Профессиональный стандарт руководителя образовательной организации на 2021 год
Профессиональный стандарт руководителя образовательной организации на 2020 год
В связи с тем, что руководство образовательными организациями должно осуществляться работниками, которые обладают определенными знаниями, имеют соответствующее образование и опыт работы, на федеральном уровне был разработан определенный стандарт.
В настоящее время положения данного стандарта являются обязательными к соблюдению не только государственными образовательными организациями, но и частными.
- » onclick=»window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no’); return false;» rel=»nofollow»> Печать
- О проекте
- 2020 год
- 2019 год
- 2018 год
- 2017 год
- 2016 год
- 2015 год
О проекте
ФИРО РАНХиГС является ответственной организацией за разработку проектов профессиональных стандартов «Педагог профессионального обучения, среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования» и «Руководитель профессиональной образовательной организации», а также отраслевой рамки квалификаций по образованию в части профессионального обучения, среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования.
Работа ведется по поручению СПК по образованию. В состав рабочей группы входят следующие организации:
- Союз директоров средних специальных учебных заведений России
- ФГБОУ ДПО «Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова»
- ГАУ ДПО Иркутской области «Региональный институт кадровой политики и непрерывного профессионального образования»
- ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования»
- АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)»
- ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» (КНИТУ)
- ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
- ГАПОУ МО колледж «Энергия»
- Санкт-Петербургское ГБОУ «Колледж банковского дела и информационных систем»
- Сибирский Политехнический техникум (ЦОПП Кузбасса), г. Кемерово
Профессионально-общественное обсуждение проектов профессиональных стандартов проводится до конца сентября.
22 сентября 2021 года Совет по профессиональным квалификациям в сфере образования совместно с Министерством просвещения Российской Федерации провел круглые столы по обсуждению проектов профессионального стандарта «Руководитель профессиональной образовательной организации» и отраслевой рамки области среднего-профессионального образования.
С презентациями проектов выступили:
- директор НИЦ ПОиСК ФИРО РАНХиГС Владимир Блинов
- заместитель директора НИЦ ПОиСК ФИРО РАНХиГС, Айрат Сатдыков
- ведущий научный сотрудник НИЦ ПОиСК ФИРО РАНХиГС Екатерина Есенина
Участники — члены СПК в сфере образования, представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования, Национального агентства развития квалификаций, ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России и образовательных организаций — активно обсуждали представленные проекты. Были высказаны мнения в поддержку проектов и предложения по их дальнейшему совершенствованию.
На сайте СПК по образованию есть возможность для всех заинтересованных лиц отправить предложения и замечания до конца сентября.
Перейти на сайт Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования.
Все вопросы, предложения и замечания по актуальным версиям профессиональных стандартов просьба присылать Сатдыкову Айрату Илдаровичу (e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. ) и Есениной Екатерине Юрьевне (e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. )
Тексты документов:
2020 год
ФИРО РАНХиГС выступает в качестве разработчика профессионального стандарта «Руководитель профессиональной образовательной организации» и «Руководитель организации (подразделения) дополнительного профессионального образования» с 2015 г.
Разработка профессионального стандарта по руководству образовательной организации имеет долгую и непростую историю. В 2015 г. по просьбе Минобрнауки России ФГАУ «ФИРО» взяло на себя доработку проекта профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации». На тот момент идея переданного на доработку профессионального стандарта состояла в том, чтобы объединить в рамках одного документа управленческие функции руководителей всех уровней образования – от детского сада до ВУЗа. В связи с этим была предпринята попытка выделить общие для всех образовательных организаций управленческих функций.
В течение 2016 г. разработка проекта документа велась экспертной группой в тесном контакте с Минобрнауки России. Были согласованы квалификационные требования к руководителям образовательных организаций и структура стандарта (выделение обобщенных трудовых функций в логике предметов управления: руководство образовательной деятельностью, руководство развитием, управление ресурсами, управление научно-исследовательской, опытно-конструкторской, учебно-производственной деятельностью и т.д.).
В соответствии с планом разработки в июне 2016 г. проект профессионального стандарта был направлен ФГАУ «ФИРО» в Минтруд России. От Минтруда России и других федеральных органов исполнительной власти было получено большое количество замечаний и предложений, также были получены замечания от экспертного сообщества, профессиональных общественных организаций. Значительная часть времени по доработке профессионального стандарта была посвящена его обсуждению на различных площадках и сбору и внесению предложений и замечаний.
К этому моменту всё более очевидно становилось, что переданная структура проекта профессионального стандарта, включающая все уровни образования, носит аморфный характер и создание такого документа, который бы удовлетворил всех стейкхолдеров, было невозможно. К концу 2016 г. была разработана версия профессионального стандарта, в котором обобщённые трудовые функции были выделены по уровням образования – всего три уровня. Вместе с доработкой проекта профессионального стандарта эксперты ФГАУ «ФИРО» активно работали над тем, чтобы сделать проект профессионального стандарта как можно более простым и понятным для пользователей и чтобы в нём были учтены все необходимые трудовые функции, выполняемые руководителями образовательных организаций, необходимые им для этого знания и умения.
В апреле 2017 г. на заседании рабочей группы Минобрнауки России по вопросам разработки и применения профессиональных стандартов было принято решение о нецелесообразности дальнейшей разработки профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации» в текущей версии и структуре. Было принято решение о том, что ФГАУ «ФИРО» подготовит проекты профессиональных стандартов по управлению профессиональной образовательной организацией и по управлению организацией дополнительного профессионального образования. В течение 2017 г. были подготовлены проекты профессиональных стандартов «Управление профессиональной образовательной организацией» и «Управление организацией (подразделением) ДПО» совместно с ФГБОУ ДПО «Государственная академия промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова».
В 2018 г. проекты профессиональных стандартов неоднократно дорабатывались по результатам общественных обсуждений. В мае 2018 г. проекты профессиональных стандартов были направлены в Минтруд России для прохождения установленных законодательством процедур согласования и утверждения. В адрес разработчиков поступили замечания и предложения от ведущих предприятий России и федеральных органов исполнительной власти, с учётом которых документы были доработаны неоднократно.
В 2019 г. планируется окончательная доработка проектов профессиональных стандартов, их направление в Минтруд России и сопровождение прохождения процедур дальнейшего утверждения.
Все вопросы, предложения и замечания по актуальным версиям профессиональных стандартов просьба присылать Сатдыкову Айрату Илдаровичу на следующий адрес Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Мастер-классы руководителей образовательных учреждений Санкт-Петербурга
26 мая 2021 года в Академии талантов состоялось завершающее испытание для участников конкурса «Лучший руководитель государственного образовательного учреждения Санкт-Петербурга». Двадцать руководителей представляли мастер-классы, в ходе которых жюри оценивало способность конкурсантов к научному обобщению и ориентироваться на практику, нестандартность мышления и способность к импровизации, эрудицию и ораторское искусство. Баева Инна Геннадьевна, директор гимназии …
Характеристика отдельных трудовых функций
Этот раздел содержит в себе описание отдельных действий, которые должен совершать руководитель для выполнения каждой отдельной функции. Характеризуются они достаточно подробно: в тексте проекта расшифровка каждой из описанных выше функций занимает не менее 8 страниц машинописного текста.
Кроме того, в этом же разделе указываются требования к образованию и практическому опыту, который должен иметь руководитель, занимающий соответствующую должность. К примеру, для выполнения такой функции, как непосредственное руководство организацией, требуется:
- высшее образование;
- профессиональная переподготовка;
- дополнительное обучение в процессе работы по профессиональным программам (не реже чем раз в 3 года);
- наличие ученой степени и звания (для ректоров вузов).
Для руководителя любого уровня требуется, чтобы перед назначением на должность он проработал на руководящих или педагогических должностях не менее 3 лет. Кроме того, есть и некоторые ограничения. Например, к этой работе не допускаются лица, лишенные по закону права заниматься педагогической деятельностью.
Наконец, в этом разделе закрепляются официальные наименования руководителей в области образования. По проекту профстандарта допускаются 4 названия для их должностей:
- ректор;
- директор;
- заведующий;
- начальник.
Вопрос о том, допустимы ли иные названия, пока не решен. По-видимому, эти 4 перекрывают весь спектр возможных образовательных учреждений, включая различные гимназии, колледжи и академии.
Также необходимо отметить, что в профстандарте прямо указано, что отдельные обозначенные в нем функции могут возлагаться на заместителей, проректоров, заведующих производственной практикой и т. д. Возложение должно происходить в порядке делегирования полномочий и надлежащим образом оформляться внутренними документами учебной организации. Причем на случаи с заместителями не распространяются требования, касающиеся 3-летнего стажа руководящей деятельности. Для лиц же, которым передаются только хозяйственные функции, не действует и требование, касающееся опыта педагогической деятельности.
Профессиональный стандарт руководителя образовательной организации на 2021 год
Информационно-методический центр в рамках аналитического сопровождения и поддержки образовательных организаций Московского района Санкт-Петербурга, проводит сбор и анализ информации по внедрению стандарта профессиональной деятельности педагога . Работники системы образования Московского района могут направлять свои обращения по данному вопросу на электронный адрес info@imc-mosk.ru
18.04.2019 АППО провела семинар для руководителей ОУ о применении профессиональных стандартов образования. Благодарим руководителей, которые в процессе подготовки семинара приняли участие в анкетировании, часть лучших анкет были представлены для анализа в АППО.
В презентации представлены результаты анализа анкетирования руководителей ОУ СПб по применению профессиональных стандартов в системе образования.
Вниманию руководителей, для выстраивания кадровой политики в Вашем учреждении обратите внимание на то, что Минпросвещения дало разъяснения о применениии пофстандарта «Педагог» от 28.03.2019 ТС №817/08
Код ПС 01
Профессиональные стандарты Образование
На сегодняшний день применяются профстандарты:
- Профстандарт педагога-психолога – применяется с 1 января 2017 года (п. 2 приказа Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н);
- Профстандарт специалиста в области воспитания – применяется с 6 февраля 2017 года;
- Профстандарт педагога – на 1 января 2019 года;
- Профстандарт педагога дополнительного образования – на 1 января 2018 года.
Почему перенесли начало применение Профстандартов?
Инициатор переноса начала применения Профстандарта педагога – Общероссийский Профсоюз образования. Это указано на его сайте.
Дату начала применения Профстандарта педагога дополнительного образования переносят, чтобы избежать формального подхода к его внедрению. Это отмечено на сайте Минобрнауки России. Отсрочка позволит провести более тщательную подготовительную работу, которая связана в том числе с совершенствованием процедуры аттестации, подготовки и переподготовки кадров.
При этом государственные и муниципальные организации могут внедрять профстандарты поэтапно на основании плана. Мероприятия по реализации этих планов должны быть завершены не позднее 1 января 2020 года. Это установило постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584.
Образовательные организации самостоятельно утверждают план. Таким образом, установить дату начала применения профессиональных стандартов государственная или муниципальная образовательная организация может самостоятельно, но не позднее 1 января 2020 года. Работодатель может продолжить подготовку своих работников к требованиям этих профессиональных стандартов. Это можно делать в рамках дополнительного профессионального образования в сопровождении ИМЦ Московского района.
Материалы в помощь ОУ
- Журнал «Справочник заместителя директора школы» № 10, Октябрь 2016 «План внедрения профстандартов» >>>
- Методические рекомендации «Применение профстандарта педагога в деятельности ОО» Н.В. Степанова ГАОУ ДПО ИРОСТ, 2016 >>>
- «Самоучитель по профессиональному стандарту педагога» >>> (источник http://edu-frn.spb.ru/mindmap/ )
- Шаблон плана >>> (скачать word >>> )
- Шаблон приказа о создании рабочей группы >>> (скачать word >>> )
- Дорожная карта внедрения профессионального стандарта (примерная форма для ОУ) >>> (скачать word >>> )
- Примерная должностная инструкция учителя >>> ( источник http://edu03.ru/kadry/professionalnyy-standart.html)
- Примерная должностная инструкция методиста >>>
Повышение квалификации
Индивидуальная образовательная программа педагога в условиях профстандарта >>>
Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, утвержденная Правительством РФ 28.05.2014 № 3241п-П8 >>>
Профессиональный стандарт – документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к работнику, действующий на всей территории Российской Федерации.
Во исполнение указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Федеральным законом от 3 декабря 2012г. № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании» были внесены изменения и дополнения в Трудовой кодекс РФ, закрепившие в статье 195.1 новые понятия – «квалификация» и «профессиональный стандарт».
Во исполнение статьи 195.1 Трудового кодекса РФ и постановления Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» Министерством труда и социальной защиты РФ были разработаны следующие ведомственные нормативные правовые акты:
—приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта» (зарегистрирован в Минюсте России 24 мая 2013 г. № 28489);
—приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» (зарегистрирован в Минюсте России 27 мая 2013 г. № 28534);
-приказ Минтруда России от 29 апреля 2013г. №170н «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта», который по заключению Минюста России от 23 июля 2013 г . № 01/66036-ЮЛ не нуждается в государственной регистрации.
Письмо Минобрнауки России от 02.11.2015 № АК-3192/06 «О пилотном введении профессиональных стандартов».
Минтрудом России были утверждены профессиональные стандарты в сфере образования: Федеральным институтом развития образования организовано профессиональное обсуждение профессионального стандарта руководителя образовательной организации
- «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утвержден Приказом Минтруда России от 08.09.2015 № 613н);
- «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (утвержден Приказом Минтруда России от 08.09.2015 № 608н);
- Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) (утвержден Приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н).
Профессиональные стандарты применяются:
- работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
- образовательными организациями при разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ;
- при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА
Профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)
Согласно приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.12.2014 № 1115н профессиональный стандарт «Педагог (воспитатель, учитель)» будет применяться с 1 января 2017 года. Учитывая, что вступление в силу профессионального стандарта педагога перенесено на 1 января 2017 года, письмом Рособрнадзора не рекомендовано до указанного срока применять к педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, квалификационные требования, установленные профессиональным стандартом педагога в том числе при определении необходимости профессиональной переподготовки и аттестации.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.09.2015 № 613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» утвержден профессиональный стандарт, регулирующий педагогическую деятельность педагогов дополнительного образования. В соответствии с пунктом 2 приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.09.2015 № 613н профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.09.2015 № 608н «Об утверждении профессионального стандарта « Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» утвержден профессиональный стандарт, регулирующий педагогическую деятельность педагогов профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования. Профессиональный стандарт педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования применяется работодателями с 1 января 2017 года.
Советуем ознакомиться с материалами
Нормативные документы, регламентирующие внедрение профессионального стандарта педагога на федеральном и региональном уровнях, уровне образовательной организации
Терминология и информационный комплекс, обеспечивающий внедрение профессионального стандарта педагога
Ссылки на профессиональные сайты, перечень статей, стенограмм выступлений, научно-методических и методических материалов в области разработки, апробации и внедрения профессионального стандарта
Методические материалы по учету требований профессионального стандарта при приеме на работу (определение соответствия занимаемой должности, заключение трудового договора) в условиях применения профессионального стандарта педагога
Где можно скачать профстандарт педагога?
Профстандарту педагога психолога мы посвятили отдельный материал.
Итак, профстандарт педагога обязателен к применению в отношении школьных учителей и воспитателей. Одно из важнейший требований такого профстандарта — наличие у работника педагогического образования или образования по преподаваемому предмету (для учителей). Сотрудника, не соответствующего профстандарту, нельзя уволить по этому основанию. Такой сотрудник по усмотрению работодателя и за счет последнего может быть отправлен на обучение/ повышении квалификации.