . Причем в данном случае не имеет значения, отказался ли пассажир от перевозки, несмотря на то что рейс не отменен, или перевозчик все же его отменил. Провозную плату должны вернуть пассажиру в полном объеме. Порядок и сроки возврата устанавливает Правительство РФ. При возникновении чрезвычайных ситуаций оно вправе определить особенности исполнения договора воздушной перевозки, что и было сделано в Постановлении от 6 июля 2020 г. № 991.
Правила, предусмотренные постановлением, распространяются на «возвратные» и «невозвратные» билеты и применяются в том случае, если:
- перелет должен был состояться с 1 февраля 2020 г. – для рейсов в КНР; с 18 марта 2020 г. – для остальных международных и внутренних рейсов;
- билет был куплен до 1 мая 2020 г. 2
Если перелет не состоялся, пассажиру выдадут ваучер, который можно обменять на новый билет, либо вернут уплаченные за билет денежные средства.
Какие бывают невозвратные билеты
Дешевые авиабилеты без возможности возврата или обмена предлагает большинство авиакомпаний мира. У «Победы» и других лоукостеров почти все авиабилеты невозвратные. Зарубежные перевозчики обычно не разрешают возвращать билеты, которые продают в рамках акций и распродаж. При этом у каждой авиакомпании свои цены, правила и названия тарифов и промопредложений. Посмотрите, как называются и чем отличаются невозвратные билеты у крупных авиакомпаний, которые летают из России и внутри нашей страны.
Причина 9. Алкоголь
Последняя причина банальна, но часто актуальна для людей, которые боятся перелетов, и пытаются заглушить свой страх алкоголем. Европейские и американские компании не пустят на борт человека в состоянии алкогольного опьянения. После громких случаев этой зимы, российские авиакомпании тоже стали относиться серьезно к пьяным пассажирам.
Естественно, никто не запрещает немного выпить вина перед полетом, и проверять на алкотестере тоже не будут, но если перед работником авиакомпании человек с явными признаками алкогольного или наркотического опьянения – на борт ему дорога закрыта.
Успешных вам регистраций на рейс и удачных перелетов!