Nedcentr.ru

НЕД Центр
7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Налогоплательщик – физическое лицо и налоговая инспекция Сложные взаимоотношения

Помощь друга: в чем сложность уплаты налога за третьих лиц

Граждане и компании, которым теперь разрешено платить налоги за третьих лиц, столкнулись с проблемой. В январе, когда подошли сроки уплаты НДС за четвертый квартал прошлого года, налога на прибыль и других, выяснилось, что банки не опасаются принимать налоговые платежи «за товарища». В кредитных организациях это объясняют тем, что закон есть, а нормативных разъяснений по нему Минфин пока не дал. Если платежи «не пройдут», банкам грозят претензии со стороны налогоплательщиков, которым начислят пени за несвоевременную уплату.

Заплати за другого

Заплатить налог за другого стало возможным, когда в конце ноября прошлого года Владимир Путин подписал 97-страничный пакет поправок в налоговое законодательство (№ 401-ФЗ от 30 ноября 2016 года). В числе прочих изменения вносились в п. 1 ст. 45 НК, где теперь значится, что за налогоплательщика с ФНС может расплатиться «иное лицо» – физическое или юридическое. Причем решение о такого рода «помощи другу» стоит принимать осознанно, поскольку еще одна поправка предусматривает, что «помощник» не вправе требовать возврата из бюджетной системы РФ уплаченного за налогоплательщика налога.

Михаил Мишустин, глава Федеральной налоговой службы, которая выступила инициатором поправок, говорил о том, что в ФНС поступало большое количество обращений от граждан, которые жаловались, что не могут вносить платежи за близких родственников: супругов, детей, пожилых родителей. Кроме того, Мишустин отмечал, что в последнее время служба старается сделать оплату налогов наиболее комфортной. С одной стороны, сейчас уплатить налоги можно даже с телефона, а с другой? неудобно, что можно сделать это «только за себя».

Налоговые юристы оценили новеллу исключительно с позитивной стороны: возможность платить за кого-то – действительно удобная вещь. «Теперь иное лицо может заплатить за налогоплательщика не только сборы, но также пени и штрафы, – уточняет Екатерина Леоненкова, руководитель налоговой практики «Яковлев и партнеры». – Это актуально прежде всего, если на счетах налогоплательщика отсутствуют денежные средства. Например, когда есть существенные доначисления по результатам выездных или камеральных налоговых проверок».

Юрист той же компании Бронислав Садиков отметил, что у него и его коллег нередко возникает необходимость оперативной уплаты государственной пошлины от имени заявителя за совершение какого-либо юридического действия. «При этом раньше при подаче документов для совершения юридически значимого действия требовалось прикладывать доказательства того, что денежные средства, перечисленные в счет уплаты госпошлины, принадлежали именно заявителю, а не лицу, ее оплатившему (например, расходный кассовый ордер), – рассказывает о возникавших затруднениях юрист. – Представляется, что с введением возможности уплаты налога иным лицом приложение соответствующих документов более не потребуется», – предполагает Садиков.

«На мой взгляд, необходимость оплаты налога одного юридического лица другим юридическим лицом возникает не так часто. Подобная ситуация может возникнуть в группе компаний, когда по какой-то причине к моменту уплаты налога на расчетном счете компании не оказалось достаточного объема денежных средств, а при этом на счете «дружественной» компании есть «свободный» остаток денег», – комментирует Алексей Прохоров, старший юрист практики налогового и таможенного права юрфирмы «ЮСТ».

Банки в затруднении?

Однако нововведение создало трудности для банков, на которые во второй половине января легла повышенная нагрузка по приему налоговых платежей. Так, 25 января истекает срок уплаты НДС за четвертый квартал прошлого года (по информации ФНС – лидер поступлений в бюджет – порядка 2,4 трлн руб. за декабрь-ноябрь 2016 года), с 28 января начинается срок оплаты налога на прибыль, за ним – налогов на имущество, транспорт и так далее.

Однако у тех, кто решил воспользоваться нововведением, возникают сложности на этапе внесения платежа. Как рассказали «Коммерсанту» в ряде кредитных организаций, банки опасаются проводить налоговые платежи за третьих лиц, ссылаясь на отсутствие необходимой для этого нормативной базы. «Мы ожидаем, когда нормативные акты по оформлению платежных поручений (107н Минфина и 383-П ЦБ) будут приведены в соответствие с поправками к НК РФ, – рассказала изданию руководитель отдела развития электронного бизнеса «Райффайзенбанка» Наталья Масарская. – После этого мы предоставим клиентам возможность уплаты налогов за третьих лиц». В «Абсолют-банке» отметили, что не смогут предоставлять клиентам такую услугу без новой редакции приказа Минфина.

В пресс-службе ЦБ пояснили, что ему менять свои разъяснения не нужно: «Порядок указания информации для налоговых целей устанавливается в приказе 107н и относится к компетенции Минфина. Проект соответствующих изменений в 107н разрабатывается Минфином с участием Банка России. При этом изменения в 383-П не потребуются».

Читать еще:  Нужно ли регистрировать печать ИП налоговой в 2021 году

Вопрос в том, когда будут готовы инструкции Минфина, ведь если банк не хочет проводить «узаконенные» платежи, клиент вправе потребовать от него письменного отказа, а после взыскать с кредитной организации уплаты пеней за несвоевременное перечисление налога. Между тем проект изменений в приказ 107н все еще находится в разработке и проходит общественное обсуждение. В ФНС «Право.ru» рассказали, что в настоящее время «приказ Минфина по правилам заполнения расчетных документов находится в завершающей стадии согласования». Пресс-служба Минфина смогла сослаться лишь на слова главы департамента налоговой и таможенной политики Алексея Сазанова, который накануне заявил журналистам ТАСС: «Насколько я знаю – это позиция «Райффайзенбанка». Мы будем выяснять в ФНС. Пока мы не знаем, в чем проблема».

В «Сбербанке» невозможность администрирования платежей от третьих лиц подтвердили лишь косвенно, предложив пока использовать альтернативный способ уплаты налогов за третьих лиц. «Физическое лицо может внести средства на счет юридического лица по реквизитам и с тем назначением платежа, которое отвечает сути операции. Сделать это можно через устройства самообслуживания или через сеть офисов. Далее компания может использовать полученные средства, как и любые другие размещенные на ее счете, для уплаты налогов», – говорится в сообщении пресс-службы банка в ответ на запрос «Право.ru».

Проблем быть не должно, считают юристы

До 30 ноября прошлого года «иные лица» могли заплатить налоги «за товарища», несмотря на то, что законодательно такой возможности не существовало. Банки по желанию клиентов проводили такие платежи, указывая в графе «назначение платежа» платежных поручений наименование налогоплательщика, а также его ИНН и КПП. В отсутствие разъяснений Минфина ЦБ предлагает банкам, которые опасаются, что платежи не пройдут, пока что пользоваться этим способом.

Вместе с тем юристы налоговой практики считают, что банки зря отказывают клиентам. «Как видится, опасения относительно незачета налоговых платежей, перечисляемых иными лицами, беспочвенны», – говорит Илья Мокрышев, управляющий партнер компании TAXOLOGY. Он считает, что можно не ждать, пока Минфин отредактирует свой нормативный документ, ведь ФНС, предвидя проблемы такого рода, в декабре прошлого года разработала и выпустила Правила указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в бюджетную систему РФ. В них содержатся основные рекомендации по заполнению налоговых платежей, соблюдение которых должно обеспечить правильную идентификацию налогоплательщика и назначения платежей от «иных лиц».

Так, согласно им, в поле «ИНН плательщика» указывается ИНН лица, за которого платят налог, такое же правило действует с полем «КПП плательщика». А вот в поле «Назначение платежа» третьи лица указывают уже свои ИНН, КПП (для физлиц только ИНН) и наименование (ФИО). «В целях выделения информации о плательщике надлежит использовать знак «//»», – добавляют в инструкции.

«В отличие от проекта изменений в приказ Минфина (№ 107нприм. ред.), в котором предусматривалось дополнение перечня статусов плательщика в связи с установлением возможности уплаты налогов (сборов) и иных платежей в бюджетную систему РФ третьими лицами, Правила (ИФНСприм. ред.) не предусматривают введение нового статуса для плательщиков, перечисляющих платежи за иных лиц. Поэтому в поле «101» указывается статус того лица, чья обязанность по уплате налоговых платежей, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему РФ исполняется», – добавляет Мокрышев.

На инструкции от ФНС ссылается и Бронислав Садиков из «Яковлев и Партнеры», полагающий, что банки и плательщики, исполняющие обязанность по уплате налога за других лиц, в настоящее время могут руководствоваться данными правилами. «Вместе с тем они не являются нормативным правовым актом, и, по-видимому, следует ждать внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие данные отношения», – говорит он, предполагая, отчего банки неохотно пользуются предложенным налоговой способом идентификации плательщиков и платежей.

Что делать, если отказали

Здесь мнения юристов разошлись. Екатерина Леоненкова из «Яковлев и Партнеры» считает, что банки не вправе создавать проблемы клиентам, если у тех есть законодательно закрепленная возможность уплатить налог за другое лицо. Согласно НК, обязанность по уплате налогов считается исполненной, когда в банк предъявлено поручение на перечисление в бюджет денежных средств со счета налогоплательщика (или иного лица) при наличии на нем необходимого остатка. «Соответственно банк обязан принять к исполнению данное поручение и исполнить его в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения. Нарушение банком данного срока влечет привлечение к ответственности в виде штрафа в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования ЦБ, но не более 0,2% за каждый календарный день просрочки», – напоминает юрист. Леоненкова считает, что если третье лицо не нарушило порядок направления в банк «платежки» с поручением перечислить за кого-то налоги, ответственность за его неисполнение ляжет на кредитную организацию. «При наличии возможности уплаты налога иным лицом (норма, прямого действия) – это прежде всего риски и проблемы банков», – поясняет она.

Читать еще:  Образцы и бланки заявлений в налоговую 2021 года

В случае, когда банк отказался принимать платежное поручение на уплату налога «за друга», Алексей Прохоров из «ЮСТ» советует ссылаться все на те же разъяснения ФНС, а если это не поможет – не рисковать, настаивая на внесении платежа. «На мой взгляд, в таком случае лучше отказаться от идеи осуществить уплату налога с расчетного счета компании, входящей в группу, и изыскать возможность исполнить обязанность самостоятельно. Ведь до внесения изменений в НК РФ компании, входящие в одну группу, как-то находили способ самостоятельно исполнять свои налоговые обязанности», – говорит юрист.

Изменения во взаимодействии налоговых органов и налогоплательщиков

До начала 90-х годов функции налоговых органов ограничивались контролем и применением санкций к налогоплательщикам за нарушение налогового законодательства. Соответственно, налогоплательщиками-юридическими и физическими лицами, налоговые органы воспринимались как исключительно карающая государственная организация, что не способствовало установлению партнерских связей.

Начавшиеся в этот период изменения в экономике предъявили совершенно другие требования к качеству взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками: во главу угла выдвигалось постоянное тесное взаимодействие между субъектами этих взаимоотношений на доверительной основе.

Решению этой сложной задачи положило начало создание Государственного реестра предприятий в 1993 году и проведение мероприятий по присвоению ИНН (идентификационных номеров налогоплательщиков) физическим лицам в 1996 году.

С начала 2000-х годов в налоговых органах повсеместно стала внедряться система электронной обработки данных: представление деклараций в электронном виде, внедрение системы оплаты налоговых платежей через устройства самообслуживания «Электронная касса» в банках, внедрение услуги информирования о задолженности по налогам через «Личный кабинет» налогоплательщика на интернет-сайте ФНС РФ и др.

Для удобства налогоплательщиков в системе налоговых органов было создано подразделение по досудебному урегулированию налоговых споров, ограничены полномочия налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля.

Постоянно расширялся перечень услуг, осуществляемых налоговыми органами для налогоплательщиков.

В «Едином стандарте обслуживания налогоплательщиков», утвержденным Приказом ФНС России от 05.10.2010 г. № ММВ-7-10/478@, перечислены оказываемые налоговыми органами услуги и процедуры, сроки и формы их представления, законодательные и иные нормативные акты, регламентирующие порядок их предоставления.

Перечень услуг расширяется и в настоящее время.

Распоряжением правительства РФ от 10.02.2014 г. № 162-р разработаны меры по совершенствованию налогового администрирования на 2014-2015 гг. (План мероприятий «Дорожная карта»). Перечисленные в Плане мероприятия призваны создать более благоприятные условия для укрепления взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов:

  • расширяются сферы оказания государственных услуг для налогоплательщиков с помощью интернет-сервисов
  • обеспечивается регулярные публикации на сайте федерального органа исполнительной власти обзоров и разъяснений Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
  • продлеваются сроки представления всех видов налоговой отчетности
  • снимаются ограничения по применению УСН организациями, имеющими представительства
  • обеспечивается обязательная публикация в открытом доступе новых форм налоговой отчетности и изменений в существующие формы отчетности не менее чем за 2 месяца до введения в действие и др.

Некоторые из перечисленных мероприятий были реализованы в 2014-2015 гг.:

  • создан функционал личного кабинета налогоплательщика на сайте ФНС и урегулированы вопросы по использованию личного кабинета
  • обеспечена возможность получения налогоплательщиками документов (актов сверок расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, справок об отсутствии задолженности и иных документов по требованию налогоплательщика) от налогового органа по телекоммуникационным каналам с электронной подписью должностного лица налогового органа по требованию налогоплательщика и др.

В 2016 г. также вступают в действие ряд законов и соответствующих статей НК РФ, призванных способствовать решению таких задач, поставленных Распоряжением правительства РФ от 10.02.2014 г. № 162-р, как расширение перечня форм налоговой отчетности, передаваемой по телекоммуникационным каналам связи; смещение налоговой нагрузки в сторону налогообложения физических лиц; предоставление возможности физическим лицам получения социальные налоговых вычетов по аналогии с имущественными у работодателей (налоговых агентов) и др.

Планируется расширить перечень функций ФНС по работе населением: на ФНС будет возложена обязанность по созданию Единого реестра населения Российской Федерации с информацией об актах гражданского состояния населения.

Читать еще:  Документы для налогового вычета на квартиру список образцы

Ведется непрерывная работа по совершенствованию информационной работы налоговых органов, как с помощью интернет-ресурсов, так и путем расширения непосредственных контактов с налогоплательщиками.

В конечном итоге, мероприятия должны обеспечить упрощение взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Изменения в осуществлении контроля низовых налоговых органов за сбором налогов.

Важнейшая составляющая налогового администрирования – контроль низовых звеньев ФНС за сбором налогов.

Согласно ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством, – за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.

Методы сбора налогов постоянно совершенствуются и идут по пути как послабления законодательства в одних аспектах, так и его ужесточения в других.

Например, принятие ФНС РФ приказа № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 г. «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» позволило применять принципиально новый подход к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, основанный на комплексном анализе финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Таким образом, в процессе отбора объектов для проведения выездных проверок налоговые органы от тотального контроля перешли к контролю, основанному на анализе критериев риска.

С вступлением в действие указанного приказа количество проверок значительно снизилось, но, по оценкам экспертов, в 2013-2015 гг. выросла их эффективность.

Одновременно, в 2015-2016 году в налоговой политике наметилась и другая важная тенденция: контроль деятельности налогоплательщиков со стороны налоговых органов меняется в сторону ужесточения требований к сборам налогов – срокам и порядку представления налоговой отчетности, срокам перечисления налогов.

Соответственно, расширяются права налоговых органов в процессе проведения проверок, усиливаются санкции за нарушения. В 2015 г. после введения на основании принятых законов соответствующих поправок в статьи 86, 92 НК РФ значительно были расширены права налоговых органов при проведении камеральных проверок: если в уточненной декларации (расчете), уменьшена сумма налога к уплате или заявлена сумма убытка, органы ФНС имеют право требовать от налогоплательщика представления соответствующих пояснений.

Также при проверке НДС налоговые органы получили право запрашивать дополнительные документы.

На основании изменений НК РФ (п.3 ст.76, п.1ст.93, п.3 ст.88, пп.4 п.1ст.31) налоговые органы получили дополнительные полномочия по действиям с банковскими счетами налогоплательщиков в случае нарушения сроков представления налоговых деклараций, неисполнении обязанности по передаче налоговому органу электронной квитанции о приеме соответствующих документов и в некоторых других.

Отдельные нововведения способствуют расширению прав налогоплательщиков, например, введение обязательности досудебного порядка обжалования любых ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц.

Значительно усилен контроль налогообложения физических лиц: в 2015 г. введены требования к физическим лицам о самостоятельном заявлении в территориальное отделение ФНС объектов обложения транспортным налогом, налогом на имущество, земельным налогом. При этом, с 2017 г. вводится ответственность за несвоевременное представление налогоплательщиком – физическим лицом налоговому органу указанного сообщения.

В 2016 г. будут предприняты меры по усилению контроля за сбором НДФЛ.

Приказом ФНС РФ от 14.10.2015 № ММВ-7-11/450@ утверждена форма Расчета по НДФЛ (НДФЛ-6). Начиная с 2016 г., налогоплательщики представляют уже ежеквартальную отчетность по НДФЛ.

Одновременно, за несвоевременное представление налоговой отчетности по НДФЛ статьей 126 НК РФ предусмотрено усиление санкций со стороны налоговых органов.

В соответствии с гл.32 НК РФ «Налог на имущество физических лиц», начиная с 2016 года за 2015 г., налог на имущество физических лиц будет рассчитываться по новым правилам: налогооблагаемой базой для расчета налога будет являться кадастровая стоимость объектов недвижимости.

Вследствие указанных изменений органы власти 28 субъектов Российской Федерации субъектов Российской Федерации приняли соответствующие законы о применении с 01.01.2015 кадастровой стоимости объектов недвижимости в качестве налоговой базы, о чем налогоплательщики должны получить уведомления в текущем году.

С 2016 г. увеличиваются пени за просрочку уплаты налогов.

С привязкой к ключевой ставке, значение которой составляет 11%, возросли пени за просрочку уплаты налога. (Ставка рефинансирования составляла 8,25%.)

Таким образом, в текущем году налоговые органы усиливают контроль за сбором налогов и, в первую очередь, это касается налогоплательщиков-физических лиц.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты