Льготы реабилитированным жертвам политических репрессий в 2021 году
Какие льготы положены жертвам политических репрессий в 2021 году
Льготы жертвам политических репрессий в 2021 году предоставляются реабилитированным гражданам в рамках действия ФЗ № 1761-1 посредством выделения средств из регионального и федерального бюджета.
- Особенности приравнивания к категории репрессированных
- Получение статуса репрессированного
- Льготный социальный пакет и особенности региональных программ в 2021 году
- Социальные льготы
- Материальные выплаты
- Пенсионные преференции
- Моральные аспекты
Социальная поддержка граждан данной категории включает также моральные аспекты, выраженные в политической реабилитации лица. Объем и характер предоставляемых льгот могут различаться в зависимости от территориальной принадлежности субъекта, в котором проживает репрессированный.
Льготы репрессированным пенсионерам
Федеральное законодательство специализированных мер социальной поддержки для жертв необоснованных политических репрессий не предусматривает – таковые устанавливаются на уровне регионов. Единственная государственная преференция для пенсионеров этой категории – право на получение денежной компенсации, закрепленное в статье 15 закона № 1761-1.
Как получить компенсацию
Для получения компенсации следует обратиться в территориальное управление соцзащиты населения, куда необходимо представить следующие документы:
- заявление о начислении компенсации;
- справка о реабилитации;
- справка, подтверждающая факт репрессии (об освобождении из МЛС, о нахождении в психиатрическом стационаре и т. д. – получить ее можно в государственном архиве).
Скачать заявление Скачать форму справки
Важно: гражданам, проживающим за пределами России, нужно обратиться в орган соцзащиты либо по последнему месту жительства в РФ (если определить его по каким-то причинам невозможно – то по месту репрессий). Направить заявление и прилагающиеся документы можно по почте, главное – чтобы оно было написано на русском языке.
Другие льготы реабилитированным
Льготы репрессированным пенсионерам предоставляются за счет региональных бюджетов, которые, в свою очередь, финансируются из бюджета федерального – путем предоставления соответствующих субсидий. То есть меры соцподдержки жертв политических репрессий отличаются в зависимости от места их проживания.
Например, для жителей столицы, пострадавших от произвола тоталитарного государства во времена Советской власти, Постановлением Правительства Москвы № 850-ПП от 07.12.2004 года предусмотрены 50-процентные скидки при оплате услуг ЖКХ, в том числе:
- коммунальных услуг (горячего и холодного водоснабжения, отопления, водоотведения, канализации, подачи газа и электроэнергии и т. д.);
- вывоза мусора;
- пользования жильем по соцнайму;
- топлива и услуг по его доставке – для реабилитированных, проживающих в домах без центрального отопления.
В некоторых регионах репрессированные пенсионеры бесплатно пользуются общественным транспортом, освобождены от уплаты земельного налога и т. д.
Важно: в силу давности событий, при которых осуществлялись необоснованные репрессии, подвергшиеся им граждане к настоящему времени достигли пенсионного возраста. В связи с этим реабилитированные лица пользуются всеми льготами и привилегиями, предусмотренными в России для пенсионеров.
Законодательное регулирование вопроса
О полном снятии обвинения говорится в Законе № 1761-I от 18.10.1991 г. «О реабилитации жертв политических репрессий».
В соответствии с ним, репрессия является принудительной мерой к человеку в связи с мотивами общественного характера.
Нарушение прав заключается в ограничении свободы, помещении в психиатрическую больницу, депортации за пределы постоянного места жительства, принуждении к работам, ссылке и т.д.
Реабилитация положена также и детям, родители которых были заключены или сосланы, а факт политического преследования в последующем был признан безосновательным, то если в отношении жертвы было принято оправдательное решение.
Эксперты «АГ» проанализировали постановление КС о защите жилищных правах жертв политических репрессий
Конституционный Суд РФ опубликовал Постановление № 39-П от 10 декабря по делу о проверке конституционности ст. 13 Закона о реабилитации жертв политических репрессий и ряда положений Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 об обеспечении права жителей столицы на получение жилья, об оглашении которого уже писала «АГ».
Обстоятельства дела
Как сообщала ранее «АГ», инициаторами жалоб в КС РФ выступили Евгения Шашева, Алиса Мейсснер и Елизавета Михайлова. Все три женщины проживают в разных регионах страны и являются жертвами политических репрессий. Они родились в высылке или спецпоселении, куда были отправлены их родители в 1930–1940-е гг. Заявительницы хотят получить жилье в Москве, где их родители проживали до репрессий.
В 2017–2018 гг. женщины обращались с заявлениями о постановке их на жилищный учет в Департамент городского имущества г. Москвы, но получили отказ. Ведомство мотивировало свою позицию тем, что заявительницы не проживали в столице на законных основаниях не менее 10 лет (п. 3 ст. 7 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. № 29). Они безуспешно оспаривали отказ департамента в различных судебных инстанциях, включая Верховный Суд РФ. Суды поддержали позицию департамента о том, что к жертвам политических репрессий должны применяться общие основания постановки москвичей на жилищный учет, закрепленные в Законе г. Москвы № 29. При этом Елизавете Михайловой в 2017 г. удалось добиться в районном суде удовлетворения ее требований, однако впоследствии апелляция отменила это решение.
Не увенчалась успехом и попытка обжалования отдельных положений Закона г. Москвы № 29 в административном судопроизводстве. Заявительницы настаивали, что оспариваемые положения противоречат ст. 13 Закона о реабилитации жертв политических репрессий как нормативного акта, обладающего большей юридической силой. Тем не менее Мосгорсуд отказался рассматривать иски по существу, апелляция поддержала отказ.
Доводы жалобы в КС
В связи с этим женщины обратились в Конституционный Суд, где их интересы представляет руководитель судебной практики АНО «Институт права и публичной политики» Григорий Вайпан.
Заявительницы привели три основания для признания ст. 13 Закона о реабилитации жертв политических репрессий неконституционной: она требует самостоятельного возвращения реабилитированных на прежнее место жительства; данная норма не позволяет жертвам репрессий получить жилье в приоритетном порядке, хотя до 2005 г. это такое право предоставлялось; она позволяет субъектам РФ дополнительно ограничивать права реабилитированных в постановке на жилищный учет.
Как отмечалось в жалобах, на практике это означает, что заявительницы должны самостоятельно вернуться в Москву, оформив там постоянную регистрацию, и только потом встать на жилищный учет. Однако, как полагают женщины, они лишились жилья в Москве из-за репрессий и не могут сами переехать в столицу на постоянное проживание, если власти предварительно не обеспечат их жильем.
Кроме того, Елизавета Михайлова дополнительно оспаривала ст. 13 Закона о реабилитации жертв политических репрессий в части понятия «вынужденное переселение», так как ранее КС подчеркивал, что репрессии не только наносят физический вред конкретному лицу, но и влекут тяготы и эмоциональные страдания членов его семьи, вынужденных уехать в место высылки вслед за супругами.
Оспаривая п. 3 ст. 7, п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 8 Закона г. Москвы № 29, заявительницы отметили, что данные положения устанавливают общие требования к тем, кто хочет встать на жилищный учет в столице. Евгения Шашева дополнительно оспаривала п. 5 ст. 7 того же закона в отношении требования быть малоимущим, полагая, что это требование неприменимо к реабилитированным жертвам политрепрессий.
Указанные ограничения, по мнению заявительниц, противоречат идее реабилитации жертв политических репрессий, а обязанность восстановить нарушенные государством права не может зависеть от наличия или размера квартир, где они живут сейчас до переезда в Москву – в место проживания их родителей до репрессий.
Жалобы заявительниц в КС получили отклик в юридическом сообществе. Как писала ранее «АГ», 11 апреля Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека опубликовал письмо Михаила Федотова на имя председателя Конституционного Суда Валерия Зорькина в поддержку вышеуказанных жалоб. Также сообщалось, что в поддержку заявительниц высказалось и международное общество «Мемориал», которое совместно со своим одноименным правозащитным центром направило соответствующее обращение на имя председателя КС РФ.
Органы власти разошлись в оценках законодательных норм
Как ранее сообщала «АГ», в ходе судебного разбирательства в Конституционном Суде РФ представители госорганов высказались за конституционность оспариваемой статьи федерального закона, но раскритиковали московское законодательство, препятствующее реализации права заявительниц на предоставление им столичного жилья. В частности, полпред Президента РФ Михаил Кротов отмечал, что власти Москвы вышли за пределы своих полномочий, а жертвы политических репрессий лишены возможности восстановления их нарушенных прав.
В свою очередь, представители московских властей сочли, что удовлетворение изложенных в жалобах требований нарушит права других лиц. Представитель мэра г. Москвы Владимир Ланда также заметил, что заявительницы, по сути, требуют установления отдельного льготного режима, не предусмотренного в отношении ни одной другой социальной группы, даже ветеранов ВОВ.
КС пояснил, почему жилищные права жертв репрессий нуждаются в дополнительной защите
Конституционный Суд напомнил, что Закон о реабилитации жертв политических репрессий объективировал возникшие в связи с фактом причинения соответствующего вреда конституционно-правовые отношения по поводу его возмещения между гражданами, являющимися жертвами политических репрессий, и РФ как правопреемником СССР (государства, с деятельностью которого связано такое причинение вреда). Это обстоятельство обязывает РФ стремиться к возможно более полному возмещению такого вреда на основе максимально возможного использования имеющихся средств и финансово-экономического потенциала.
Как пояснил КС РФ, вышеуказанный закон от 1991 г. предусматривал, что в случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей имели право на первоочередное получение жилья. Проживавшие же в сельской местности жертвы политических репрессий были вправе рассчитывать на получение беспроцентной ссуды и первоочередное обеспечение строительными материалами для строительства жилья.
При этом предусматривалось, что порядок восстановления прав реабилитированных лиц устанавливался специальными положениями, утверждаемыми российским правительством. Правительственные положения, в свою очередь, конкретизировали круг лиц, имеющих право на первоочередное получение жилья, ссуд или строительных материалов. В их число также входили дети репрессированных родителей, родившиеся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении.
В 2004 г. широкие полномочия по решению таких вопросов перешли в компетенцию регионов, некоторые из них не закрепили конкретные гарантии и механизмы в целях реализации права детей репрессированных лиц возвращаться в места проживания их родителей. Это обстоятельство породило неопределенность в реализации соответствующего права указанной категорией лиц.
Конституционный Суд подчеркнул, что региональный законодатель не должен вводить процедуры и условия, которые искажают само существо тех или иных конституционных прав и гарантий. Исходя из того что соответствующие правоотношения комплексно реализуются на территории нескольких субъектов РФ, их правовое регулирование не может быть осуществлено только на уровне отдельно взятых регионов, а потому оно может быть предусмотрено только федеральным законом.
«Отсутствие же в федеральном законе специального нормативного обеспечения права реабилитированных лиц и членов их семей возвращаться в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий, порождает неопределенность в отношении возможности реализации этого права указанной категорией лиц – притом что их интерес в обеспечении жилыми помещениями конкурирует с таким же интересом иных категорий граждан, за которыми законодателем по социально значимым основаниям признано право на улучшение жилищных условий и которые обеспечиваются жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда», – отмечено в постановлении Суда.
Конституционный Суд РФ отметил, что применение норм, устанавливающих порядок и условия предоставления жилья отдельным категориям граждан (в частности, в Москве), к детям жертв политических репрессий влечет фактическую невозможность возмещения им вреда в гарантированном государством объеме, в том числе в части осуществления их жилищных прав. В связи с этим он признал неконституционными оспариваемые нормы.
Федеральному и региональным законодателям (в том числе законодательному органу российской столицы) надлежит незамедлительно внести в действующее правовое регулирование соответствующие изменения. До этого лица, относящиеся к указанной категории граждан, включая заявительниц по рассматриваемому делу, принимаются на учет для обеспечения жильем без соблюдения условий, установленных жилищным законодательством для иных категорий граждан. Конституционный Суд также распорядился пересмотреть судебные дела заявительниц по указанному вопросу.
Эксперты «АГ» прокомментировали выводы Суда
В комментарии «АГ» ведущий эксперт Института права и публичной политики, доцент РГУП Ольга Кряжкова отметила, что постановление КС РФ – это второй с 1995 г. случай защиты прав жертв политических репрессий в практике данного Суда, на этот раз – жилищных. «Напомню, что существенные изменения в механизм обеспечения реабилитированных лиц жильем внес Закон о монетизации льгот 2004 г. Забота об этом была переложена на субъекты РФ. И где-то дети репрессированных, родившиеся в местах, куда выслали их родителей, получали реальную возможность вернуться обратно, а где-то, как в Москве, нет. Эта проблема неоднократно ставилась перед Конституционным Судом, но тот ограничивался определениями, как правило, краткими, которые никак не влияли на ситуацию. Теперь же подход КС РФ изменился», – пояснил она.
Эксперт выделила несколько важных выводов Суда. «Во-первых, Закон о реабилитации объективировал “конституционно-правовые отношения” между жертвами политических репрессий и РФ как правопреемницей СССР – причинителем “реально не исчисляемого и невосполнимого” вреда. Тем самым четко определена правовая природа правоотношений по возмещению такого вреда как вытекающих непосредственно из ст. 52 и 53 Конституции РФ. Во-вторых, именно федеральный законодатель обязан урегулировать уже признанные жилищные права жертв политических репрессий, причем так, чтобы они реально гарантировались на всей территории России, сейчас ЖК РФ в этом плане совершенно неопределенный. В-третьих, ситуация, при которой в Москве к жертвам советского террора предъявляются общие требования по постановке на жилищный учет, препятствует возмещению им вреда в гарантированном государством объеме, она должна быть изменена законодательным путем. В-четвертых, переселение семьи к репрессированным и высланным родственникам в прошлом “не может рассматриваться как добровольное”. Этот вывод адресован судам, устанавливающим факт вынужденного переселения», – отметила Ольга Кряжкова.
Она также подчеркнула, что постановление КС РФ должно быть реализовано в правоприменительной практике уже сейчас, не дожидаясь новых правовых норм. «Суд установил временный порядок обеспечения людям, утратившим жилье в связи с репрессиями, права на возвращение: они должны приниматься на жилищный учет без соблюдения условий, предусмотренных жилищным законодательством. Временный порядок обязателен как для Москвы, так и для других субъектов РФ, где ситуация аналогична московской. Не подлежит сомнению, что этот порядок касается как заявительниц по делу, так и всех остальных жертв советских репрессий, объективно имеющих право вернуться на прежнее место жительства», – подытожила Ольга Кряжкова.
Адвокат АП г. Москвы Анна Минушкина согласилась с тем, что жилищное законодательство г. Москвы действительно содержит ряд условий, необходимых для постановки на жилищный учет в столице (среди них – проживание в этом городе не менее 10 лет, признание малоимущими в порядке, установленном законодательством указанного субъекта РФ). «После вступления в силу ЖК РФ в 2005 г., а также Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения постановка на жилищный учет в столице стала очень сложной задачей в силу необходимости соблюдения всех условий и оснований, – пояснила эксперт. – Суды при рассмотрении таких дел в последнее время принимают весьма формальный подход, руководствуясь именно жилищным законодательством г. Москвы».
Анна Минушкина добавила, что установить факт 10-летнего проживания в Москве на основании решения суда крайне проблематично, а при определении членов семьи, желающих встать на жилищный учет, Департамент городского имущества г. Москвы учитывает всех проживающих в квартире лиц, включая супругов и детей. «Данные нормы (касательно 10-летнего срока проживания в г. Москве) были предметом рассмотрения Мосгорсуда, который отказался признать их противоречащими федеральному законодательству», – отметила адвокат.
По ее мнению, постановление КС РФ является важным шагом на пути к совершенствованию жилищного законодательства Москвы. «Представляя интересы граждан в спорах со столичным Департаментом городского имущества относительно предоставления жилья по договору социального найма, хочу отметить, что каждый год и Департамент, и суды изменяют практику в сторону, ухудшающую права граждан. При малейшей возможности ДГИ г. Москвы отказывает в постановке на жилищный учет, а также снимает с жилищного учета, именно поэтому назрела необходимость правовой определенности в данном вопросе», – заключила Анна Минушкина.
Член СПЧ Наталия Евдокимова, выступавшая на заседании КС РФ в пользу заявительниц, сообщила «АГ», что положительно расценивает выводы Суда. По ее мнению, оспариваемое московское законодательство влекло фактическую невозможность реализации реабилитированными лицами своего права на жилье в месте проживания их репрессированных родителей.
Член СПЧ отметила, что в ходе судебного заседания в Конституционном Суде представители московских властей заявили, что их закон соответствует федеральному законодательству и что у них есть льготные категории граждан. «Так и казалось, что перед ними находятся не жертвы политических репрессий, а “члены семей врагов народа”, но ведь речь идет о возмещении государством вреда, причиненного его незаконными действиями указанным лицам, – отметила Наталия Евдокимова. – Таким образом, постановление Суда следует рассматривать как победу заявительниц в этом нелегком деле».
Редакция «АГ» не смогла оперативно получить комментарий Григория Вайпана относительно выводов Суда.
Какие существуют виды помощи от государства?
Помощь от государства может быть материального и морального характера. А также предусмотрено оказание социальных льгот, привилегий при достижении пенсионного возраста.
При реабилитации жертв политических неправомерных действий со стороны государства им дается право на моральное удовлетворение своих прав:
- обратное присуждение военного или иного звания;
- восстановление наград и медалей;
- публичное признание их иного статуса, предполагающего опровержение их антигосударственной деятельности.
Не исключается вариант возврата жилья, потерянного вследствие репрессивных действий.
Материальные выплаты
Известны следующие материальные компенсации:
- выплата в определенном объеме единожды, если репрессия послужила для отправки в тюрьму, на психиатрическое лечение;
- финансовое возмещение утраченного имущества в размере, если оно не может быть восстановлено для пользования.
При наличии свободных средств в региональном бюджете, возможно выделение компенсаций для людей, подверженных репрессии.
Социальные льготы
Реабилитированные обеспечиваются льготами социального характера:
- 50%-скидка для оплаты услуг ЖКХ, телефона и приобретение топлива для отопления жилища (газ, твердое топливо);
- компенсация проезда в общественном транспорте или бесплатный проезд по удостоверению;
- внеочередная отправка на оздоровительное лечение в соответствующие учреждения;
- приоритетное размещение в домах престарелых;
- снижение цены для лекарств при покупке по рецепту;
- прием врачей без очереди;
- при покупке протезов в государственной поликлинике предоставляется скидка до 50%;
- пользование медицинскими услугами, за которые обычным пациентам нужно платить.
В регионах предусмотрено распространение льгот для семей реабилитированных граждан. Они могут получить скидку для оплаты коммунальных услуг, если проживают вместе с пострадавшим от репрессий.
Пенсионные
Кроме включения в общий стаж периода пребывания в колонии (ссылка, пребывание в поселении, под стражей), пенсионеры получают следующие льготы:
- при расчете обеспечения, период репрессии подлежит рассмотрению в троекратном размере;
- пенсионерам положены ежемесячные выплаты в размере около 500 руб.
Пенсионные программы финансируются из государственного бюджета.
Помощь при погребении
Родственникам человека положена помощь при его смерти. Все затраченные средства возвращаются в соответствии с приложенными чеками.
Обратите внимание: Для каждого региона действуют свои нормативы, установленные на ритуальные услуги.
Льгота предоставляется в течение полугода после ухода из жизни. Срок рассмотрения заявки составляет 10 дней.
Размер выплачиваемых средств
Финансирование из государственного бюджета предполагает выплату при нахождении в тюрьме или психиатрическом учреждении в объеме 10000 руб. Компенсация затрат на покупку нового имущества составляет около 10000 руб.
Региональный бюджет ежегодно отводит определенный объем средств на помощь этой категории граждан. Власти Москвы регион выплачивают раз в год по 6500 руб. А также предполагается выплата за телефонные разговоры в размере 199 руб./мес.
В Санкт-Петербурге предусмотрено возмещение при лишении свободы, со сроком пребывания в тюрьме в размере 3335 руб. Для лиц, отправленных в ссылку, полагается получение 1668 руб. Последняя сумма выплачивается детям репрессивных родителей, рожденных в России.
В каком размере предоставляются выплаты?
В ситуации, если гражданина отправляли в тюрьму, либо психбольницу, то размер выплаты составит около 10.000 рублей. Пособие предоставляется для лиц, которые были лишены собственной жилплощади и другого имущества.
Точный размер преференций определяется на уровне отдельных регионов, так как многие муниципальные законы вносят свои поправки к федеральному законодательству. Для уточнения окончательного размера выплат необходимо обращаться в местные законодательные органы власти.
Как пример, на территории Московской области, из регионального бюджета каждый год выплачивается сумма в размере 6.500 рублей для каждого незаконно репрессированного, а также предоставляется бесплатное пользование железнодорожным транспортом.
По ежемесячным денежным выплатам льготник может самостоятельно выбрать один из предлагаемых видов социальной помощи. В СПБ, реабилитированным лицам полагается ЕДВ в размере 3355 рублей, а пребывавшим в ссылке гражданам всех возрастов – 1668 рублей.
Предоставление льготных выплат для незаконно репрессированных
Компенсационные выплаты сильно варьируются, определяются особенностями конкретного случая. Максимальный размер – это 10 тыс. рублей. Такую сумму могут получить те, кто пребывал в тюрьме, психиатрическом диспансере. Также 10 тыс. рублей положено тем, кто из-за неправомерных действий власти лишился имущества (в том числе недвижимого). Если же это имущество и по сей день сохранно, тогда вместо компенсации его возвращают прежнему владельцу.
Жертвы репрессий не должны платить налог на землю. Поскольку преимущественно это пенсионеры, они имеют право на все привилегии, положенные другим гражданам нашей страны, достигшим пожилого возраста. Если необходимо оформить документацию для получения льгот, можно обратиться за помощью в социальные органы. Ответственные за это лица обязательно окажут посильное содействие.