Кто такой воспитатель детского сада — все тонкости профессии
Профессия воспитателя детского сада является одной из самых сложных на сегодня. Ведь помимо ответственности за жизнь и здоровье ребенка, сотрудник должен найти психоэмоциональный контакт с малышом и общий язык с его родителями. А это, порой, намного труднее, чем проследить за полутора десятком кружащих детей и организовать их работу. Это скорее призвание, нежели профессия, которое требует полной самоотдачи и абсолютной дисциплины.
Если вы решили посвятить жизнь воспитанию детей, то единственная возможность реализации планов – это закончить педагогический колледж. Система дошкольного образования позволяет воспитателям иметь средне специальное образование.
Однако, приоритет отдается тем соискателям, которые окончили ВУЗ, причем, педагогический и обучались премудростям психологии. По окончании педагогического ВУЗа, воспитателем можно работать как в частных, так и в государственных детских садах.
Воспитатель детского сада
Родственные профессии
Воспитатель в детских домах и общежитиях, инспектор по работе с трудными подростками, учитель младших классов в школе, воспитатель группы продленного дня, воспитатель школы-интерната, няня
Сфера профессиональной деятельности
- Образование.
- Обслуживание.
Классификация профессии
- Может быть отнесена к типам профессии:
- «Человек – Человек» (основная деятельность воспитателя связана с работой с детьми, с их воспитанием, обучением и развитием).
- Класс профессии: «изыскательский» (эвристический). По характеру труда профессия связана с анализом, планированием, организацией и управлением, конструированием, принятием нестандартных решений, требует независимого оригинального мышления.
- Тип профессии по условиям труда: работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, «комнатным».
Описание профессии
Воспитатель детского сада – это педагог, занимающийся обучением и воспитанием детей дошкольного возраста (до 7 лет).
Основная сфера деятельности воспитателя связана с организацией пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении, проведением игр и занятий с детьми, контролем их безопасности и состояния здоровья.
К основным обязанностям работника относятся:
- осуществление целостного педагогического процесса в соответствии с образовательными программами дошкольных учреждений;
- создание предметно-развивающей педагогической среды как условия успешного развития ребенка;
- руководство разными видами детской деятельности (игровой, учебно-познавательной, художественной, физкультурно-оздоровительной, бытовой);
- осуществление личностно-ориентированного подхода к работе с детьми на основе наблюдения за ребенком, анализа обученности и воспитанности, а также проектирование развития его личности;
- обеспечение охраны жизни и здоровья детей;
- оказание содействия специалистам в области коррекционной деятельности при работе с детьми, имеющими особенности развития;
- создание условий для полноценной социализации детей, ознакомление их с социальным миром;
- защита интересов и прав детей.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
К профессионально важным качествам воспитателя детского сада относится:
- любовь к детям;
- умение находить подход к детям;
- умение быстро принимать решения;
- организаторские способности;
- практицизм;
- развитая интуиция;
- психологическая устойчивость;
- жизнерадостность;
- высокий уровень культуры;
- активность.
Личностные качества, необходимые воспитателю детского сада:
- порядочность,
- доброжелательность,
- высокая ответственность и моральная устойчивость,
- честность,
- способность к сопереживанию,
- коммуникабельность,
- аккуратность,
- организованность,
- чувство такта,
- сдержанность,
- бескорыстие.
Медицинские противопоказания
- Врожденные пороки развития, деформации, хромосомные аномалии со стойкими значительными нарушениями функции органов и систем.
- Последствия повреждений центральной и периферической нервной системы, внутренних органов, костно-мышечной системы и соединительной ткани от воздействия внешних факторов (травмы..и др.) с развитием необратимых изменений, вызвавших нарушения функции органов и систем значительной степени.
- Заболевания центральной нервной системы с двигательными и чувствительными нарушениями, расстройствами координации и статики, когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями.
- Нарколепсия и катаплексия, эпилепсия.
- Психические заболевания с тяжелыми, частыми болезненными проявлениями.
- Алкоголизм, токсикомания, наркомания.
- Болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3-4 степени.
- Злокачественные новообразования любой локализации.
- Заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим течением.
- Гипертоническая болезнь III стадии, 3 степени, риск IV.
- Хронические болезни сердца с недостаточностью кровообращения ФК III. Ишемическая болезнь сердца и т.п.
- Варикозная болезнь нижних конечностей с явлениями хронической венозной недостаточности 3 степени и выше. Лимфангиит и другие нарушения лимфооттока 3-4 степени.
- Ревматизм: активная фаза, с поражением сердца и других органов и систем и хронической сердечной недостаточностью 2-3 степени.
- Болезни бронхолегочной системы с явлениями дыхательной недостаточности или легочно-сердечной недостаточности 2-3 степени.
- Активные формы туберкулеза любой локализации.
- Осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки с хроническим часто рецидивирующим течением.
- Хронические гепатиты, циррозы печени и другие заболевания печени.
- Хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2-3 степени.
- Неспецифический язвенный колит и болезнь Крона тяжелого течения.
- Диффузные заболевания соединительной ткани с нарушением функции органов и систем 3-4 степени, системные васкулиты.
- Хронические заболевания периферической нервной системы и нервно-мышечные заболевания.
- Хронические заболевания опорно-двигательного аппарата с нарушениями функции 3 и более степени.
- Хронические заболевания кожи: экзема; псориаз, эритродермия, ихтиоз, хронический прогрессирующий атопический дерматит.
- Заболевания и бактерионосительство инфекционных и паразитарных заболеваний, брюшной тиф, паратифы, сальмонеллез, дизентерия; гельминтозы, инфекции кожи и подкожной клетчатки, озена
- Беременность и период лактации.
- Глаукома декомпенсированная.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н
Требования к профессиональной подготовке
Воспитатель детского сада должен знать:
- цели, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания детей дошкольного возраста;
- основы психологии человека и психологические особенности детей дошкольного возраста;
- методики развития разных видов деятельности детей;
- особенности анатомии и физиологии дошкольника;
- требования к обеспечению санитарно-гигиенических условий содержания детей дошкольного возраста.
Воспитатель детского сада должен уметь:
- руководить основными видами деятельности дошкольников;
- обеспечивать создание развивающей предметно-пространственной среды;
- взаимодействовать с дошкольниками;
- изучать на основе наблюдений личность дошкольника, выявлять его затруднения и оказывать ему содействие;
- вести разъяснительную педагогическую работу с родителями;
- взаимодействовать с другими сотрудниками дошкольного учреждения, участвующими в воспитательно-образовательном процессе (музыкальный руководитель, дефектолог, психолог, медицинский работник), и родителями;
- пользоваться техническими средствами обучения и компьютерной техникой.
Путь к любимому делу. Как устроиться на работу в детсад
Сейчас, в отличие от советского и постсоветского времени, воспитатель – довольно престижная и высокооплачиваемая профессия, поэтому, как житель региона, скажу: устроиться воспитателем в детский сад можно, но сложновато, придется постараться.
Чтобы попасть на данную вакансию с нуля – вам достаточно показать диплом по специальности. Мне, например, повезло меньше, город маленький, мне везде отказывали, особенно узнав про ребенка, мол «из больничных вылазить не будешь». Для таких, как я, существует второй вариант – устроиться на работу младшим воспитателем (няней) и зарекомендовать себя с хорошей стороны.
Как зарекомендовать? Во-первых – никогда не сплетничайте, никогда, ни при каких обстоятельствах! Да, коллектив женский, соблазнов «перемыть кости» много, но вы же хотите получить эту работу. Во-вторых, уважительно, с теплом и добротой относитесь к детям, приветливо ведите себя с родителями – представьте, что Вы уже воспитатель, репетируйте! Ну, и в-третьих, добросовестно выполняйте свою работу, пусть в Вашей группе всегда будет чисто, уютно, проветрено, а посуда скрипит от чистоты! Уверена, при соблюдении этих простых правил, у заведующей не возникнет сомнений, что на освободившуюся вакансию необходимо перевести именно Вас!
Средняя зарплата работников дошкольных учреждений
Стать воспитателем в детском саду может не каждый желающий. Для этой профессии требуется специализированное образование в области педагогики и дошкольной психологии. По окончании обучения человеку присваивается диплом с квалификацией «воспитатель», и он может идти работать в детский сад. Если специалист с дипломом долгое время не работал на указанной должности, перед приемом на работу ему следует пройти переаттестацию.
Рабочий график воспитателя – 5 рабочих дней при 2 выходных. Работа происходит посменно, так как на 1 группу работает 2 воспитателя – один воспитатель работает с утра до обеда, второй с обеда и до вечера. Чтобы понять, из чего складывается зарплата педагога, следует сформулировать, что требуется от воспитателя в детском саду.
Список профессиональных требований сводится к следующим:
- профильное образование;
- ответственность за здоровье и жизнь ребенка;
- умение решать конфликтные ситуации между детьми и создавать благоприятную атмосферу в группе;
- ведение отчетных документов;
- умение оказать первую помощь
Согласно заявлениям Росстата, средняя заработная плата педагогов в сфере дошкольного образования по последним данным составляет 29 тысяч рублей, или 88% от средней заработной платы в сфере образования.
Зарплата воспитателей включает в себя несколько частей. Во-первых, это базовый оклад, который составляет основную часть дохода. Далее идет так называемая премиальная часть, которая напрямую зависит от качества работы воспитателя. Чтобы повысить премиальные начисления, необходимо проводить разнообразные мероприятия с родителями, участвовать в различных городских конкурсах и выставках.
Как и в других учебных заведениях, в детских садах существует надбавка за квалификацию работника. Воспитатель, согласно установленным нормам, может иметь высшую, первую или вторую категорию. Получить новую категорию работник может после окончания курсов по повышению квалификации.
Существуют специализированные детские сады – логопедические, коррекционные или офтальмологические. Работа в подобных учреждениях повышают среднюю зарплату педагога примерно на 10–20%.
Зарплата по регионам страны
Разумеется, в различных регионах и областях цифры могут значительно отличаться. Рассмотрим официальные данные по регионам России:
- наиболее крупные средние зарплаты, согласно статистике, встречаются в Дальневосточном федеральном округе. Так, например, средняя заработная плата воспитателя на Чукотке составляет 75 тысяч рублей. На Камчатке и Сахалине доходы составляют в среднем по 60 тысяч рублей. Наименьшие зарплаты в регионе платят в Амурской области и Приморском крае – около 30 тысяч рублей в месяц;
- на втором месте по рейтингу зарплаты расположился Уральский федеральный округ со средней цифрой – 35 тысяч рублей в месяц. Здесь стоит отметить регионы с суровым климатом, такие как Ямало-Ненецкий автономный округ и Ханты-Мансийск. Воспитатели этих регионов получают по 71 и 54 тысячи в месяц соответственно;
- регионом с самыми низкими зарплатами по стране является Северо-Кавказский округ со средней цифрой в 19 тысяч в месяц. Встречаются и более низкие доходы – в Дагестане воспитатели довольствуются 17 тысячами рублей в месяц;
- заработные платы педагогов в Москве и Санкт-Петербурге, как и доходы представителей других профессий, традиционно выше средних по стране и составляют 50 и 40 тысяч соответственно.
Государственные и частные детские сады
Альтернативой государственным учреждениям дошкольного образования выступают частные детские сады. Такие организации устроены как коммерческие образовательные учреждения с обязательной ежемесячной оплатой. Существует множество различий в программах подготовки детей, питании и непосредственной организации учебного процесса.
Частный детский сад имеет собственное помещение, профессионалов в сфере дошкольного образования, собственный штат поваров и обслуживающего персонала. Поскольку такие организации не являются бюджетными, заработная плата начисляется непосредственно работодателем. Частным детским садом также может выступать кооператив педагогов, набирающих небольшие группы и самостоятельно контролирующих образовательный процесс.
Если заработные платы в государственных детских садах возможно отследить согласно заявлениям Росстата, то доходы воспитателей частных детских садов могут отличаться в несколько раз в зависимости от учреждения
. Некрупный частный сад способен платить своим педагогам зарплаты чуть выше средних по региону, или около 30 тысяч рублей в среднем по стране.
Престижные детские сады, отбор в которые способны пройти лишь самые достойные профессионалы, готовы платить суммы от 50, 100 и даже 200 тысяч рублей в месяц.
Плюсы и минусы воспитательской работы
Явными плюсами будут:
Общение с увлеченными людьми. Обычно, коллектив в детском саду предан своему делу, высока вероятность встретить тут увлеченных единомышленников, способных поддержать вас в карьерном и профессиональном росте.
Атмосфера детства. Веселые игры, неуемная детская фантазия и непосредственность, разноцветье интерьера — все это дает возможность ощутить себя молодым.
Работа с детьми. Понятно, что профессия изначально предполагает любовь к детям. Тут общение с малышами будет постоянным удовольствием.
Осознание, что вы вносите важный вклад в будущее каждого ребенка — дети много времени проводят в саду, и пример воспитателя для них не менее важен, чем родительский.
Творческая инициатива. Обычно старшие коллеги всячески поощряют инновационные идеи менее опытных коллег по проектированию и реализации занятий для малышей.
Продолжительность отпуска. По закону воспитатели отдыхают 42 дня, чтобы полностью восстановить силы и вернуться к работе в бодром расположении духа.
Привилегия без очереди отдать собственного ребенка в детский сад. Если у специалиста есть дети, это огромный бонус.