Положение по организации работы в области охраны труда
Положение об охране труда: от А до Я
Положение о мероприятиях, направленные на сохранение здоровья и жизни сотрудников организации: правовые, организационно-технические, социально-экономические, реабилитационные, профилактические и т.д. оформляются Положением об охране труда. В документе указывается кто ответственный за охрану труда, обязанности и порядок работы.
«Положение об охране труда» в организации (ОБРАЗЕЦ 2019 года можно скачать) — локальный нормативный акт, в котором содержится информация о мероприятиях, обязанностях директора, ответственных лиц, сотрудников, ответственность за неисполнение требований, а также многие другие данные. Документ организовывает работу службы охраны труда и обучение сотрудников, четко распределяет обязанности.
Положение:
- конкретизирует и распределяет обязанности, права как ответственных за охрану труда лиц, так и других работников предприятия;
- уточняет порядок планирования мероприятий, проводимых в рамках охраны труда;
- закрепляет порядок контроля деятельности службы охраны труда, соблюдение правил безопасности на территории предприятия, и т.д.;
- определяет порядок обучения по охране труда для руководителей и специалистов, включая количество часов для каждого сотрудника, способы обучения;
- порядок назначения членов комиссии по специальной оценке условий труда;
- выделяет бюджет на охрану труда, определяет статьи расходов и источники финансирования.
Как составить «Положение по охране труда»?
При составлении документа необходимо ориентироваться как на типовой перечень мероприятий по улучшению условий труда, составленный Минсоцразвитием, так и на п.4.3.2 ГОСТ 12.0.230-2007. Приказом Министерства труда и социальной защиты от 19 августа 2016 года № 438н утверждено Типовое положение о системе управления охраной труда. Документ содержит основные положения о СОУТ и типовую структуру.
Вы можете выбрать один из трех вариантов:
1. Найти и скачать типовое положение. Вот ПРИМЕР. Такое положение можно использовать в детском саду, школе или другом образовательном учреждении, на предприятии.
2. Заказать разработку документа юристу, подкованному в области трудового права. В Санкт-Петербурге это делают десятки компаний и частных специалистов. Цены разные. Качество тоже.
3. Самостоятельно составить документ. В этом случае ознакомьтесь с ГОСТ 12.0.230-2007, типичным перечнем мероприятий по улучшению условий труда, при необходимости проведите специальную оценку условий труда, выпишите мероприятия, которые подходят для вашей организации, распределите обязанности и определите порядок обучения по охране труда и ознакомления с «Положением…». Ориентируйтесь на утвержденное Типовое положение. Оно содержит в себе всю информацию и ссылки на законы.
«Положение по охране труда» имеет структуру:
- Общие положения
Тут разъясняется цель охраны труда и самого документа, дается краткое содержание документа.
- Политика по охране труда
Ц ели работодателя, принципы политики по обеспечению охраны труда.
- Цели работодателя
Здесь следует перечислить основные цели в области охраны труда.
- Обеспечение функционирования СОУТ
Здесь прописываются должностные обязанности всех, кто отвечает за безопасность труда.
- Процедуры, направленные на охрану труда
Здесь прописывается порядок ознакомления, обучения охране труда, перечень профессий, мероприятий по ОТ, рисков и опасностей.
- Планирование мероприятий, нацеленных на охрану труда
Здесь необходимо уточнить порядок составления, пересмотра, доработки плана мероприятий по ОТ.
- Контроль и мониторинг
В этой части нужно дать подробное описание мероприятий, направленных на оценку охраны труда.
- Планирование улучшений
Тут указывают порядок составления плана по улучшению функционирования СОУТ. Прописываются конкретные обязанности, правила, цели.
- Реагирование на болезни, травмы и другие ситуации
В этой части необходимо описать порядок действий при возникновении той или иной форс-мажорной ситуации.
- Управление документами СОУТ
Пункт охватывает все процедуры и правила составления, хранения, использования документов, касающихся охраны труда и ее оценки.
Дополнительно можно включить в документ следующие пункты:
- Порядок ознакомления с документами и обучение охране труда
Перечисляем основные задачи и порядок обучения, уточняем, как и когда знакомить сотрудников с документами по охране труда. Если отдельным лицам требуется дополнительная подготовка, расписываем ее порядок в «Положении…» (как в первом примере).
Пропишите списки должностей, для которых прохождение обучения необязательно, а также тех специалистов, которые обязаны пройти дополнительное обучение, или доступно дистанционное обучение. Укажите порядок первичного, повторного, внепланового инструктажа.
- Порядок финансирования
По пунктам перечисляются мероприятия, оборудование, средства защиты, медицинские препараты, которые требуют финансирования. Обращаем внимание: расходы на охрану труда не облагаются налогом, однако и тут есть нюансы, касающиеся типового перечня мероприятий по улучшению условий труда.
В «Минздраве» поддерживают идею о включении в «Положение по охране труда» мероприятий, которых еще нет в типовом перечне. Однако налоговая ориентируется на положения и приказы Министерства Финансов, поэтому при составлении списка мероприятий и оборудования лучше сверяться с типовым перечнем.
- Ответственность за несоблюдение норм охраны труда
Здесь перечисляем санкции, которым будет подвергнуто лицо, нарушившее нормы охраны труда. Стоит сослаться на законодательство при упоминании порядка расследования несчастного случая.
Кроме общих положений и распределения обязанностей включите в документ конкретные инструкции. Например, состав аптечки первой медицинской помощи в организации, правила оказания помощи, инструкции по работе с каким-либо оборудованием (от персонального компьютера до ЧПУ станка). Все эти инструкции лучше вынести в приложения.
На данный момент со стороны Министерства труда нет конкретного указания использовать только типовое положение. Оно служит в качестве подспорья и подсказки. Тем не менее, прежде чем вносить в образец серьезные правки, вам стоит проконсультироваться с юристом в области охраны труда.
Кто составляет «Положение по охране труда»?
Взяться за создание документа может как директор, так и любой специалист, имеющий соответствующие знания. В том числе, сотрудник сторонней юридической фирмы. Положение подписывается ответственным за охрану в организации.
Важно не только составить документ, но и ознакомить с ним сотрудников организации. Подробнее о порядке ознакомления сотрудников с «Положением о охране труда».
Как составить положение об охране труда
Содержание и структура положения зависят от того, для какой организации составляется. Но независимо от специфики определенного рабочего места необходимо при разработке документа опираться на рекомендации Министерства социального развития, оговоренные в постановлении 438н и ГОСТ 12.0.230-2007.
Далее у лица, которое ответственно за данную нормативную базу, есть три варианта действий:
- составить документ организации, опираясь на типовоеположение об охране труда;
- обратиться за помощью к квалифицированным юристам, которые окажут данную услугу с учетом всех особенностей законодательства;
- самостоятельно детально изучить все рекомендации Министерства и требования ГОСТа, лишь затем разработать положение по ОТ для конкретного заведения.
Что представляет собой документ «Положение по охране труда» и каковы его функции?
Как уже было сказано, в каждой организации должен быть разработан полный комплект документов по охране труда, охватывающий все установленные законодательством требования безопасности. Другими словами, требуется документальная конкретизация всех установленных правил и норм охраны труда. С учетом того, что объем локальной документации довольно внушителен, а его содержание обширно и многогранно, возникает необходимость в создании обобщенного документа, компактно резюмирующего все аспекты системы охраны труда предприятия.
Данным нормативным документом является Положение по охране труда. Его основополагающими функциями являются:
- Установление основных ориентиров компании в области охраны труда.
- Повышение уровня информированности работников по всем вопросам охраны труда, посредством легкодоступной и лаконичной формы изложения.
- Документальное распределение ответственности работников за соблюдение правил и норм ОТ.
- Детализация прав и обязанностей работников в соответствии с занимаемой должностью.
- Недопущение случаев травмирования работников и упреждение профессиональных заболеваний.
Ключевые разделы Положения по охране труда.
Для того, чтобы грамотно оформить положение по охране труда, следует обратиться к Национальному стандарту РФ — ГОСТ Р 12.0.007-2009. Также не следует оставлять без внимания Межгосударственный стандарт о системе управления охраной труда — ГОСТ 12.0.230 — 2007. На основании указанных стандартов безопасности, содержание Положения по ОТ и ТБ должно включать в себя следующие разделы:
- Основные определения и формулировки терминов в области безопасности и охраны труда:
- область распространения и применения документа;
- преследуемые цели.
- Ключевые тенденции курса компании по обеспечению охраны труда коллектива:
- конкретизация сфер ответственности и подчинения между сотрудниками;
- первостепенные направления деятельности компании в сфере безопасности труда;
- взаимодействие с контролирующими (надзорными) организациями.
- Закрепляемые за работниками права и обязанности в области охраны труда:
- устанавливаемые нормы безопасного осуществления трудовых функций персонала;
- полагающиеся гарантии и обеспечение.
- Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда:
- определение круга ответственных лиц за безопасное производство всех видов работ, проведение инструктирования;
- условия финансирования всех работ и мероприятий по охране труда.
- Организация деятельности службы охраны труда:
- определения круга обязанностей работников службы ОТ;
- критерии оценки результатов работы службы ОТ.
- Перечень всех обязательных мероприятий, по обеспечению здоровых и безопасных условий трудового процесса:
- регламент и сроки реализации обучения сотрудников;
- медицинские обследования персонала;
- действия персонала в случаях возникновения нештатных (аварийных) ситуаций.
- Правила оформления случаев повреждения здоровья работников, подлежащих расследованию и учету:
- действия сотрудников (свидетелей, линейных руководителей, работников службы охраны труда) в случаях производственного травматизма.
- Контроль за соблюдением требований охраны труда на предприятии и меры ответственности.
- Итоговые положения.
На что обратить внимание в ходе составления Положения?
Оформить и утвердить положение по охране труда в виде эффективного и работоспособного документа возможно только, обращая внимание на следующие индивидуальные особенности Вашей организации:
- Организационные структурные особенности предприятия.
- Разнохарактерность штатных профессий и должностей.
- Отрасль хозяйственной системы, к которой относится предприятие.
- Специфика производственной и хозяйственной деятельности предприятия.
- Перечень производимых работ (оказываемых услуг).
Также, в процессе разработки Положения, помимо общеприменяемых законодательных документов, таких как ТК РФ, Постановление Минтруда и Минобразования № 1/29 и др., следует учитывать требования отраслевых правил по охране труда, устанавливающих нормы безопасности конкретно для Вашего вида осуществляемой деятельности.
Следует учитывать и то, что нормы устанавливаемых законодательством гарантий и компенсаций работникам (бесплатная выдача спецжиров и СИЗ, повышенная оплата труда и оплачиваемый дополнительный отпуск за работу во вредных условиях) не могут быть снижены в разрабатываемом и впоследствии утверждаемом Положении по охране труда.
Установленные законодательством штрафы за нарушения в сфере охраны труда.
Некорректная разработка Положения по охране труда, может послужить стать неполноценного исполнения, установленных действующей законодательной базой, требований охраны труда. Причинами этого могут являться:
- Несоблюдение прав работников.
- Неверное установление полагающихся работникам норм обеспечения СИЗ, спецжирами, смывающими и обезвреживающими средствами.
- Неполнота и несвоевременность проведения обязательных мероприятий по охране труда.
Статья 5.27.1. КоАП РФ предусматривает следующие денежные эквиваленты административной ответственности:
- За несоблюдение требований охраны труда:
- для должностных лиц — от 2000 до 5000 рублей;
- для ИП — от 2000 до 5000 рублей;
- для юридических лиц — от 50000 до 80000 рублей.
- За допуск сотрудника к работе без проведения обучения либо без прохождения медицинских осмотров:
- для должностных лиц и ИП — от 15000 до 25000 рублей;
- для юридических лиц — от 110000 до 130000 рублей.
- За отсутствие должного обеспечения подчиненных средствами индивидуальной защиты:
- для должностных лиц и ИП — от 20000 до 30000 рублей;
- для юридических лиц — от 130000 до 150000 рублей.
Учитывая внушительность размеров установленных штрафов, в ряде случаев (отсутствие штатных специалистов по охране труда, сложность и специфичность производственной деятельности предприятия) целесообразнее заказать и купить Положение по охране труда у сторонней организации, которая специализируется на оказании услуг по охране труда. Обращение за данной услугой будет являться гарантом того, что разработанное Положение будет обладать юридической силой и значительно упростит работу по созданию и обеспечению безопасных условий труда на Вашем предприятии.
Законодательная база Российской Федерации
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Энциклопедия ипотеки
- Кодексы
- Законы
- Формы документов
- Бесплатная консультация
- Правовая энциклопедия
- Новости
- О проекте
Бесплатная консультация
Навигация
Федеральное законодательство
- Конституция
- Кодексы
- Законы
Действия
- Главная
- ПРИКАЗ Минздрава РФ от 29.04.97 N 126 «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ОРГАНАХ УПРАВЛЕНИЯ, УЧРЕЖДЕНИЯХ, ОРГАНИЗАЦИЯХ И НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О СЛУЖБЕ (ИНЖЕНЕРАХ) ПО ОХРАНЕ ТРУДА ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. В органах управления здравоохранением субъектов Российской Федерации службу охраны труда рекомендуется организовывать как отдельное структурное подразделение с подчинением руководителям, на которых возложено общее руководство работой по охране труда в соответствии с п. 3 Приложения 1 к настоящему Приказу .
При отсутствии в составе органа управления службы охраны труда (отдела, группы) ее функции выполняет главный специалист по охране труда, и настоящее Положение применяется к этому специалисту.
1.2. В учреждениях здравоохранения инженера по охране труда рекомендуется подчинять непосредственно руководителю учреждения .
При отсутствии в составе учреждений штатной должности инженера по охране труда работа по охране труда должна быть организована в соответствии с примечанием к п. 4 Приложения 1 к настоящему Приказу.
1.3. Нижеизложенные основные задачи и функции возлагаются как на службу охраны труда органа управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, так и на инженеров по охране труда учреждений.
1.4. Служба (инженеры) по охране труда осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями органа управления (учреждения) здравоохранения, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива, а также с органами государственного управления охраной труда, надзора и контроля.
1.5. Работники службы охраны труда в своей деятельности руководствуются законодательными и иными нормативными правовыми актами по охране труда Российской Федерации, коллективным договором, соглашением по охране труда, нормативной документацией.
Основными задачами службы охраны труда являются:
2.1. Организация и координация работы по охране труда в учреждении (в подведомственных учреждениях).
2.2. Контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда администрацией и работниками учреждений.
2.3. Совершенствование профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и производственно обусловленных заболеваний, улучшению условий труда.
2.4. Консультирование руководителей и работников по вопросам охраны труда.
Для выполнения поставленных задач рекомендуется на службу охраны труда возложить следующие функции:
3.1. Выявление опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах.
3.2. Проведение анализа состояния и причин производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний.
3.3. Оказание помощи в организации проведения замеров параметров опасных и вредных производственных факторов, аттестации и сертификации рабочих мест и оборудования на соответствие требованиям охраны труда.
3.4. Информирование работников от лица администрации о состоянии условий труда на рабочем месте, о причинах и возможных сроках наступления профессиональных заболеваний, а также о мерах по защите от опасных и вредных производственных факторов.
3.5. Участие в подготовке документов на выплату возмещения вреда, причиненного здоровью работников в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.
3.6. Проведение совместно с представителями соответствующих государственных органов надзора и контроля и с участием уполномоченных (доверенных) лиц профессиональных союзов проверок (обследований) технического состояния зданий, сооружений, оборудования, медицинской техники, аппаратов и приборов на соответствие их нормативным правовым актам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, состояния санитарно — бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работающих.
3.7. Разработка совместно с руководителями учреждений (структурных подразделений) и другими службами учреждений мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по улучшению условий труда и доведению их до требований нормативных правовых актов по охране труда, а также оказание организационной помощи по выполнению запланированных мероприятий.
3.8. Составление раздела «Охрана труда» коллективного договора (соглашения) по охране труда.
3.9. Участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов, а также в работе комиссий по приемке из ремонта оборудования, аппаратов, приборов в части соблюдения требований нормативных правовых актов по охране труда.
3.10. Оказание помощи руководителям учреждений (структурных подразделений) в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются компенсации и льготы за тяжелые, вредные или опасные условия труда.
3.11. Составление (при участии руководителей структурных подразделений и соответствующих служб) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда.
3.12. Оказание методической помощи руководителям структурных подразделений при разработке и пересмотре инструкций по охране труда для работников.
3.13. Разработка программы и проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми вновь принимаемыми на работу, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику.
3.14. Согласование проектов документов: инструкций по охране труда для работников, перечней профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте, программ первичного инструктажа на рабочем месте.
3.15. Методическая помощь по организации инструктажа (первичного на рабочем месте, повторного, внепланового, целевого), обучения и проверки знаний по охране труда работников.
3.16. Участие в работе комиссий по проверке знаний у руководителей, специалистов и работников учреждений.
3.17. Организация обеспечения структурных подразделений правилами, нормами, плакатами по охране труда, а также оказание методической помощи в оборудовании соответствующих информационных стендов.
3.18. Составление отчетности по охране труда по установленным формам и в соответствующие сроки.
3.19. Осуществление контроля за:
— соблюдением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;
— правильным применением средств индивидуальной защиты;
— соблюдением Положения о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве;
— выполнением мероприятий раздела «Охрана труда» коллективного договора (соглашения по охране труда), предписаний органов государственного надзора и контроля, других мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий труда;
— наличием в структурных подразделениях инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;
— соблюдением графиков замеров параметров опасных и вредных производственных факторов;
— своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;
— эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем;
— состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств;
— своевременным и качественным проведением обучения, проверки знаний и всех видов инструктажей по охране труда;
— организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;
— правильным расходованием в структурных подразделениях учреждения средств, выделенных на выполнение мероприятий по охране труда.
3.20. Участие в проведении расследования причин несчастных случаев на производстве в составе комиссии, утверждаемой приказом по учреждению.
3.21. Подготовка и внесение предложений о разработке и внедрении средств защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов.
3.22. Анализ и обобщение предложений по расходованию средств фонда охраны труда учреждения и подготовка обоснований о выделении учреждению средств из других фондов охраны труда на мероприятия по улучшению условий и охраны труда.
3.23. Доведение до работников учреждения сведений о вводимых в действие новых законодательных и иных нормативных правовых актах по охране труда.
3.24. Организация хранения документации (актов формы Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, протоколов замеров параметров опасных и вредных производственных факторов, материалов аттестации и сертификации рабочих мест и др.) в соответствии со сроками, установленными нормативными правовыми актами.
3.25. Рассмотрение писем, заявлений и жалоб работников по вопросам охраны труда и подготовка предложений по устранению имеющихся и выявленных в ходе расследования недостатков и упущений, а также подготовка ответов заявителям.
3.26. Руководство работой кабинета по охране труда, организация пропаганды и информации по вопросам охраны труда в учреждении.
Для выполнения функциональных обязанностей работникам службы охраны труда должны быть предоставлены следующие права:
4.1. В любое время суток беспрепятственно осматривать производственные, служебные и бытовые помещения учреждений, знакомиться с документами по вопросам охраны труда.
4.2. Проверять состояние условий и охраны труда в структурных подразделениях учреждений и предъявлять руководителю и другим ответственным работникам обязательные для исполнения предписания. Рекомендуемая форма Предписания инженера (начальника отдела, главного специалиста) по охране труда прилагается к настоящему Положению.
4.3. Запрещать эксплуатацию оборудования, аппаратов и приборов в структурных подразделениях и на рабочих местах при выявлении нарушений нормативных правовых актов по охране труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников или могут привести к несчастному случаю, с уведомлением об этом руководителя структурного подразделения.
4.4. Привлекать по согласованию с руководителями учреждений (структурных подразделений) соответствующих специалистов к проверке состояния условий труда.
4.5. Запрашивать и получать от руководителей структурных подразделений материалы по вопросам охраны труда, требовать письменное объяснение от лиц, допустивших нарушения нормативных правовых актов по охране труда.
4.5. Запрашивать и получать от руководителей структурных подразделений материалы по вопросам охраны труда, требовать письменное объяснение от лиц, допустивших нарушения нормативных правовых актов по охране труда.
4.6. Требовать от руководителей структурных подразделений отстранения от работы лиц, не прошедших в установленном порядке инструктаж по охране труда, обучение и проверку знаний по охране труда или грубо нарушающих правила, нормы и инструкции по охране труда.
4.7. Представлять руководителям учреждений и структурных подразделений предложения о поощрении отдельных работников за активную работу по созданию здоровых и безопасных условий труда, а также о привлечении к ответственности виновных в нарушении законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда.
4.8. Представительствовать по поручению руководства органа управления (учреждения) в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов охраны труда.
Начальник отдела охраны труда
и социальных вопросов
Е.Х.ПАВЛОВ
Приложение
к Типовому положению
о службе (инженерах)
по охране труда органов
управления и учреждений
системы Минздрава России
Разделы Положения об уполномоченном лице по охране труда
Положение об уполномоченном лице организации может включать следующие разделы:
- Общие положения.
- Основные задачи уполномоченных.
- Функции уполномоченных.
- Права уполномоченных.
- Гарантии прав деятельности уполномоченных лиц.
Предлагаю вам, коллеги, ниже примерное Положение об уполномоченном лице по охране труда организации, которое вы можете доработать с учетом деятельности своей организации.
Важные рекомендации
Учитывая, что на законодательном уровне разработана достаточно обширная нормативная база по охране труда, от приказов до ГОСТов, при создании Положения не нужно придумывать лишних условий, которые могут оказаться ничем не подкрепленными и в результате незаконными. Также важно не создавать Положение с большим количеством подразделов, ведь их исполнение могут и проконтролировать, а также наказать за неисполнение норм локальных актов.
И чтобы Положение не получилось громоздким, нежелательно перечислять в оговоренном документе обязанности отдельных лиц, которые итак оговорены в законе, ведь небольшой ссылки будет вполне достаточно. Следует помнить также, что в порядке ст.8 ТК РФ к локальным актам применимы определенные требования.Не должно быть условий, которые ухудшают положение работников в сравнении с действующим законодательством, то есть Положение не должно содержать положений, которые законом не предусмотрены.
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
- 8 (800) 700 95 53
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Разработка положения по охране труда в Москве
Положение устанавливает единую систему организации управления охраной труда на предприятиях и в организациях с учетом функций со стороны государственных органов и общественных организаций. При этом регулирует функции отдельных структурных подразделений отрасли и субъектов управления (работодателей, должностных лиц, специалистов и рабочих) при реализации нормативно-правовых актов Российской Федерации в части охраны труда.
- Отзывы
- Видео
Для чего необходимо положение по ОТ?
Необходимость разработки предприятиями документации технике безопасности основывается на требованиях статьи 212 ТК РФ. Кроме того, данный вид документации является неотъемлемой частью любых трудовых отношений, регламентирующий безопасность и ответственность работников. Положение по охране труда, в свою очередь, является комплексным документом, содержащим описание системы техники безопасности, применяемой на предприятии.
Помимо трудового кодекса, в основе формирования рассматриваемого документа лежит содержание таких законодательных актов, как:
- Постановление Минтруда РФ №14 от 08.02.2014 г.;
- Постановление Минтруда №1/29 от 13.01.2003 г.;
- ГОСТ Р 12.0.007-2009.
Значительную помощь в его формировании также оказывает такой документ, как Приказ Минтруда №438 н от 19.08.2016 г.
Кто разрабатывает положение по технике безопасности?
Создание документа – задача соответствующей службы или штатного инженера. Важным является наличие у специалистов соответствующего образования или переподготовки. Для контроля соблюдения требований законодательной и нормативной базы к формированию документа может быть привлечен и юридический отдел предприятия. В настоящее время во многих организациях функции ответственного за безопасность труда исполняет руководитель или сотрудник, не имеющий профильного образования по данному направлению. Соответственно, лучшим вариантом для них будет разработка положения в специализированной коммерческой организации, где его стоимость может составить от 10000 рублей, а сроки занять от трех дней.
К тому же подобные организации имеют значительные преимущества. В первую очередь — это в наличии в штате опытных специалистов. Они способны значительно сократить сроки формирования документации, при этом составив ее в соответствии со всеми требованиями действующего законодательства и избежав возможных ошибок. Кроме того создание рассматриваемого документа требует учета множества особенностей предприятий, среди которых можно выделить:
- организационную структуру;
- применяемую технологию;
- вид оказываемых работ или услуг;
- перечень профессий, характерных для конкретного производства.
Разобраться в них, а также правильно сформировать рассматриваемый документ поможет только опытный специалист, имеющий достаточную квалификацию в вопросах подобного рода документации.
Что собой представляет положение по охране труда?
В соответствии с законодательными требованиями в комплект документации по охране труда любого объекта входит значительное количество разнообразных бумаг. Это инструкции, приказы, программы и т.п.
Положение в данном случае представляет собой внутренний документ. Он отражает краткую характеристику каждого из действующих и применяемых документов, обобщает представленные в них сведения. К основным функциям можно отнести:
- формирование политики предприятия в области безопасности трудовых отношений;
- определение обязанностей работника и работодателя;
- документальное оформление ответственности работников относительно выполняемых ими трудовых обязанностей;
- освещение запланированных мероприятий по улучшению условий;
- предупреждение возникновения несчастных случаев и профзаболеваний.
Преимущества разработки и внедрения положение по охране труда.
Основное преимущество заключается в доступности и легкости для восприятия его содержания. Данная особенность позволяет работникам объектов любой сферы деятельности быстро разработаться в политике компания в области обеспечения техники безопасности, ознакомиться со своими обязанностями и характерными для профессии правилами ведения работ. В целом получение таких знаний способствует снижению на предприятиях травматизма, случаев возникновения профессиональных заболеваний, аварийных ситуаций, поломок оборудования и порчи материальных ценностей. Появление явных преимуществ также положительно скажется и на финансовой стороне вопроса, позволяя избежать незапланированных затрат.
Соблюдение правил позволит работникам избежать нарушений требований законодательства, благодаря чему предприятия смогут избежать значительных по сумме штрафов. Сформированные мероприятия позволят создать комфортные условия для штатных сотрудников и откроют перспективы для привлечения новых квалифицированных кадров.
Что входит в содержание?
Содержание охватывает основные моменты, касающиеся системы организации труда на предприятии. Соответственно в него входят такие сведения, как:
- должностные обязанности инженера по ОТ,
- обязанности работников и руководителей по обеспечению техники безопасности на рабочем месте и безопасных условий труда на объекте в целом,
- мероприятия по снижению влияния вредных производственных факторов и улучшения условий труда работников.
Несмотря на то, что при формировании следует руководствоваться типовым положением по охране труда, рассматриваемый документ должен учитывать специфику работы объекта, для которого он составляется и, соответственно, в каждом случае формироваться индивидуально.
Если рассмотреть подробнее, в содержание могут войти такие разделы, как:
- Общие моменты, отражающие:
- основные термины и понятия;
- нормативные ссылки на документы, послужившие основой;
- цели и задачи, которыми руководствуется предприятие при обеспечении безопасных условий для работников.
- Раздел, посвященный описанию прав и обязанностей как руководителя и ответственных лиц, так и работников.
- Требования техники безопасности в отношении производственных объектов. В данном разделе приводится перечень, который регламентируюет безопасность производственного процесса, применяемого оборудования, материалов и сырья, а также используемых производственных зданий и помещений.
- Раздел «Организация охраны труда» в краткой форме описывает общие принципы, которых придерживается предприятие при обеспечении функционирования данной системы. В него могут войти такие данные, как принципы создания и работы комиссий, перечень проводимых мероприятий по улучшению условий и осуществлению безопасности, проведение медицинских осмотров и т.п.
- Принципы расследования несчастных случаев на производстве.
- В раздел «Мероприятия» входят сведения:
- о лицах, ответственных за их составление;
- порядок утверждения и контроля;
- подробный перечень и описание предлагаемых мероприятий.
- Ответственность за несоблюдение мер обеспечения безопасных условий труда. Раздел содержит подробное описание взысканий и санкций, применяемых на объекте к лицам, виновным за выявленные нарушения.
- Также в данном документе могут быть приложения, в состав которых зачастую входят инструкции, документация по применению оборудования и т.п.
Ответственность.
В действующем законодательстве не отражено требование об обязательной разработке Положения. Тем не менее, его отсутствие способно спровоцировать ряд нарушений, которые могут сопровождаться значительными штрафами от надзорных органов. Проверить комплектность и содержание пакета документов или соблюдение требований по обеспечению безопасных условий труда может трудовая инспекция при осуществлении плановой или внеплановой внешней проверки предприятия.
Отсутствие как рассматриваемого документа, так и прочей документации, регламентирующей безопасность труда, может быть сопряжено с такими нарушениями законодательства, как:
- несоблюдение требований (согласно п. 1 ст.5.27.1 может обойтись предприятию штрафом на сумму до 80000 рублей);
- допуск к осуществлению работ сотрудника, не прошедшего медосмотр или обучение на соответствующих курсах (в соответствии с п. 3 ст. 5.27.1, данное нарушение грозит штрафом в размере до 130 000 рублей);
- несвоевременное получение работникам средств индивидуальной защиты (п. 4 ст. 5.27.1 обойдется штрафом в размере до 130 000 рублей).
Автор статьи: В. Миронов, кандидат технических наук, эколог