Взыскание ущерба с виновника ДТП в 2021 году
Доплата за ремонт после ДТП: с кого взыскать деньги
Ремонт вышел дороже
В декабре 2017-го в Hyundai Solaris Надежды Бурковой* въехал грузовик Scania, который принадлежал обществу «Каштак». Оказалось, что в ДТП виноват водитель грузовика.
Страховая компания «Согласие», где Буркова оформляла ОСАГО, выплатила ей 51 000 руб. на ремонт машины. При расчете этой суммы учли износ поврежденных деталей, как это позволяет сделать единая методика Центробанка. Но на ремонт Буркова потратила намного больше – почти 110 000 руб. Разницу в 59 000 руб. женщина решила получить с «Каштака», ведь в аварии виноват его водитель. Добровольно компания платить деньги не стала. Если ущерб не превышает 400 000 руб., его должна возместить страховая компания, решило общество.
Буркова подала иск в Сакский районный суд Крыма. Но тот подтвердил позицию «Каштака». Недоплаченную сумму страхового возмещения нужно взыскивать со страховой компании причинителя вреда, разъяснила первая инстанция (дело № 2-1141/2019). Апелляция и первая кассация согласились с этим. Тогда Буркова обратилась в Верховный суд.
ВС: доплачивает виновник ДТП
В Верховном суде спор рассмотрела «тройка» под председательством Александра Киселева. Если страховой выплаты не хватает на ремонт, потерпевший может взыскать разницу с виновника ДТП, решили судьи (дело № 127-КГ21-5-К4).
Размер ущерба для выплаты страхового возмещения по договору ОСАГО и размер ущерба, который возмещает причинитель вреда, определяются по разным правилам, напомнил ВС.
Во-первых, страховая учитывает износ деталей. Из-за этого потерпевший получает меньше денег. А во-вторых, отличаются и цены. Единая методика Центробанка при взыскании ущерба напрямую с виновника ДТП не применяется. В этом случае по ОСАГО должна платить страховая потерпевшего, а не виновника аварии. Но она не может дать больше, чем позволяет единая методика.
Разницу между страховым возмещением и рыночной ценой ремонта нужно взыскивать с виновника ДТП, считает ВС.
ВС Республики Крым, куда гражданская коллегия вернула спор на новое рассмотрение, отменила решение первой инстанции и удовлетворила иск – но акт апелляционного суда еще не опубликован (№ 33-6021/2021).
А точно ли не платит страховая?
Потерпевший может взыскать разницу с виновника ДТП, но только если получил от страховой 400 000 руб. – максимально возможную сумму, считает Александр Домнин из Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Федеральный рейтинг. × . Но если бы вред компенсировали так, как этого требует закон об ОСАГО, потерпевший получил бы полностью отремонтированный новыми деталями автомобиль, подчеркивает юрист. И все это за счет страховой.
Вред легковым машинам, которые принадлежат россиянам и зарегистрированы в РФ, по общему правилу возмещается не деньгами, а ремонтом. Его оплачивает страховая, используются только новые детали.
Если страховая не дает направление на ремонт, нужно обращаться не к виновнику ДТП, а через суд требовать от страховой либо это направление, либо компенсацию деньгами.Стоимость ремонта страховая оплачивает без учета износа запчастей.
Ольга Туренко из Бородин и Партнеры Бородин и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Уголовное право × видит в позиции ВС и полезный акцент. Суд подчеркнул, что размер ущерба для выплаты по ОСАГО и размер ущерба, который возмещает виновник ДТП, определяются по-разному. Во втором случае потерпевший не ограничен лимитами и может претендовать на полное возмещение вреда, объясняет она.
Но есть проблема, добавляет Домнин. При экспертизе стоимости восстановительного ремонта практически все оценщики используют единую методику Центробанка, говорит эксперт. И если размер ущерба определен исходя из фактических затрат на ремонт, у суда может возникнуть вопрос, почему эти затраты больше стоимости, рассчитанной по средним ценам региона в соответствии с единой методикой. Судья может решить, что потерпевший злоупотребляет своим правом. А значит, есть риск отказа в иске.
* Имена и фамилии изменены редакцией.
Итак, у того, по чьей вине произошла авария, нет страхового полиса или страховка поддельная. В таком случае возмещение потерпевшей стороне — обязанность виновника ДТП, но в его отношении должно быть вынесено постановление.
Попробуйте мирно договориться с виновником ДТП, у которого нет страховки, обговорив и зафиксировав на бумаге сумму и сроки возмещения, т.е. написать расписку. Стороны конфликта могут урегулировать все вопросы на месте ДТП. В таком случае пострадавшая сторона должна написать расписку о том, что ущерб возмещен и денежные средства получены.
Могут ли отказать в выплатах по ОСАГО без техосмотра?
Подготовленные к третьему чтению в Госдуме поправки в законы о безопасности дорожного движения и об ОСАГО предусматривают, что с 22 августа этого года при оформлении полиса обязательной гражданской ответственности автовладельцам не понадобится предъявлять документ о прохождении техосмотра. Может ли отсутствие диагностической карты повлиять на размер страховых выплат или обернуться регрессивным иском к виновнику ДТП, разбиралась «Парламентская газета».
Право на регресс
Слухи о том, что отсутствие техосмотра может стать для страховщиков поводом для отказа в возмещении ущерба, стали циркулировать в Сети в период пандемии, когда было принято решение временно оформлять полисы ОСАГО без предъявления диагностической карты. Купившим такой полис было предложено до 1 ноября 2020 года всё же пройти техосмотр и проинформировать об этом страховую компанию. Сделали это далеко не все автомобилисты — отсюда и появились пугалки о возможных отказах в выплатах по ОСАГО.
Однако, как рассказал «Парламентской газете» председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, отказать в выплате страховщики из-за отсутствия документа о прохождении ТО не могут. «На данный момент диагностическая карта нужна не как гарантия страховых выплат, а как обязательное условие для заключения договора ОСАГО. И если предлагаемые нами поправки будут приняты и мы разделим прохождение техосмотра и получение страхового полиса, то наличие договора ОСАГО будет достаточным условием для страховых выплат», — пояснил он.
Согласно статье 14 закона об ОСАГО, не столько даже отсутствие документа о техосмотре, а истёкший срок его действия при наличии полиса даёт страховщику право предъявить регрессивные требования к виновнику ДТП. Иными словами, взыскать с него сумму причинённого ущерба. Однако это право распространяется исключительно на легковое такси, автобус, грузовой автомобиль, переоборудованный для перевозки пассажиров, и некоторые другие специальные транспортные средства. Предъявлять регрессивный иск водителю обычного авто при просроченной или отсутствующей диагностической карте страховщики не могут. А каких-либо отказов возместить ущерб по ОСАГО закон и вовсе не предусматривает, кроме отдельных случаев, оговоренных договором страхования.
Как рассказал «Парламентской газете» автоюрист Алексей Алёхин, также правом на регрессную выплату страховые компании могут воспользоваться, если ДТП произошло из-за технической неисправности автомобиля. Но опять же это не касается владельцев «рядовых» автомобилей, а только такси, грузовиков, автобусов и спецтехники по перевозке опасных грузов.
«Подавляющее большинство аварий происходит всё же в результате нарушения Правил дорожного движения. Поэтому страховщики, желая снизить выплаты или отказаться от них, ссылаются, как правило, на данные трассологической экспертизы, которая определяет механизм ДТП и соответствие полученных в нём повреждений автомобиля», — пояснил специалист.
Как будут бороться с необоснованными штрафами
Необходимость отделить прохождение ТО от получения полиса ОСАГО авторы законопроекта объясняют тем, что большое количество станций техобслуживания оказались не готовы нормально работать — частично из-за последствий пандемии, частично из-за ужесточения требований к проведению ТО. Значит ли это, что если закон будет принят, владельцев авто и вовсе освободят от техосмотра?
Читайте также:
Как пояснил «Парламентской газете» один из разработчиков поправок — депутат Госдумы Игорь Дивинский, предлагаемая норма касается лишь получения полиса ОСАГО, а техосмотр никто не отменял. Более того, в марте следующего года вступают в силу изменения в Административный кодекс, согласно которым штраф за отсутствие диагностической карты составит 2000 рублей.
При этом он подчеркнул: если правоприменительная практика выявит неготовность станций техобслуживания к работе, то депутаты готовы скорректировать законодательство. «Можно обязать в каждом регионе обеспечить функционирование определённого, оптимального для данной территории, числа станций техобслуживания, которые готовы к работе в нормальном режиме. Пока это требование не будет соблюдено, необходимых условий для получения водителями документов о прохождении ТО нет. Значит, и штрафовать людей за отсутствие диагностической карты пока не стоит», — считает Дивинский.
Юрист: даже база РСА не гарантирует защиты
Виновники ДТП могут предъявлять действующие полисы ОСАГО, но оформленные на другие автомобили и проверить это по базе РСА не так просто, предупредил юрист Дмитрий Дугин. «Я сам попадал в такую ситуацию. Захожу в базу РСА, полис на задевшую меня машину такси бьется, но были сомнения. И только когда я капнул глубже, оказалось, что он оформлен на другой автомобиль. Получается, что у ГИБДД нет расширенной возможности максимально глубоко проверять полисы», — рассказал Autnews.ru Дугин.
Юрист признает, что на месте у водителя не так много возможностей получить все данные о виновнике ДТП, который ездил без страховки. Теоретически тот может даже отказываться показывать паспорт, а место регистрации может оказаться временным. Поэтому автомобилистам нужно приложить максимум усилий, чтобы собрать данные о виновнике, а также проверить, является ли он одновременно и собственником машины. Если нет — то требования о компенсации получится предъявить еще и непосредственному владельцу автомобиля.
«Сотрудник ГИБДД не обязан помогать потерпевшему в сборе личных данных виновника и предоставлять ему паспорт или водительские права, — объяснил Дугин. — Тут многое будет зависеть от инспектора. И важно понимать, если виновник покажет паспорт, он может быть фиктивно быть зарегистрирован где-то в условном скворечнике. Если же найдется собственник, то судиться придется по месту его регистрации, в каком-нибудь далеком регионе».
Контактируйте с потерпевшим
Если стоимость ремонта превысит размер максимальной выплаты по ОСАГО, недостающую сумму оплачивает виновник аварии (если у него нет полиса ДСАГО). При малейших сомнениях относительно итоговой стоимости ремонта машины пострадавшего нужно непременно поддерживать с ним связь.
Это позволит заблаговременно узнать о необходимости дополнительных затрат. Естественно, расходы потерпевшего должны быть подтверждены заключением независимого эксперта. В любом случае стоит перепроверить заключение экспертизы на предмет ошибок.
Иногда для завышения размера ущерба оценщики включают в отчёт лишние детали или используют прочие хитрости. Конечно же, можно оспорить такое заключение в судебном порядке, что позволит уменьшить расходы на компенсацию ущерба сверх максимальной выплаты по договору ОСАГО.
Какое наказание грозит виновнику аварии за оставление места ДТП?
Покидая место ДТП, водитель совершает административное правонарушение, за которое может быть наказан лишением прав на управление автомобилем на 1-1,5 года или арестом на срок до 15 суток (пункт 2 статьи 12.27 КоАП РФ).
Если авария носит уголовный характер, то есть в ней пострадали или погибли люди, оставление места ДТП считается отягчающим обстоятельством, увеличивающим срок лишения свободы и ужесточающим другие санкции.
Порядок действий для взыскания ущерба
Вне зависимости от того, как будет предоставляться выплата, в первую очередь гражданин обязан грамотно оформить аварию. Для этого потребуется:
- Воспользоваться европротоколом, если присутствуют условия для его применения или вызвать сотрудников ГИБДД.
- Определиться с процедурой взыскания. Если у участников ДТП присутствует полис ОСАГО, можно истребовать сумму со страховой компании, но только в случае, если ситуация подлежит компенсированию.
- Обратиться в страховую компанию или отправить досудебную претензию в адрес виновника ДТП.
- Обратиться в суд, если лицо не хочет выплачивать компенсацию, или сумма начислена не в полном объёме.
Судебное решение подлежит обязательному исполнению. Если требования заявителя не удовлетворены, к разбирательству может быть привлечена служба судебных приставов. Ее представители обладают большими полномочиями, позволяющими арестовать счета, имущество, списывать денежные средства в счет закрытия обязательств и выполнять ряд иных мер воздействия.
Ситуация усложняется, если виновник скрылся с места происшествия. В этом случае обязательно нужно вызывать сотрудников ГИБДД. Они оформят процессуальные документы и объявят нарушителя в розыск. Если удастся выявить личность водителя, взыскание будет производиться по общим правилам.