Nedcentr.ru

НЕД Центр
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Водительское удостоверение

Все категории и подкатегории водительских прав с расшифровкой

Многие автолюбители знают, что в закон «О безопасности дорожного движения» внесены некоторые дополнения касаемо категорий водительских прав. А вот что конкретно изменилось большинству известно лишь понаслышке. Между тем эта информация важна и касается каждого водителя, а незнание своих обязанностей, как известно, не освобождает от ответственности.

Чтобы не заставлять читателя лазить в дебрях закона мы подготовили краткую выжимку, где выделили все основные моменты.

Существует пять основных категорий водительских прав: A – мотоциклы, B – легковые авто, C – грузовики, D – автобусы, M – мопеды. Их дополняют шесть подкатегорий (A1, B1, C1, C1E, D1, D1E) и три категории для езды с прицепом (BE, CE, DE).

Для трамваев и троллейбусов предусмотрены отдельные категории – Tm и Tb соответственно.

Более подробно обо всех категориях и подкатегориях водительских прав, а также об ограничениях, которые они накладывают на водителя и транспортное средство, читайте дальше в нашей статье. А в самом низу страницы рекомендуем посмотреть видео-пояснения.

Вождение в России по иностранным правам

Управлять автомобилем на территории России по иностранным правам можно, если водитель является гражданином иностранного государства.

Не допускается управление ТС на основании иностранных национальных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами (пункт 13 статьи 25 ФЗ № 196 от 10.12.1995 — вступил в законную силу 01 июня 2017 года).

Положение пункта 13 статьи 25 не распространяется на граждан Киргизской Республики, а также граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального (прим. граждан Белоруссии), осуществляющих предпринимательскую и трудовую деятельность на территории Российской Федерации, непосредственно связанную с управлением транспортными средствами (в ред. 204-ФЗ от 26.07.2017).

Формат Венской конвенции о дорожном движении [ править | править код ]

Венская конвенция о дорожном движении 1968 года установила для стран-участников общие требования к водительским удостоверениям и порядку допуска водителей к дорожному движению [2] . С 29 марта 2011 года вступили в силу поправки, определившие в том числе внешний вид и необходимые сведения для национальных водительских удостоверений [3] .

Статья 41 Конвенции обязывает каждого водителя автомобиля иметь водительское удостоверение. Страны-участники Конвенции обязаны обеспечить выдачу ВУ только лицам, обладающим необходимыми знаниями и навыками, после успешной сдачи ими теоретических и (или) практических экзаменов компетентным органам. Условия для успешной сдачи экзаменов должны быть предусмотрены в национальном законодательстве.

Любое национальное водительское удостоверение, соответствующее требованиям и предписаниям Конвенции, признаётся действительным на территории всех государств-участников Конвенции (кроме удостоверений ученика-водителя [en] ). При этом государства-участники могут не признавать действительным на своей территории водительское удостоверение, владельцу которого не исполнилось 18 лет (или 21 год для категорий «C», «D», «CE», «DE»).

Требования к внешнему виду ВУ перечислены в Приложении 6 Конвенции. Согласно им, национальное водительское удостоверение должно представлять собой документ размером 54×86 мм (формат ID-1 ИСО/МЭК 7810 [en] ). Удостоверение может изготавливаться из пластика или бумаги. Цвет — предпочтительно розовый. На передней стороне удостоверения наносятся слова «Водительское удостоверение» на национальном языке (или национальных языках) страны, в которой выдано удостоверение, а также её название и/или отличительный знак.

В удостоверении указываются:

  • Фамилия;
  • Имя, другие имена;
  • Дата и место рождения (место рождения может быть заменено другими точными сведениями, определёнными национальным законодательством);
  • Дата выдачи удостоверения;
  • Дата истечения срока действия удостоверения;
  • Наименование или печать органа, выдавшего удостоверение;
  • Идентификационный номер[en] для целей регистрации;
  • Номер удостоверения;
  • Фотография владельца;
  • Подпись владельца;
  • Обычное место жительства;
  • Категории (подкатегории) транспортных средств, на которые распространяется действие удостоверения;
  • Дата выдачи удостоверения для каждой категории (подкатегории) транспортных средств;
  • Дата окончания действия удостоверения для каждой категории (подкатегории) транспортных средств;
  • Дополнительная информация или ограничения в кодированном виде, касающиеся каждой категории (подкатегории) транспортных средств;
  • Информация для целей регистрации в случае изменения страны обычного местожительства;
  • Информация для целей регистрации либо другая информация, касающаяся безопасности дорожного движения.

Места, отведённые для внесения записей, определяются национальным законодательством, но предпочтительно, чтобы пункты 1—7 указывались на одной и той же стороне удостоверения. Также национальным законодательством на удостоверении может предусматриваться место для хранения информации, вводимой электронным образом (штрихкод, чип, машиночитаемая запись и т. п.).

Все записи в удостоверении должны выполняться буквами латинского алфавита или транслитерированы латиницей.

Российская Федерация [ править | править код ]

Республика Беларусь [ править | править код ]

С 1 февраля 2011 года в Белоруссии были введены водительские удостоверения, соответствующие требованиям Венской конвенции о дорожном движении. Обмен — по заявительному принципу [4] .

Румыния [ править | править код ]

11 октября 1913 года в Румынии было выдано первое водительское удостоверение [5] .

Откуда берутся фальшивые водители?

  • актуально
  • ДТП
  • водительские права

Любой поддельный продукт в той или иной степени опасен. Сшитое в подвале при свете лучины «фирменное» платье разойдётся по швам. Собранный на коленке смартфон навсегда зависнет. Недолго придётся радоваться обладателю приобретённого с рук билета на концерт, на самом деле отпечатанного на цветном принтере. Куда страшнее, если под видом качественного продовольственного товара нам предлагают фальсификат. Тут уж речь может идти о здоровье, а то и о жизни. Но не менее печальные последствия ожидают всех нас, участников движения, когда на дороге появляются водители-недоучки, воспользовавшиеся услугами «левых» автошкол, а то и вовсе купившие права.

Документ за деньги

Прошли те времена, когда можно было самостоятельно изучить теоретическую часть и сдать экзамен. Вот уже несколько лет получить водительское удостоверение людям, не прошедшим обучение в автошколе, невозможно. Мошенники всех мастей тут же не преминули воспользоваться ситуацией. Взяли на себя «заботу» о будущих водителях. Готовы сделать всё за вас: оформить медицинскую справку, достать свидетельство об окончании специализированного учебного заведения да ещё сопроводить на экзамены. Остаётся только сфотографироваться, получить заветные корочки и вперёд — за руль!

Наконец, самый дешёвый способ обрести водительское удостоверение в обход существующих правил — просто купить заведомую фальшивку. Её так и называют — «картонка». Документ похож на настоящий, благо технических возможностей в наше время для этого предостаточно, но ни в одной базе данных МВД России не числится. За его использование по прямому назначению, где вероятна возможность проверки инспектором ДПС, предусмотрена уголовная ответственность, потому особой популярностью, несмотря на дешевизну, корочки не пользуются.

Вот одно из них, первое попавшееся после набора соответствующего запроса в поисковике — красочный сайт, который предлагает «купить права в Москве без предоплаты». Читаем: «Первичное получение и добавление категорий». Справка об окончании автошколы с отличием: 9990 руб. Первичное получение прав В и С категорий: от 30 000 руб. Категории А и D: от 20 000 руб. Добавление категорий к действующему водительскому удостоверению: от 15 000 руб. Медицинская справка бесплатно. Оплата при получении в Москве и Санкт-Петербурге.

Водители-недоучки создают угрозу и окружающим, и себе

Этот же сайт предлагает приобрести «зеркальные» права и другие документы. «Бизнесмены» уверяют: «Наша компания официально занимается изготовлением легальных водительских удостоверений для граждан из любой точки страны. Нам неважны причины, по которым вам требуется помощь, мы решим вопрос, даже если водителя планируют лишить прав или уже лишили за серьёзные нарушения ПДД».

Непонятно, как «официально» можно заниматься противозаконной деятельностью… Но подобных предложений сотни!

В аренду… свой интерес

Однако всё же большинство граждан, желающих получить водительское удостоверение, законопослушны и идут учиться в автошколы. Правда, зачастую здесь играет роль цена вопроса. И тут даже у опытного человека есть шанс нарваться опять-таки на мошенников.

Читать еще:  Если после покупки автомобиля появились проблемы

Схема деятельности хоть и не совсем подпольных, но всё же незаконных автошкол весьма банальна. Заманив клиента в свои сети, они предлагают подписать договор. Вроде бы всё честь по чести, только в документе указывается, что фирма берётся не научить вас водить автомашину, а лишь «оказать юридические услуги в сфере Правил дорожного движения». Если клиент усомнится в законности подобной формулировки, ему доходчиво объяснят, что это, мол, устоявшаяся практика, так требуют контролирующие органы, так все делают. В общем, любую чепуху, как говорится, «впарят». И не важно, что в тате компании нет ни одного юриста. А имеется лишь директор, секретарь (для антуража), один преподаватель и инструктор по вождению.

Если «серая» автошкола попадает в поле зрения ГИБДД, выпускники могут остаться без водительских удостоверений

У таких автошкол нередко своего помещения даже нет, их называют «портфельными», поскольку всё имущество помещается в портфеле: бумаги да ручка. Ну и ещё, как правило, договор аренды.

Именно посредством таких до­кументов решаются вопросы обеспечения «учебного заведения» материально-технической базой. Транспортные средства, помещения, автодромы, компьютерная техника, словом, всё берётся в своеобразный лизинг. Нередко имущество арендуют даже у самих себя, а то и у прямых конкурентов. И что странно, те дают. Погоня за прибылью, к несчастью, всё ещё способна пересилить законопослушание и здравый смысл. Ведь нельзя не понимать, что к арендаторам придут учиться те, кто мог заполнить их собственные аудитории, что вся эта деятельность нелегальна.

После всего этого такие автошколы, уже имеющие штаты, учебные программы, пусть и арендованную, но всё же удовлетворяющую минимальным требованиям материальную базу, приступают к работе. Вот только качество обучения по-прежнему остаётся под большим вопросом.

Советуют знатоки

Как же правильно выбрать автошколу и получить права, не попавшись в лапы мошенников? Как не потратить баснословную сумму на обучение? Эксперты автомобильного сообщества дают сразу несколько советов, к которым стоит прислушаться.

Чтобы не нарваться на школу-однодневку, специалисты рекомендуют убедиться в наличии лицензии Департамента образования и заключения ГИБДД. Существуют также школы-призраки, которые трудно найти по указанному в объявлении адресу. В таком случае клиенту предложат заключить договор в центральном офисе, а потом начнут всяческими способами уговаривать учиться в другом, менее удобном месте.

Следует опасаться слишком дешёвых заведений. Зачастую такие публикуют на сайтах низкие цены, часто накручивают массу дополнительных оплат: бензин, внутренний экзамен, вождение в выходные, выдача свидетельства, подготовка документов в ГИБДД. Встречаются школы, которые за распечатку свидетельства об окончании просят 5 тысяч рублей, о чём заранее не говорят. В итоге первоначально названные суммы многократно увеличиваются.

Шанс остаться без прав

И ещё об одном необходимо помнить. У того, кто получил документы об обучении в «серой» автошколе, запросто могут аннулировать водительское удостоверение. Основанием для этого является постановление правительства России «О допуске к управлению транспортными средствами». Пункт 35 данного документа гласит, что водительское удостоверение признаётся недействительным, если оно выдано на основании подложных документов либо с нарушением установленного порядка выдачи водительских прав.

Другими словами, если автошкола, в которой человек получил свидетельство об обучении, попадёт в поле зрения ГИБДД и проведённая проверка докажет незаконность её деятельности, то есть большая вероятность, что в скором времени владелец заветного документа его лишится.

Для людей, которые в общем-то не имели злого умысла, а просто попались на удочку нечистоплотных бизнесменов, это, конечно, станет трагедией. Но для всех остальных будет благом. Слишком дорого обходится обществу большое количество водителей-неумех, заполонивших российские дороги.

Так что будьте бдительны!

Большинство граждан, желающих получить водительское удостоверение, законопослушны и идут учиться в автошколы. Зачастую здесь играет роль цена вопроса. И тут даже у опытного человека есть шанс нарваться опять-таки на мошенников.

У таких автошкол нередко своего помещения даже нет, их называют «портфельными», поскольку всё имущество помещается в портфеле: бумаги да ручка. Ну и ещё, как правило, договор аренды.

Красочный сайт предлагает «купить права в Москве без предоплаты». Читаем: «Первичное получение и добавление категорий». Справка об окончании автошколы с отличием: 9990 руб. Первичное получение прав В и С категорий: от 30 000 руб. Категории А и D: от 20 000 руб. Добавление категорий к действующему водительскому удостоверению: от 15 000 руб. Медицинская справка бесплатно. Оплата при получении в Москве и Санкт-Петербурге.

Если автошкола, в которой человек получил свидетельство об обучении, попадёт в поле зрения ГИБДД и проведённая проверка докажет незаконность её деятельности, то есть большая вероятность, что в скором времени владелец заветного документа его лишится.

КОМПЕТЕНТНО

Как проверить автошколу

Заместитель начальника ГУОБДД МВД России генерал-майор полиции Владимир Кузин:

— За последние пять лет количество дорожно-транспортных происшествий, произошедших по вине начинающих водителей (со стажем управления до двух лет), сократилось на 31 % — с 14 473 до 10 034. Теперь доля таких аварий от общего количества ДТП составляет 6,8 %.

В основном виновниками происшествий на дорогах становятся новички, управляющие легковым транспортом. По их вине в минувшем году совершено 9394 аварии, в которых погибли 796 и ранены 13 402 человека.

Из-за начинающих водителей грузового транспорта было совершено 281 ДТП, в которых погибли 27 и ранены 362 человека. По вине молодых владельцев мототранспортных средств — 207 происшествий, в которых погибли 14 и ранены 236 человек. Водители автобусов допустили ошибки 98 раз. Их непрофессионализм стал причиной двух смертей и ранений 133 человек.

В настоящее время одними из наиболее острых, проблемных вопросов в обозначенной редакцией теме являются не только необходимость повышения требований к качеству обучения кандидатов в водители в автошколах, но и реализация эффективного механизма контроля за соблюдением и выполнением ими действующих норм, а также правил подготовки водителей.

Как показывает практика, зачастую будущие водители идут на обучение не столько для выработки устойчивых навыков безопасного управления транспортным средством, сколько для получения водительского удостоверения.

Подобный спрос диктует и предложения на рынке образовательных услуг. Недобросовестными автошколами смещается акцент на успешную сдачу экзаменов в Госавтоинспекции, что приводит к исключению из программы подготовки всего, что не будет проверяться автоинспекторами на экзамене.

В погоне за прибылью и экономией средств продолжаются нарушения со стороны образовательных организаций, связанные с проведением обучения на парковках, во дворах и других местах, не предназначенных для обучения водителей. Имеются проблемы с составлением фиктивных договоров, когда объекты недвижимости используются исключительно на момент проведения обследования. В дальнейшем они расторгаются, количество учебных транспортных средств и мастеров производственного обучения сокращается. Автор статьи называет такие школы «портфельными». По сути — они фиктивные.

На снижение рисков нарушений со стороны образовательных заведений направлены и вступившие в силу 7 апреля 2019 года приказы МВД России от 4 февраля 2018 года № 49 и № 50. Документы утвердили порядки согласования основных программ обучения водителей транспортных средств и выдачи заключений о соответствии установленным требованиям учебно-материальной базы образовательных организаций.

Отныне обозначен срок действия заключения о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям: пять лет с даты выдачи. Определены и случаи прекращения действия заключения о соответствии учебно-материальной базы организаций установленным требованиям.

Анализ данной деятельности свидетельствует: выявляемые недостатки при осуществлении таких проверок не носят системного характера. Мы можем констатировать, что большинство образовательных организаций ответственно готовятся к обследованию, которое проводит Госавтоинспекция.

В то же время на сегодняшний день МВД России не наделено полномочиями по дальнейшему контролю за соблюдением автошколами условий ведения образовательной деятельности. В этой связи в настоящее время ведётся разработка проектов нормативно-правовых актов, наделяющих наше ведомство соответствующими полномочиями по контролю за этой ситуацией.

Читать еще:  Жилищная субсидия для военнослужащих расчет выплат правила получения

Желающие получить водительские удостоверения должны помнить: если становится известно о том, что у конкретной автошколы не было лицензии в тот период, когда кандидат в водители проходил там профобучение, его не допускают до экзамена в ГИБДД. Данная норма определена подпунктом «з» пункта 23 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 года №1097, и вступила в силу 1 января 2020 года.

Как получают ВУ те, кто сдавал экзамены вне автошколы

Вы прошли курс обучения, сдали внутренний экзамен вместе с автошколой. А теорию и практику в ГАИ сдали позже самостоятельно.

Разберем по пунктам, как в таком случае получить права. Вам нужно:

  • Подать заявление на получение водительского удостоверения (в отделении ГАИ или на сайте «Госуслуги», о чем мы писали выше). Чтобы заявление приняли, в отделении ГАИ должно быть ваше свидетельство об окончании автошколы (в течение двух лет после сдачи экзаменов оно хранится в отделении ГИБДД, где вы их сдавали) и медицинская справка (медицинская справка формы 003 В/у действительна в течение двух лет). Эти документы подаются в ГИБДД перед сдачей экзамена.
  • Оплатить госпошлину на получение прав (в отделении ГАИ или на сайте «Госуслуги», об этом мы писали выше).
  • Прийти в назначенный день в отделение ГИБДД и забрать водительское удостоверение.

Когда вы учитесь в автошколе, все необходимые документы вы отдаёте администратору. Он, в свою очередь, направляет их в отделение ГИБДД. Когда вы получаете права отдельно от автошколы, вам самим перед экзаменом нужно собрать все документы (медсправка и свидетельство об окончании автошколы) и доставить их в инспекцию. В остальном порядок действий аналогичный.

После получения в/у начинайте как можно раньше отрабатывать свои навыки на дороге. В качестве первого автомобиля рекомендуем взять недорогую подержанную машину. Первое время у вас не все будет гладко, и с б/у машиной вы не будете переживать за целостность авто.

Определиться с выбором вам поможет наш блог. Там мы разбираем проблемы автомобилей разных моделей. А когда вы найдете автомобиль своей мечты, не забудьте проверить его историю!

Для профессиональных продавцов авто создан сервис безлимитных проверок авто «Автокод Профи» . «Автокод Профи» позволяет оперативно проверять большое количество машин, добавлять комментарии к отчетам, создавать свои списки ликвидных ТС, быстро сравнивать варианты и хранить данные об автомобилях в упорядоченном виде.

Когда вы найдете подходящий вариант и решитесь на покупку, перед заключением договора купли-продажи проверьте владельца авто через специальный сервис. Проверка покажет, есть ли у продавца проблемы с законом, действителен ли его паспорт, имеются ли долги и исполнительные производства. Если обнаружатся серьезные проблемы, от сделки лучше отказаться. Посмотреть пример отчета

Водительское удостоверение или «права»

  • Права

Водительские права — это документ, который дает право управлять транспортным средством определенной категории.
Для получения водительских прав необходимо сдать экзамен в ГИБДД.
Существуют определенные ограничения по возрасту и состоянию здоровья.

На данный момент действуют следующие категории водительских удостоверений:

составы транспортных средств с тягачом, относящиеся к категориям B, С или Д, которыми водитель имеет право управлять, но которые сами не входят в одну из этих категорий или в эти категории.

В удостоверении нового образца вместо категории Е появились следующие категории:

КатегорияТранспортные средства
ВЕАвтомобиль категории В, сцепленный с прицепом, разрешенная масса которого превышает 750 кг и превышает массу автомобиля без нагрузки, а также автомобиль категории В, сцепленный с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, а общая разрешенная максимальная масса такого состава превышает 3500 кг.
CEАвтомобиль категории С, сцепленный с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг.
DEАвтомобиль категории Д, сцепленный с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг.

Предполагается, что в будущем число категорий увеличится до 9. Кроме того, появятся подкатегории.
В ноябре 2011 года Государственная Дума одобрила соответствующий законопроект.
Однако закон на основе этого законопроекта еще не принят и когда это случится, пока не известно.

Возрастные ограничения

Ограничения по возрасту указаны в Постановлении Правительства №1396 от 15 декабря 1999 года.
Закон определяет только нижнюю возрастную границу для допуска к экзаменам на право управления ТС. На категорию А можно сдавать с 16 лет, а на категории С и В — с 18 лет (либо с 17 лет, если обучение вождению проводилось по направлению военкомата). К управлению троллейбусом, трамваем, а также ТС категории Д допускают лиц, достигших возраста 20 лет. Для того, чтобы сдать экзамен на категорию Е, необходимо иметь стаж управления ТС категорий В, С или Д сроком не менее 12 месяцев.

«Верхняя» возрастная граница законом не определена. При отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья ТС может управлять человек сколь угодно преклонного возраста.

Ограничения по состоянию здоровья

Получение, замена и восстановление прав производятся только при наличии медицинской справки формы 083/у-89. Справка выдается после прохождения медосмотра в лицензированном медицинском учреждении. Ограничения по состоянию здоровья перечислены в Приказе Минздравсоцразвития РФ №302н от 12 апреля 2011 года.
Подробнее см. в статье «Медкомиссия на водительские права».

Удостоверения старого и нового образца

По факту сейчас действительны удостоверения трех образцов — два старых и один новый.

ВУ нового образцаВУ старого образца
Права старого образца на бумажной основе

На фото: Жорик Вартанов

Оба документа заполнены на двух языках. Они имеют равную силу и могут использоваться как при управлении ТС как на территории России, так и за рубежом. В последнем случае российские права должны предъявляться вместе с международным ВУ.

Водительское удостоверение нового образца

Начиная с 1 марта 2011 года, ГИБДД выдает права нового образца.
При этом «старые» водительские удостоверения остаются действительными, и их нужно будет менять по истечении срока действия.
Новое ВУ представляет собой пластиковую карту с закругленными углами размером 85,6 х 54 мм.

Все водительские удостоверения, как старые, так и новое, действуют в течение 10 лет, если в них не указан другой срок действия.

Особые отметки

В водительском удостоверении присутствует графа «особые отметки». Ее заполняют не всегда. Что там может быть написано?

ОтметкаЧто значит
Троллейбус, трамвайНаличие этой отметки позволяет управлять троллейбусом или трамваем соответственно. В удостоверении нового образца информация о допуске к управлению трамваем и троллейбусом указывается не в особых отметках, а там же где стандартные категории.
ДубликатДанная отметка делается на правах, выданных взамен утерянных или украденных.
Медицинская справка обязательнаТакую отметку ставят при наличии ограничений по состоянию здоровья. Если в правах есть такая отметка, их владелец может управлять ТС, только имея на руках непросроченную медицинскую справку. Отсутствие такой справки приравнивается к управлению ТС водителем, который не имеет права управления.
Очки или линзы обязательныЭта отметка ставится в правах водителей с нарушениями зрения. Также может быть поставлена отметка «очки обязательны» или «линзы обязательны». При наличии отметки «очки обязательны» водитель может управлять только в очках, при наличии отметки «линзы обязательны» — только в линзах. Отметка «очки или линзы обязательны» допускает оба варианта.
Если водитель с такой отметкой в правах управляет ТС без очков или линз, как и в предыдущем случае, это приравнивается управлению ТС водителем, который не имеет права управления.
Ручное управлениеОтметку «ручное управление» ставят, если водитель с ограничениями по состоянию здоровья управляет автомобилем с ручным управлением.
Для того, чтобы переоборудовать автомобиль и внести такую отметку в ВУ, необходимо написать заявление в местное МРЭО (РЭО) и получить утвердительную резолюцию. Затем следует обратиться в автосервис, где специалисты установят ручное управление и выдадут подтверждающий комплект документов (ТУ, сертификат соответствия, заказ-наряд и заявление о качестве и объеме работ по изменению конструкции ТС), а потом — снова в ГИБДД для внесения отметки в права.
Другие отметкиВ графе «особые отметки» также может быть указана группа крови, водительский стаж и др.
Читать еще:  Вопросы и ответы по учету остатков алкоголя в ЕГАИС

Документы на водительские права

Какие документы нужно предъявить для допуска к экзамену на права, замены прав по окончании срока их действия или восстановления утерянного ВУ?
Во всех этих случаях предъявляется стандартный комплект документов, указанный в Постановлении Правительства №1396:

  • «Старые» права (если есть).
  • Мед. справка по форме 083/у-89.
  • Документ, удостоверяющий личность.
    Обычно предъявляется гражданский паспорт.
    Мичмана, прапорщики и офицеры могут предъявить удостоверение личности, остальные военнослужащие (как контрактники, так и срочники) — военный билет, граждане, постоянно проживающие за границей и временно находящиеся на территории РФ – загранпаспорт. Закон также разрешает предъявление других документов, выданных ОВД РФ и удостоверяющих личность водителя.
  • Документ, удостоверяющий регистрацию.
    Как и в предыдущем случае, этим документом обычно является паспорт с пропиской или регистрацией. Кроме того, может быть предъявлено свидетельство о регистрации и другие документы, на которых стоит отметка о регистрации, проставленная органом ФМС РФ.
  • Квитанция об оплате госпошлины в размере 800 рублей за выдачу прав либо в размере 500 рублей за выдачу временного разрешения.

При сдаче документов для допуска к экзамену нужно также предъявить свидетельство об окончании автошколы. Однако этот документ не является обязательным, и, если вы готовились самостоятельно или с помощью частного инструктора, вас допустят к экзамену без свидетельства.
Раньше для получения, замены или восстановления ВУ необходимо было предъявлять фотографии. Теперь этого делать не нужно, поскольку фото на пластиковые права нового образца делается прямо в здании ГИБДД.

Международные водительские права

Международное ВУ является дополнительным документом, который считается действительным только при наличии российских прав. Оформить международные права можно в отделении ГИБДД по месту проживания или регистрации. Никаких экзаменов для этого сдавать не требуется. Нужно только предъявить комплект документов, указанный в статье «Международные водительские права».

Следует отметить, что, хотя с формальной точки зрения на территории всех стран-участниц Венского соглашения 1968 года можно управлять ТС, имея только национальные права, на практике это может обернуться неприятностями. Законодательная база некоторых государств в таком случае предусматривает штрафы. Кроме того, вам могут отказать в аренде автомобиля. Поэтому МВУ следует оформлять для всех случаев управления ТС за пределами российской территории.

Можно ли получить водительское удостоверение не в своем городе?

Постановление Правительства РФ №1396 указывает, что выдача прав производится по месту проживания или регистрации. Поэтому, если вы хотите получить права в другом городе, вам придется оформить временную регистрацию. Чтобы ускорить процесс допуска к экзаменам, следует получить в ГИБДД по месту вашего постоянного жительства справку о том, что ранее вы не получали права, не имеете неоплаченных штрафов и не были лишены права управления ТС.

В принципе, получение такой справки не является обязательным, но позволяет сэкономить время. В противном случае сотрудники ГИБДД должны будут произвести проверку самостоятельно, а, согласно Приказу МВД №782, такая проверка может продолжаться до 2 месяцев.

Может ли иностранный гражданин получить российские водительские права?

Да, если у него есть документ о регистрации на территории России. При этом права выдают не на 10 лет, как обычно, а на срок регистрации. Получить российское ВУ без экзаменов на основании иностранных прав могут только сотрудники посольств, консульств и представительств аккредитованных международных организаций. Остальным иностранным гражданам придется сдавать экзамен на общих основаниях.

За что могут лишить прав?

Есть ряд нарушений, за которые водителя могут лишить права управления. За некоторые из них вместо лишения прав возможен денежный штраф. Срок лишения колеблется от 1 месяца до 3 лет и зависит от серьезности правонарушения. Лишение прав производится только после вынесения соответствующего судебного решения.

При обнаружении правонарушения сотрудник ГИБДД обязан составить протокол, изъять права и выдать вместо них временное разрешение. Если суд вынесет оправдательный приговор, водитель получит права обратно. Если водителя лишат права управления, он будет обязан сдать временное разрешение в ГИБДД.

Подробно о нарушениях, которые могут повлечь за собой лишение прав, сроках лишения и особенностях процедуры см. в статье «Лишение водительских прав».

Краткая история российских электронных документов

Подготовка к запуску электронных паспортов впервые началась в России в I квартале 2013 г. в рамках подготовки Федеральной миграционной службой (ФМС) России первого соответствующего законопроекта. В нем были прописаны первые сроки начала перевода страны на новые паспорта — 1 января 2015 г. В сентябре 2013 г. были установлены срок прекращения выдачи в России бумажных паспортов — 2025 г., а также срок их действия — 2030 г. Тогда же была назначена новая, вторая по счету дата начала выдачи электронных паспортов — 2016 г.

В августе 2014 г. появились первые изображения, демонстрирующие формат будущих электронных паспортов. На них была запечатлена пластиковая карта размерами 54х86 мм с указанными на ее лицевой стороне ФИО владельца, даты и места его рождения, пола, номера и даты оформления удостоверения, а также срока действия паспорта. Тогда же предлагался примерный образец электронного паспорта — небольших размеров пластиковая карта со встроенным в нее чипом NFC. На сам пластик нанесен уникальный QR-код, плюс присутствует дополнительная голографическая защита.

В июле 2019 г. CNews сообщал, что власти планируют прекратить выпуск бумажных паспортов с целью перехода на их электронные аналоги в 2022 г. Тогда же стало известно, что проработкой защиты, хранящейся в электронном паспорте информации, займутся российские компании. В частности, в процессе примут участие НИИ «Восход», Гознак и ПАО «Микрон. ПО выпустят для платформ Google Android и Apple iOS, а также для российской «Авроры».

В августе 2019 г. российские операторы сотовой связи выступили с предложением дополнить электронные паспорта россиян технологией Mobile ID. Это система идентификации посредством SIM-карты, установленной в смартфоне или обычном сотовом телефоне гражданина России, и привязанного к ней номера телефона. Операторы связи планировали реализовать проект по внедрению Mobile ID в первой половине 2020 г.

Тогда же, в августе 2019 г. Правительство представило еще один прототип документа, им стала пластиковая карточка размером с банковскую. На ее поверхность была нанесена основная информация о владельце и данные, предназначенные для машинного считывания.

В ноябре 2020 г. глава Минцифры Максут Шадаев во время выступления на пленарном заседании в рамках правительственного часа в Совете Федерации рассказал, что реализация проекта, предполагающего использование цифровых двойников документов вместо оригиналов, начнется в декабре 2021 г. в Москве. Цифровые аналоги могут появиться для водительского удостоверения, свидетельства о регистрации транспортного средства (СТС), охотничьего билета и, возможно, паспорта.

В настоящее время в России уже действует несколько видов документов с чипами. Помимо загранпаспортов, это электронные полисы ОМС, карты для систем контроля удаленного доступа, персональные электронные карты военнослужащего, муниципальные карты (например, карта москвича).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector