Nedcentr.ru

НЕД Центр
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Описание профессии авиадиспетчер — где учиться обязанности и зарплата

Работник, контролирующий и обслуживающий движение авиатранспорта в небе, именуется авиадиспетчером. Работают они в аэропортах, на аэродромах. Основная задача – обеспечение регулярного, безопасного, упорядоченного движения самолетов. Для качественного выполнения своей работы авиадиспетчеры должны разбираться в таких науках, как воздушная навигация, эшелонирование, авиационная метеорология.

Функциональные обязанности авиадиспетчера входит:

  • разработка планов полетов (ежедневно);
  • согласование планов полетов с другими службами, диспетчерами других аэропортов;
  • наблюдение за погодой;
  • поддержание контактов с пилотами многих самолетов;
  • взаимодействие с работниками и службами аэропорта и взлетно-посадочной полосы.

Работают воздушные диспетчеры на вышке. С нее можно хорошо увидеть аэродром, воздушное пространство. У каждого диспетчера шесть мониторов, стол для графиков, необходимые документы.

Авиадиспетчеры должны принимать обдуманные решения. От их способностей зависят жизни многих людей. Цель работы диспетчерских служб – исключать ошибки во время полета.

Профессия Авиадиспетчер в СибГУ им. М.Ф. Решетнева 

Задача авиадиспетчера – осуществление безопасности полетов воздушного транспорта. В современном мире воздушное движение чрезвычайно насыщенно. В воздухе ежеминутно находятся тысячи летательных аппаратов, которые без сторонней координации просто не смогут избежать аварии. Основная цель профессиональной деятельности авиадиспетчера — отдача команд и распоряжений участникам движения по направлению, высоте, очередности взлета и посадки и других задач для воздушных судов на всех этапах полета с учетом меняющейся обстановки. Авиадиспетчер осуществляет свою деятельность из диспетчерского центра, расположенного, как правило, на аэродроме или ином объекте воздушной инфраструктуры.

Зарплаты: сколько получает Авиадиспетчер *

Начинающий: 40000 ⃏ в месяц

Опытный: 100000 ⃏ в месяц

Профессионал: 150000 ⃏ в месяц

* — информация по зарплатам приведна примерно исходя из вакансий на профилирующих сайтах. Зарплата в конкретном регионе или компании может отличаться от приведенных. На ваш доход сильно влияет то, как вы сможете применить себя в выбранной сфере деятельности. Не всегда доход ограничивается только тем, что вам предлагают вакансии на рынке труда.

Программы бакалавриата и специалитета в СибГУ им. М.Ф. Решетнева по профессии Авиадиспетчер

Востребованность профессии

На рынке труда профессия авиадиспетчера пользуется большим спросом у работодателей. Имея профессиональное образование, такой специалист будет востребован в любом регионе, где осуществляется воздушное движение. Наиболее напряженный воздушный траффик присутствует в столичном регионе и возле крупных агломераций, где есть большие аэродромы. Именно здесь трудоустраивается большинство специалистов. Так же имеется возможность получить работу в ведомственных службах воздушного движения и за рубежом.

Для кого подходит профессия

Для того, что бы успешно работать авиадиспетчером от соискателя требуется целый комплекс личных качеств. В том числе:

  • внимательность, личная дисциплинированность;
  • отменное здоровье;
  • психологическая устойчивость;
  • быстрая реакция, способность принимать решения в критических ситуациях;
  • готовность обучаться и повышать свою квалификацию на постоянной основе;
  • способность работать по нескольким направлениям сразу не теряя концентрации;
  • умение работать со сложным оборудованием и осваивать новое в быстрые сроки.

Следует отметить, что из-за высокой ответственности к соискателям на должность авиадиспетчера существует целый комплекс требований в плане физического и психологического здоровья. Поэтому при трудоустройстве претендент проходит углубленный медосмотр и множество тестов.

Карьера

Работа авиадиспетчера привязана к конкретному месту работы. Профессиональное развитие и карьерный рост возможен в своем направлении деятельности. Рядовой авиадиспетчер может занять должность старшего диспетчера, руководителя полетов в своем центре. Так же есть возможность перейти на более престижную и высокооплачиваемую работу в другом, крупном центре управления движением. Можно строить карьеру по административному направлению в сфере авиационного движения. Здесь большую роль играет размер оплаты труда. Рядовой авиадиспетчер в региональном центре получает от 40 до 60 тыс. рублей в месяц. В столичных аэропортах и центрах управления воздушным движением предлагается оплата до 150 тыс. рублей. На сегодня максимальная зарплата составляет 235 тыс. рублей.

Обязанности

Перечень обязанностей авиадиспетчера обширен и четко прописан в его должностной инструкции. В общем виде список обязанностей выглядит так:

  • непрерывный контроль воздушной обстановки;
  • контроль за движением всех воздушных объектов в своей зоне ответственности;
  • отдача команд и контроль за их исполнением всеми участниками движения;
  • составление суточного графика движения;
  • мониторинг метеообстановки в реальном времени;
  • поддержание устойчивой связи с командирами воздушных судов и смежными центрами управления полетов.
Читать еще:  Заполнение больничного листа работодателем в 2021 году образец

Профессия диспетчер авиалиний

Авиадеспетчер . Такого человека без сомнений можно назвать одним из важнейших, ведь он обеспечивает безопасное, регулярное, упорядоченное движение воздушного транспорта. Благодаря именно этому диспетчеру в небо ежедневно уходят тысячи самолётов, вертолётов, воздушных суден .

Для выполнения своих профессиональных функций авиадиспетчер в своей работе использует множество технических приборов: навигационные средства, радиосвязь, телефонная связь.

Рабочее место оборудовано компьютерами, мониторами, отображающими воздушную обстановку, погодные условия, сигнальными табло, планшетными компьютерами, устройствами для ведения графиков, справочной информацией. Воздушное пространство разделяется на классы и районы. За каждый из них несет ответственность один диспетчер.

Авиадиспетчер

Авиадиспетчером принято считать специалиста по управлению воздушным движением, обеспечивающего безопасность и точность полета.

Содержание:

  • История профессии
  • Особенности профессии
  • Обязанности
  • Важные качества
  • Навыки и знания
  • Перспективы и карьера
  • Обучение

История профессии

Профессия возникла во времена, как только воздушные полеты приобрели массовый характер. По этой причине появилась острая потребность в разработке правил организованного и безопасного перемещения воздушных судов. Дополнительно, требовалось обеспечить бесперебойную связь со всеми экипажами.

Именно от работы диспетчера зависит безопасность полетов. Даже малейшая ошибка способна повлечь за собой трагедию, поэтому специалист должен четко и оперативно выполнять свои должностные обязанности.

Особенности профессии

Профессия авиадиспетчер входит в число наиболее опасных.

На специалисте лежит огромная ответственность, как за вверенное ему техническое оснащение, так и за человеческие жизни.

Следует учесть, что авиадиспетчер — это общее название профессии. Как правило, она включает в себя ряд специальностей: диспетчер аэродромного пункта, руления, взлета и посадки, круга, подхода, районного центра, пункта местных авиалиний.

Плюсы профессии:

  • высокая заработная плата;
  • продолжительный отпуск;
  • наличие медицинской страховки;
  • возможность 1 раз в год воспользоваться правом бесплатного перелета.

Минусы профессии:

  • огромная психоэмоциональная нагрузка;
  • посменный рабочий график;
  • увольнение специалиста с последующим его привлечением к уголовной ответственности в случае непрофессиональной деятельности, что повлекла за собой жертвы и значительный материальный ущерб.

Обязанности

Основные обязанности авиадиспетчера:

  • Управление движением воздушного транспорта в пределах конкретного диспетчерского пункта.
  • Безоговорочное соблюдение правил и инструкций, что регулируют деятельность специалистов.
  • Постоянное поддерживание связи не только с экипажами, но и с диспетчерами из смежных зон ответственности. При этом обмен сообщениями проводится в соответствии с фиксированными правилами радиообмена.
  • Слаженное сотрудничество с метеослужбами и дальнейшее применение полученных данных для целей управления воздушными судами.
  • Разработка предложений с целью минимизировать воздействие человеческого фактора на безопасность полетов.
  • Ввод данных в автоматизированные системы с целью обеспечения возможности пилотам оценивать обстановку в воздушном пространстве.

Важные качества

Необходимые качества, которыми должен обладать авиадиспетчер:

  • ответственный подход к выполнению должностных обязанностей;
  • эмоциональная устойчивость;
  • умение концентрироваться;
  • отсутствие проблем со здоровьем;
  • хорошая физическая форма;
  • педантичность;
  • отличная память;
  • пунктуальность;
  • дисциплинированность;
  • молниеносная реакция.

Навыки и знания

Авиадиспетчер — это специалист, действия которого регламентированы.

На определенную ситуацию отведены правила и инструкции, которые необходимо знать в обязательном порядке.

Помимо знания законов воздушной навигации, он должен разбираться в авиационной метеорологии.

Работа авиадиспетчером предусматривает свободное владение английским языком. Дополнительно, требуется знать положения документации, регламентирующей обеспечение безопасности полетов.

Перспективы и карьера

Профессия авиадиспетчер подразумевает трудоустройство в диспетчерскую службу аэропорта.

Что касается продвижения по карьерной лестнице, то первоначальной ступенькой является должность стажера.

Спустя определенное время перед молодым специалистом открывается перспектива стать диспетчером I-III класса, затем — старшим диспетчером, а после — диспетчером — инструктором.

При должном выполнении своих прямых обязанностей и достаточном уровне квалификации со временем можно получить повышение до руководителя полетов, стать начальником подразделения либо аэронавигационной службы аэропорта/аэродрома.

Обучение

Работа авиадиспетчером подразумевает наличие профессиональной подготовки.

Чтобы получить возможность беспрепятственно трудиться в данной сфере, необходимо отучиться 3-4 года в профильном среднем заведении, и 5 лет — в вузе.

Дополнительно, каждые 3 года специалист в обязательном порядке должен проходить квалификационные курсы, и раз в 2-3 года подтверждать профпригодность.

Заработок российских авиадиспетчеров

Определить точно, сколько получает авиадиспетчер в России, довольно трудно. Показатели зависят от квалификации, занимаемой должности и региона работы, от владельца авиакомпании и значимости аэропорта. Данные, предоставляемые статистическими службами, разнятся в цифрах и не всегда соответствуют действительности.

Читать еще:  Обеденный перерыв по Трудовому кодексу правила которые нужно соблюдать

В зависимости от нюансов работы заработок сотрудника диспетчерских служб аэропорта может достигать 270 тыс. Такая сумма доступна руководителям полетов компаний, занимающих лидирующее положение на российском рынке авиаперевозок. Минимальная ставка авиадиспетчера, которую можно обнаружить среди вакансий, начинается от 40 тыс. рублей. Среднестатистический показатель по стране – 60 тыс. рублей.

Зарплата в зависимости от региона и аэропорта

Столичные аэропорты предлагают авиадиспетчерам наилучшие условия в плане денежных вознаграждений. Среднемесячная заработная плата в Москве колеблется в пределах 90–130 тыс. рублей. При этом персонал диспетчерских служб, не имеющий солидного стажа работы, может рассчитывать на 60 тыс.

Северная столица значительно уступает своей «старшей сестре». В Санкт-Петербурге рядовой авиадиспетчер получает в среднем около 50 тыс. Диапазон зарплат – от 35 до 65 тыс. рублей.

В остальных регионах заработная плата служащих авиадиспетчерских служб заметно отличается от столичных (в тыс. рублей):

  • в Магадане – 60;
  • во Владивостоке – 59;
  • в Саратове – 41;
  • в Воронеже – около 40;
  • в Ростове-на-Дону – 56;
  • в Самаре – 35,5.

Наличие множества авиакомпаний также вносит свою лепту в разницу зарплат российских авиадиспетчеров. Лидером рейтинга гонораров является «Авангард», предлагающий до 260,5 тыс. рублей. В компании «Стрела» можно заработать 91,5 тыс., а АЦ 1-й класс предлагает 73,5 тыс. «Аэронавигация на Северо-Западе» платит своим сотрудникам до 65,5 тыс. рублей, а «КрисАвиа» и «Аврора» – 55. Самые маленькие средние зарплаты авиадиспетчеров наблюдаются в компаниях «АвиаСтартСибирь», «Победа» и Аэрофлот – около 45 тыс. рублей.

Сравнивая, сколько зарабатывают американские и европейские авиадиспетчеры, можно лишний раз убедиться, как низко ценится высококвалифицированный труд в России. Американские авиапредприятия платят своим сотрудникам $8 тыс. Немцы почти не уступают им – €7 тыс. Почти так же оценивается труд авиадиспетчера в Великобритании – £5,6 тыс. В Польше и постсоветских прибалтийских республиках специалисты контроля полетов могут рассчитывать на €1,5 тыс.

Организация работы авиадиспетчера (диспетчера управления воздушного движения) представляет собой комплексный процесс взаимодействия авиационных диспетчерских пунктов, находящихся в структуре Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (ЕС ОрВД) или взаимодействующих с ней.

Для выполнения своей функции, авиадиспетчер использует в работе радиотехнические средства навигации, радиосвязи с экипажами ВС, телефонной связи. Также рабочее место авиадиспетчера оснащается компьютерами (ЭВМ), мониторами отображения воздушной обстановки, метеорологической обстановки, сигнальными табло, средствами связи, таблично-знаковыми индикаторами, планшетами, столами ведения графиков, справочной документацией и пр.

Для обеспечения эффективного использования воздушного пространства и контроля полётов ВС, воздушное пространство делится на классы и районы ответственности диспетчерских пунктов. По типу выполняемых технологических задач их разделяют на диспетчерские пункты планирования использования воздушного пространства и диспетчерские пункты непосредственного управления воздушным движением. Таким образом, контроль полёта начинается с момента представления плана полёта, до его закрытия или отмены, а контроль за движением ВС осуществляется с момента запуска двигателей на стоянке, непосредственно перед взлётом на аэродроме вылета, до заруливания на стоянку после посадки на аэродроме назначения.

К органам ЕС ОрВД, осуществляющим планирование использования воздушного пространства и организацию потоков воздушного движения относятся:

«Главный Центр» (ГЦ ЕС ОрВД) Собирает и обрабатывает планы полётов (представленные и повторяющиеся, то есть FPL и RPL), передаёт заинтересованным ЗЦ ЕС ОрВД по маршруту полёта, контролирует процесс планирования регулярных/нерегулярных международных и внутренних полётов в воздушном пространстве и на аэродромах РФ, обеспечивает разрешительный порядок использования воздушного пространства РФ. Осуществляет деятельность по организации потоков воздушного движения по маршрутам ОВД и в районах аэродромов, включая аэродромы совместного базирования, для чего составляет прогноз потребностей воздушного пространства для управления воздушного движения с учётом заявленной пропускной способности органов ОВД, запретов и ограничений полётов и совместно с ЗЦ ЕС ОрВД разрабатывает меры по организации потоков воздушного движения, направленные на содействие безопасному ОВД.

Читать еще:  Резолюция на заявлении об увольнении образец какая ставится

«Зональный Центр» (ЗЦ ЕС ОРВД) Собирает и обрабатывает планы полётов (представленные и повторяющиеся), контролирует процесс планирования регулярных/нерегулярных внутренних полётов в воздушном пространстве и на аэродромах своей зоны ответственности, обеспечивает разрешительный порядок использования воздушного пространства своей зоны ответственности. Координирует с РЦ ЕС ОрВД своей зоны и смежными ЗЦ ЕС ОрВД меры по организации потоков воздушного движения.

«Районный Центр» (РЦ ЕС ОрВД) Собирает и обрабатывает планы полётов (представленные и повторяющиеся), вносит их в АС УВД, контролирует процесс планирования регулярных/нерегулярных внутренних полётов в воздушном пространстве и на аэродромах своего района, обеспечивает разрешительный порядок использования воздушного пространства своего района. Координирует и исполняет меры по организации потоков воздушного движения с аэродромами своего района и смежными РЦ ЕС ОрВД.

К диспетчерским пунктам, осуществляющим аэродромное диспетчерское обслуживание относятся:

«Группа обеспечения планирования воздушного движения органа ОВД аэродрома (бывший АДП) Контролирует полёты в районе своего аэродрома, в процессе их планирования и выполнения. Диспетчер АДП выполняет координирующую функцию, объединяющую процессы планирования и выполнения полёта в районе своего аэродрома. По получении информации от экипажей ВС осуществляет активизацию и закрытие планов полёта в плановых подсистемах АС УВД, а также передачу новых, для того, чтобы на соответствующих диспетчерских пунктах была достоверная информация о времени вылета и маршруте каждого полёта. Также осуществляет информационное обеспечение органов ОВД и центров ЕС ОрВД о фактическом движении ВС в районе своего аэродрома. Диспетчер АДП предоставляет экипажу ВС консультацию и необходимую информацию для выполнения полёта. Обеспечивает выполнение мер по организации потоков воздушного движения, назначенные ГЦ или ЗЦ ЕС ОрВД.

Диспетчерский пункт обслуживания вылета «Delivery» выдаёт диспетчерское разрешение на полёт по заявленному в представленном плане полёта (FPL) маршруту согласно разрешения на ИВП и другой информации, заблаговременно подготовленной диспетчером АДП.

Диспетчерский пункт «Руления» (ДПР) контролирует движение ВС с момента запуска двигателей до предварительного старта (при вылете), и с момента заруливания на рулёжные дорожки после посадки (при прилёте ВС)

Диспетчерский пункт «Старта» и «Посадки» (СДП, ПДП) контролируют движение на взлётно-посадочной полосе (с момента предварительного старта) и предпосадочной прямой, руководят взлетающими и заходящими на посадку ВС, разрешают взлёт и посадку.

Диспетчерский пункт «Круга» (ДПК) контролирует движение ВС в зоне взлёта и посадки от 200 м (или другой высоте согласно инструкции по производству полётов) до эшелона 50 (1500 м) и в радиусе 50 км от аэродрома. Выдаёт разрешения на выполнение захода на посадку прилетающим ВС и указания о первоначальном наборе высоты вылетающим.

К диспетчерским пунктам, осуществляющим диспетчерское обслуживание подхода относятся:

Диспетчерский пункт «Подхода» (ДПП и ВДПП) контролирует движение ВС в области воздушного пространства, ограниченной высотами 1800-5700 м и радиусом от 50 км до 90-200 км (значения за частую разные) от аэродрома.

К диспетчерским пунктам, осуществляющим районное диспетчерское обслуживание относятся:

Диспетчерский пункт «Контроля» (Районного Центра/Вспомогательного Районного Центра) (РЦ/ВРЦ) контролирует движение ВС на высотах от 3350 и выше, и в пределах установленных границ в горизонтальной плоскости.

К диспетчерским пунктам, осуществляющим полётно-информационное обслуживание относятся:

Диспетчерский пункт «Местных Воздушных Линий», «Местный Диспетчерский Пункт» или «Центр Полётной Информации» (МДП, КДП МВЛ) контролирует движение ВС от земли до высоты, как правило, 1500 м, в пределах маршрутов обслуживания воздушного движения, а также установленного района ответственности (обычно соизмеримого по площади с административным регионом России или его значительной частью) в горизонтальной плоскости. Множество авиационных работ, вдали от крупных аэропортов, осуществляются под контролем диспетчеров МДП.

В условиях интенсивного воздушного движения, под контролем одного Авиадиспетчера может находиться одновременно 10-30 и больше ВС.

В частности, на диспетчера можно выучиться в:

Ульяновском институте гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева

Ейском высшем военном авиационном училище (военный институт) им. В.М. Комарова

Краснодарском высшем военном авиационном училище летчиков (военный институт) им. А.К. Серова

Санкт-Петербургском государственном университете гражданской авиации (Университет ГА)

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector