Профессия режиссер Кто это такой Чем занимается особенности
Профессия режиссер
Профессия режиссера относится к разряду творческих, и ее суть заключается в руководстве творческим процессом по созданию произведения — фильма, спектакля, циркового представления, эстрадного шоу и т.д.
Представитель этой профессии отвечает только за творческую сторону создания произведения. Этим режиссер отличается от продюсера, который добывает деньги на проект, решает финансовые, технические, организационные вопросы. Однако есть мастера, совмещающие обе роли и избегающие возможных конфликтов интересов (коммерции и творчества).
Кто такой режиссер, как им стать и чем он занимается
Для зрителя режиссер очень часто остается за кадром фильма или постановки — как в буквальном, так и в переносном смысле. Вся слава достается актерам, а тот, чье художественное видение воплотилось в произведение искусства, остается только мимолетной строчкой в титрах. Всего единицам представителей этой профессии удается заслужить всемирную славу, повсеместное признание. Но все же специальность «режиссер» не теряет престижности. Предлагаем познакомиться поближе: кто такой режиссер и что входит в круг его профессиональных обязанностей.
История профессии
Сегодня профессия режиссёра чаще всего ассоциируется с работой в кино. Но до изобретения кинематографа также были востребованы люди, занимающиеся постановкой пьес, спектаклей, различных шоу. Первыми режиссерами были драматурги, которые ставили на театральной сцене свои произведения. Работу режиссёра-постановщика также мог выполнять ведущий актёр, но для театральной постановки был необходим человек, отвечающий за творческую организацию игры актёров. Постепенно искусство театральной режиссуры совершенствовалось и утвердилось как профессия в ХIX ст. Название специальности произошло от латинского слова rego («управляю») и французского régisseu («заведующий»). Когда появилось игровое кино, опыт театральной режиссуры был перенесён на новый вид искусства.
В чем заключается работа режиссера
Чем занимается режиссер? Эти специалисты востребованы не только для постановки театральных спектаклей, фильмов, эстрадных или цирковых представлений, но и для организации различных массовых мероприятий. Должность предусмотрена в кинокомпаниях, киностудиях, театрах, цирках. Работать по специальности можно на телевидении, в крупных рекламных агентствах.
Несомненно, данная профессия относится к разряду творческих. В отличие от продюсера, режиссер не несет ответственности за финансовую и техническую сторону постановки. Его обязанности напрямую зависят от специфики творческого процесса, количества задействованных специалистов. По сути, во время создания художественного произведения он должен стать вдохновителем для всей группы людей, направляя их в творческой работе.
Сегодня сфера режиссуры предлагает широкий спектр специализаций. Например, отрасль кинематографа: кинорежиссер анимационных фильмов, кинорежиссер художественных фильмов, кинорежиссёр научно-познавательных фильмов, кинорежиссер хронико-документальных фильмов. Хотя их ключевая обязанность — разработка режиссерского сценария на основе утвержденного литературного сценария, но в том, что делает режиссер каждой специализации, присуща своя специфика. Если кинорежиссер художественных фильмов на этапе съемок активно работает с актерским составом, операторами, гримерами, каскадерами, то кинорежиссёр 3d-анимационных фильмов возглавляет команды арт-отдела, моделинга, анимации, рендеринга… Кинорежиссер документальных фильмов, кроме работы над созданием, подбирает экспертов, ищет технических консультантов — он отвечает за достоверность использованного в фильме материала.
Работа кинорежиссёра и театрального режиссёра содержит похожие моменты. Например, подбор сценария, выбор актёров, работа с декораторами, художниками по костюмам. Отличие заключается в том, что кинорежиссёр активно работает с операторами и монтажерами. А театральный режиссёр нацелен на то, чтобы добиться синхронного и слаженного действия актеров на сцене. Основной задачей режиссёра является художественное воплощение задуманного на экране или на сцене. В обязанности режиссера, работающего на телевидении, входит создание сценария проекта, оценка готовности сюжетов, контроль монтажа телепередач или других видеоматериалов.
Как стать режиссером
Профессия режиссера считается престижной и высокооплачиваемой. Конечно же, есть и свои минусы: ненормируемый рабочий день, большие психологические нагрузки, нерегулярный отдых. Да и стать профессионалом не так-то просто. Профессию можно получить в специализированных университетах, академиях либо институтах культуры. Зачастую конкурс на подобные специальности очень высокий. Условия поступления предусматривают прохождение творческого конкурса. Чтобы повысить шансы, можно записаться на подготовительные курсы или пройти консультации для абитуриентов. Специалисты советуют выбирать учебное заведение сразу по желаемой специальности, ведь переквалифицироваться, например, из театрального режиссёра в кинорежиссёра — задача из непростых.
Студент во время обучения на режиссера должен приобрести обширные знания в сфере режиссуры; узнать о способах, средствах, техниках воплощения художественного замысла; освоить основы изобразительного искусства. Он также изучает отраслевые документы, определяющими направление развития кинематографии, телевидения, театра; непременно пробует свои силы в профессии, воплощая дебютные проекты.
Достичь режиссерского олимпа сможет лишь талантливый человек, обладающий фантазией, образным мышлением, умением находить общий язык с другими. Но одного таланта будет недостаточно. Необходим огромный ежедневный труд, результатом которого будет мастерство, профессионализм и признание.
Профессия ‘Режиссер анимационного кино’
Режиссер анимационного кино — это человек, который на базе готового сценария создает анимационные фильмы, используя современную компьютерную графику и вспомогательные программы. Режиссер анимационного кино — это человек, который на базе готового сценария создает анимационные фильмы, используя современную компьютерную графику и вспомогательные программы. Режиссер руководит процессом создания фильмов, который обеспечивает выполнение рукописи, технологии и качества данных.
Правильная профессия для тех, кто интересуется мировой художественной культурой.
Краткое описание
Работу режиссера-аниматора можно сравнить с режиссером игрового фильма, но первый создает анимационный фильм или фильм с элементами анимации. Этот специалист контролирует работу всей команды, задействованной в создании ленты — это художник- аниматор , звукооператор, постановщик, сценарист, композитор и другие сотрудники. Бизнес довольно редкий, поэтому на рынке услуг востребованы люди, которые много о нем знают.
Специфика профессии:
- при создании образа режиссер собирает специалистов, соответствует сценарию, планирует бюджет и выбирает один из видов анимации с учетом требований клиента и бюджета на работу:
- классическая рисованная анимация;
- роспись по стеклу или ригельная анимация (не очень популярная, сегодня практически не используется) современная 2D и 3D анимация (компьютерная);
- анимация кукол или пластилина;
- песок, силуэт; комбинированный вариант.
Работа режиссера-аниматора тесно связана с миром компьютерных технологий, с помощью которого оживляется сюжет будущего, создаются персонажи, накладывается звук и так далее. Именно режиссер организует создание мультфильма или художественного фильма с элементами анимации и координирует действия всей команды. Режиссер, специализирующийся на анимации, может трудоустроиться в частную студию, работать в отечественных проектах или же выполнять частные заказы (создание рекламных роликов, видео для « Ютуб », музыкальных клипов и других продуктов).
Преимущества и недостатки профессии
Плюсы
- Профессионал высокооплачиваем
- Профессия перспективная, на рынке услуг требуются специалисты.
- Вы можете работать в известной компании, а также в частном порядке, и вы можете сделать анимационный фильм автора.
- Перспективы профессионального и профессионального развития.
- Используйте новейшие методы анимации.
- Работа не связана с сильной физической работой.
- Возможность участия в национальных и зарубежных проектах, получение призов и призов.
Недостатки
- Профессия требует материальных вложений (хороший персональный компьютер, лицензионное программное обеспечение, оборудование для работы).
- Сидячая работа, которая может показаться рутиной.
- Без специального образования и портфолио невозможно запросить высокооплачиваемую должность режиссера-аниматора.
- Обучение дорогое, и не каждый вуз готовит специалистов такого профиля, поэтому необходимо учесть переезд в другой регион во время обучения.
Важные личные качества
- Желание постоянно учиться чему-то новому.
- Умение анализировать и оценивать сценарии и литературные произведения.
- Наличие связей и возможность выбора профессионалов для вовлечения в творческий процесс.
- Совершенствование и навыки межличностного общения.
- Хорошо развитое воображение.
- Возможность генерировать новые идеи, отсутствие стереотипного мышления.
- Вкус, знание иностранных языков приветствуется.
- Умение работать в коллективе, организаторские способности и коммуникабельность, ведь у режиссера в подчинении минимум 3 человека со своим видением творческого процесса.
- Желание искать новые темы и указания, которые заинтересуют потенциального зрителя.
- Возможность выслушать коллег и клиентов, готовность исправить работу практически завершена, в связи с тем, что клиент видит изображение по-разному.
Где учиться на Режиссера анимационного кино
Курсы: Школа-студия «ШАР» (Очно, Москва) Школа-студия «ШАР» — уникальное учебное заведение, получившее признание во всем мире, одна из старейших и наиболее авторитетных студий в России по производству авторской анимации. Школа была основана более 20 лет назад легендарными режиссерами — аниматорами Федором Хитруком, Эдуардом Назаровым, Юрием Норштейном и Андреем Хшановским. Основными направлениями деятельности Школы-студии являются: — профессиональная подготовка режиссеров анимационного кино и аниматоров; — производство анимационных фильмов. Образование в колледже: Санкт-Петербургский университет кино и телевидения. Всероссийский государственный институт кино им. Герасимов (ВГИК). Останкинский институт телерадиовещания. Выпускники рабочих мест, которые осваивают профессию режиссера-аниматора, могут найти работу в частных и государственных анимационных студиях, компаниях, занимающихся рекламой. Вы также можете работать в рамках организационной деятельности, занимаясь подготовкой новых специалистов.
Зарплата
Вознаграждение режиссера-аниматора напрямую зависит от качества его работы и реализованных им проектов. Плата также зависит от района проживания специалиста и университета. Заработная плата в Москве (по данным россии. Труд) 50 000 — 60 000 000 руб. Заработная плата в России составляет 20 000 — 50 000 рублей. Карьера режиссера-аниматора — участвует в популярных и высокооплачиваемых проектах. В первые годы работы вы не должны полагаться на ошеломляющие затраты, чтобы получить опыт, вы должны найти работу в небольших анимационных студиях или телецентрах, постепенно подбирая свой кошелек. Режиссер- аниматор , выполнивший несколько успешных проектов, может претендовать на процент от дохода проекта (5-6%) и фиксированную ставку.
Профессиональные знания
Основным инструментом режиссера-аниматора является современное программное обеспечение, с помощью которого он «оживит» сценарий. Важно не только знать теорию работы с программным обеспечением, но и пользоваться программами компьютерной графики — это Adobe Photoshop, Adobe Flash, V-Ray, Autodesk 3ds Max и другие. Необходимо следить за внедрением на рынок новых программ, участвовать в лекциях и тренингах, которые помогают повысить компетентность. Человек этой профессии должен знать о техниках и истории мировой анимации, пантомиме, драматургии, правовых вопросах, звуковом и изобразительном решении фильмов.
Какими качествами должен обладать
Для того чтобы стать режиссером, следует знать, какие качества делают его профессионалом:
- наличие артистизма;
- должен обладать образным мышлением;
- иметь хороший интеллект;
- отличаться широким кругозором;
- живым воображением;
- выработать железную самодисциплину;
- обладать высокой работоспособностью;
- быть лидером;
- остро чувствовать, что требуется современному зрителю.
Только в этом случае может получиться стать настоящим профессионалом.
Профессия режиссер Кто это такой Чем занимается особенности
По вопросам поступления
Бакалавриат и магистратура
+7 925 567-74-70
+7 926 726-50-80
По вопросам поступления
Дополнительное образование
С 10:30 до 19:00
+7 916 640-39-04
По вопросам поступления
Детская школа дизайна
С 10:30 до 19:00
Ул. М. Пионерская, 12
design@hse.ru
dop-design@hse.ru
Владимир Мирзоев: «Профессия режиссера — прекрасная возможность жить интересно»
Владимир Мирзоев, руководитель магистерского профиля «Искусство кино: режиссура и драматургия» в Школе дизайна. Режиссёр театра и кино, сценограф, лауреат Государственной премии России, режиссер более 15 фильмов и 50 театральных постановок, преподаватель российских и международных университетов: Мичиганский университет, Йоркский университет, Университет Торонто, ВГИК, ГИТИС и др.
В 2020 году в Школе дизайна открывается набор на магистерский профиль «Искусство кино: режиссура и драматургия». Его куратором стал режиссер Владимир Мирзоев.
Как связано искусство и табу? Должен ли режиссер писать сценарий и владеть камерой? Мы поговорили с Владимиром о новой магистратуре, личных предпочтениях в искусстве и философии творчества.
Старт карьеры
Сложно ли начинающему режиссеру войти в профессию?
Скажем так: кинорежиссура в России — одна из самых конкурентных профессий в сфере искусства. Но при этом у нас значительно легче поставить ногу в профессию, чем в США или во Франции. Причин несколько: отчасти это слабость российской киноиндустрии; здесь нет сумасшедших денег, которые крутятся в Голливуде. Зато в отечественной киношколе есть огромные белые пятна. Например, работа режиссера с актером. Современные методики трудно сравнить с теми, что применялись во ВГИКе в 1940-50-ые годы, когда преподавали такие гиганты, как С.М. Эйзенштейн, А.П. Довженко, А.М. Ромм — нынешние выглядят убого. Правда, и эстетика актёрской игры сильно изменилась, а педагогика топчется на месте.
Главная проблема, мне кажется, в отсутствии взаимодействия между кафедрами. Нужно брать за основу проектный принцип, что мы и пытаемся сделать в магистратуре Школы дизайна. Зачастую выпускники отечественных профильных вузов годами не могут защитить диплом. И не потому, что нет инструментов, а потому, что процесс обучения построен иначе.
Магистратура в Школе дизайна
Как будут проходить занятия в магистратуре? Над какими проектами будут работать студенты?
Мы будем с нуля развивать три проекта игрового кино. Два коротких метра пройдут все этапы — от синопсиса до готового фильма, который может иметь фестивальную жизнь или войти в альманах и заинтересовать прокатчиков. Всё зависит от качества картины. Параллельно будет идти работа над сценарием полного метра: от синопсиса через пять драфтов к финальной версии, которую после окончания магистратуры можно предложить продюсерам и превратить в фильм. Кино начинается с хорошей истории. Одна из главных задач профиля — научить студентов писать (и адекватно читать!) киносценарий. Драматургия будет преподаваться по американской методике. Кроме того, мы сделаем телеспектакль, несколько документальных проектов разного формата, видеоинсталляцию и клип.
Какие курсы и дисциплины будут включены в курс магистратуры?
Скажу про основные мастер-классы. Мы пройдем воркшоп с художником-постановщиком и художником по костюмам, а также звукорежиссером и режиссером монтажа. Обязательно будет операторский курс с действующим D.O.P. Мастер-класс по сотрудничеству с кастинг-директором, научимся профессионально делать питч, разбираться в кинопроизводстве — ведь продюсирование часто ложится на плечи режиссера. И конечно, поупражняемся в съемках. Это самое главное. В кино у режиссера столько задач разной степени сложности, что только практикум дает понимание этого искусства.
Зачем режиссеру знать основы всех кинопрофессий?
В кинематографе всё строится на синергии, соавторстве многих людей, и от режиссера требуется понимание всех кинопрофессий, хотя бы частичное. Чтобы говорить с командой на одном языке и управлять кораблём с минимальным количеством факапов. Идеально, когда режиссер сам может написать сценарий или умеет работать в соавторстве с драматургом, это очень облегчает дело.
Как будет проходить работа студентов с актерами?
Талантливый профессиональный актер — это настоящий подарок. Через него и с его помощью ты начинаешь лучше понимать свой замысел. За два года магистратуры невозможно освоить актерскую профессию — это утопия. Я построил программу так, чтобы режиссеры-драматурги могли регулярно работать с профессиональными актерами. У нас будет постоянно действующий мастер-класс; мы будем приглашать выпускников театральных школ, молодых актеров, которые хотят получить киношный тренинг, поработать с камерой. Такая синергия будет полезна всем.
В магистратуру «Искусство кино: режиссура и драматургия» могут поступить как те, кто уже имеет опыт в кино, так и те, кто только начинает свой путь в эту сторону. Как будет устроена работа для новичков?
Люди, которые прежде не имели отношения к кино, но пришли в магистратуру, закончив технический или гуманитарный вуз другого профиля, вынуждены будут работать на порядок активнее, чем студенты с творческим опытом. Думаю, учиться у нас сможет любой человек с воображением, кому действительно интересно кино. В этой профессии сложно сразу понять, на что человек способен. При поступлении достаточно будет мотивационного письма и желания учиться. Приносить готовые работы не надо, в каком-то смысле мы все начнем с нуля.
Каких студентов вы ждете, и как вы видите свою роль в качестве куратора?
Мне интересны нестандартно мыслящие люди, которые влюблены в искусство — будь то театр, драматургия, литература и, конечно, кинематограф. Я точно знаю, что искусство делает человека лучше, сложнее, дает ему шанс не потерять время жизни зря. Это тернистый путь к совершенству. В своей преподавательской практике я ставлю во главу угла индивидуальную траекторию каждого студента. Режиссуре, как и авторской драматургии, научить невозможно — можно терпеливо взращивать индивидуальность. Принцип «делай, как я» в нашем деле плохо работает. Люди очень разные, и куратору нужно понять, что конкретному студенту интересно, в чем его сильные и слабые стороны, какой жанр может стать его коньком, какой киноязык для него органичен. Индустрии (да и публике) не нужны клоны, похожие друг на друга режиссеры. Хороший режиссер — уникальный художник.
Кто еще будет преподавать в магистратуре?
Я пригласил очень интересного оператора Максима Трапо, у него большой опыт — и операторский, и преподавательский. Кроме того, у Максима немереное терпение, он умеет работать с молодыми людьми, умеет создать доброжелательную атмосферу. Это важно, в нашей работе нужно быть гуманистом, ведь это не просто передача информации студентам, это учительство (не люблю пафосных конструкций но это так). Еще я пригласил замечательного художника кино Эдуарда Галкина.
По вашим словам, любовь к людям — важное качество для преподавателя. Нужно ли оно режиссеру?
Мы все время, по многу часов, смотрим в объектив камеры или на экран монитора: мы видим людей, иногда туда попадают птицы, собаки, бабочки, но чаще всего мы видим людей. Надо учесть эту особенность кино: режиссер обычно находится вне кадра, иногда довольно далеко от камеры и актеров. Но, чтобы фильм стал искусством, режиссер должен духовно присутствовать перед камерой. Его сознание, его энергия должны присутствовать в кадре, создавать его плотность. Так что если нет любви по отношению к персонажам, которых написал сценарист, и актерам, которых ты выбрал в качестве партнеров для общей игры — ничего не получается.
Вызовы и возможности кино
Чего сегодня хочет массовый зритель?
Мне кажется, такого понятия не существует, массовой публики больше нет. Во времена моей юности были гигантские кинозалы, на тысячу мест, а потом появились мультиплексы — на 80, на 50 человек, потому что общество стало дробиться. Практически любой фильм может сегодня найти своего зрителя. Эта аудитория поначалу может быть небольшой, а в итоге — гигантской. Например, выходит фильм или сериал, у него появляется небольшая фанатская аудитория, которая говорит о нем, обсуждает в соцсетях, а потом этот фильм оказывается культовым.
Например, классический фильм в жанре сай-фай «Бегущий по лезвию бритвы». Он вышел в начале 80-х и с треском провалился в прокате. Продюсеры сильно его порезали, он опередил свое время и стал культовым среди синефилов-интеллектуалов. И вот через семь лет, когда фильм Ридли Скотта повторно появился на экранах, уже в режиссерской версии, он собрал впечатляющий бокс офис.
Как вам кажется, какие основные проблемы и возможности стоят перед российским кино?
Наши бюджеты несравнимы с европейскими и американскими. А что такое бюджет? Бюджет — это количество съемочных дней и кадров, которые можно снять за одну смену. Независимые студии на Западе дают режиссерам-дебютантам по 2 миллиона долларов при условии, что у новичка есть на руках недурной сценарий — вдруг из этой авантюры что-нибудь да выйдет. А у нас 1 миллион на полнометражный фильм считается приличным финансированием. На сегодняшний день 30 миллионов долларов — небольшой, даже не средний бюджет для американского кино. Поэтому единственный, пожалуй, жанр, в котором мы можем конкурировать — камерная психологическая драма: за счет самой истории, талантливой драматургии и актерского мастерства можно кое-чего добиться. Я имею в виду драму в широком смысле слова: это может быть комедия, трагедия, кентаврический жанр. Большой потенциал есть у русского артхаусного кино, он может быть интересен и отечественной, и зарубежной аудитории — за счёт уникального киноязыка.
Ряд ваших картин посвящен социальным темам. Как вам кажется, какие проблемы встают перед режиссером, когда он подходит к острым вопросам современности?
Трудности, связанные с острыми актуальными темами, встречаются повсеместно. Мы знаем, что наша страна только частично свободная. Возможность открытой дискуссии, которую дает интернет, не решает проблемы: чтобы снять кино, даже низкобюджетное, нужно найти серьезные деньги, из своего кармана обычный гражданин их не достанет. При этом почти весь ресурс, идущий на кино через государственные институции, монополизирован. Государство строго следит за тем, что финансируется, в том числе по социальной и политической тематике. И это, по-моему, прекрасный вызов. Режиссеру и сценаристу приходится действовать более изощренно — в стилистическом, языковом смысле, все время повышая меру сложности художественного высказывания. Впрочем, всё это уже было, ходим теми же кругами, что при «зрелом социализме».
Как вы оцениваете силу искусства? Что оно может изменить, а что не может?
Искусство способно изменить все. Представьте себе страну, в которой 90% населения занимается искусством в том или ином смысле. Я думаю, что это будет просто другая жизнь, потому что творчество не только делает человека хорошим коммуникатором, творчество его постоянно развивает, делает интереснее, сложнее, человечнее. Это не просто профессия, это самосовершенствование, а разве не за тем мы на этой Земле, чтобы стать совершеннее?
Должны ли быть в кино запретные темы?
Мне кажется, нет. Культура работает с табу, культура понадобилась человеку, чтобы расколдовывать табу. Религия и идеология эти табу создают: табуируются темы, слова, которые нельзя употреблять, или люди, о которых нельзя говорить. Задача культуры — расколдовывать запреты. Табу создает сложную психологическую ситуацию. То, что вытесняется, если говорить в терминах Юнга, в подвалы коллективного бессознательного, там и гниет, накапливая ядовитые газы, пары — и в какой-то момент эти подвалы взрываются. Невротизированный современный человек, которому запрещено говорить про то или другое, накапливает напряжение, способное взорвать общество. Поэтому художник должен иметь возможность нарушать любые табу — например, использовать табуированную лексику — это в наших общих интересах. Кроме того, все эти местные табу лукавые. Табуирован, скажем, секс, а смерть — нет. На экранах ТВ люди убивают друг друга нон-стоп, но избави тебя бог показать обнаженную женщину или, тем более, мужчину. Кровь льется рекой, а физическая любовь — табу. Кто всё это делает? Почему табуирован именно эрос? По-моему, это странно и подозрительно. На самом деле, не секс является мишенью, а свобода.
Если в искусстве нет табу, если возможно все, как отличить художественное от не художественного?
Искусство отличается от профанации хорошим или дурным вкусом. И все это очень субъективно. Кто-то сочтет кинематограф Тарантино высокохудожественным, кто-то, скажет, что это пошлость. Были современники Пушкина, которые считали поэта банальным. Набоков ядовито иронизировал по поводу Пастернака.
Что касается истории искусства, время всё расставляет по своим местам. Но и здесь бывают казусы. Бывает, про какого-нибудь гения забудут лет на 200, а потом вдруг вспомнят. Про Баха, например, забыли. И про Шекспира тоже.
Стоит держать в голове факт, что кино быстро устаревает. Оно — отпечаток своего времени; для профессионалов этот отпечаток может много значить, а зрителя оставлять равнодушным. Тарковский, например, восхищался Брессоном, считал его режиссером номер один. Но на мой взгляд, сегодня это кино выглядит мертвой интеллектуальной конструкцией. Конечно, я понимаю, что в 60-70-х годах прошлого века манера Брессона казалась свободной. Особенно советским художникам, жившим за «железным занавесом» и обреченным на «социалистический реализм». Но по сравнению с кинематографом самого Тарковского это очень формальное, поверхностное кино.
Кем статьЯ хочу стать режиссёром монтажа — что дальше?
Профессионалы о том, как приобрести необходимые навыки
- Даша Абрамова , 7 октября 2013
- 106867
- 5
Текст
Профессия монтажёра — одна из самых древних в кинематографе. Монтаж был уже в первых фильмах братьев Люмьер, разница лишь в том, что если раньше режиссёры были одновременно и режиссёрами монтажа, то сегодня этим занимается отдельный человек, а вместо нарезания и склеивания плёнки используются специальные компьютерные программы.
Look At Me пообщался с режиссёрами монтажа и узнал у них о специфике их работы, о том, какими качествами необходимо обладать будущему профессионалу, какие книги читать и какие фильмы смотреть.
Где учиться
Дмитрий Киселёв о том,
как правильно смотреть фильмы
Дмитрий Киселёв
режиссёр, режиссёр монтажа студии Bazelevs. Среди его работ в качестве режиссёра — фильмы «Ёлки», «Чёрная молния»; в качестве режиссёра монтажа — «Ночной дозор», «Дневной дозор», «Особо опасен».
Самое необходимое для режиссёра монтажа — желание рассказывать истории, причём максимально необычным, захватывающим образом, чтобы заинтриговать зрителя, — в этом, наверное, и есть суть его работы. Также нужно уметь пользоваться монтажной программой, я рекомендую использовать фирмы Avid. У него есть много аналогов, но, на мой взгляд, наиболее удачная и лучше всех зарекомендовавшая себя за многие годы — это Avid. Не могу сказать, что освоить его очень просто — потребуются какое-то время и усидчивость, но это вполне реально сделать самостоятельно по туториалам.
Где учиться? Честно говоря, у меня нет ни одной школы на примете в России, где готовят режиссёров монтажа, но за границей их достаточно. Самые, наверное, известные — UCLA, NY Film Academy, но я там не учился, поэтому многого о них рассказать не могу. Я всему учился сам, и если у человека есть желание, потребность что-то создавать, творить, то он этому научится — отсутствие возможности поехать учиться за границу не может быть преградой.
Смотреть надо практически всё — начиная с фильмов Дзиги Вертова и заканчивая любыми современными блокбастерами. Я стараюсь смотреть и анализировать большинство выходящих фильмов и всю классику. Важно не просто смотреть, а смотреть с разбором, с пониманием.
Лучшее учебное пособие — это туториал к монтажной системе
При первом просмотре нужно постараться отбросить все профессиональные потребности и попробовать увидеть фильм таким, каким его видит обычный зритель, ощутить те места, которые зацепили: это могут быть короткие эпизоды, а может быть и весь фильм целиком. И дальше уже эти зацепившие места разбирать, анализировать, как именно режиссёр монтажа поступил в той или иной сцене, и что из этого получилось. Лучшая школа монтажёра — это анализ того, что понравилось, причём не только фильмов, но и трейлеров, рекламных роликов, мультипликационных фильмов. Если вас зацепило — возьмите этот фрагмент, закачайте в монтажную программу, порежьте на кусочки и проанализируйте всё, начиная от последовательности кадров и крупностей, заканчивая музыкой и звуковыми эффектами, потому что зачастую секреты создания эмоциональной формы лежат именно в звуке, в ритме. Этот анализ — самая действенная форма обучения.
Я не проходил ни одного курса и не слушал ни одной лекции, так что могу сказать, что лучшее учебное пособие — это туториал к монтажной системе. Нужно доводить технику до автоматизма, потому что настоящее творчество начинается, когда ты перестаёшь думать, на какую кнопку нажать.
Самая важная вещь — практика. Всем начинающим монтажёрам я желаю попасть в настоящую студию, занимающуюся большими проектами, чтобы они на своей шкуре смогли ощутить все подводные механизмы этого процесса — ничто не сравнится с работой на настоящем живом проекте с жёсткими дедлайнами.
Монтаж — работа техническая, это умение применять монтажные инструменты. Талант здесь не так важен, но очень поможет музыкальное образование и чувство ритма. Монтаж — во многом танец, аудиовизуальное шоу, которое зритель не просто смотрит, он его ощущает, чувствует. Хороший монтаж проникает внутрь, заставляет переживать — и всё это в руках монтажёра. Можно даже сказать, что режиссёр монтажа — это своего рода диджей.
Что читать
Francis Ford Coppola
Christopher Llewellyn Reed
Christopher Llewellyn Reed
Сергей Акимов об опыте свадебного
режиссёра и о работе на телевидении
Сергей Акимов
Прежде чем податься в монтажёры, надо чётко уяснить, что монтажёр — это не промежуточный этап перед профессией режиссёра, а самодостаточная профессия.
Чтобы начать работать, отличная разминка — свадьбы, опыт, после которого станет легче понять, нужно вам это или нет. Со времён DSLR-революции этот жанр фантастически взлетел по качеству, усатых дяденек с VHS видеокамерами в профессии давно уже нет, так что у вас будет возможность на неплохом материале определиться с профессией.
Предположим, вы набили руку и вам понравилось. Следующий этап — это какие-нибудь региональные или районные телеканалы, интернет. Вы должны почувствовать формат рассказа в картинках и начать учиться быть рассказчиком. Параллельно можно начинать читать учебники или форсировать своё обучение на курсах.
Прекращайте смотреть телевизор, читать Навального, ЖЖ и вообще новости
Китайская мудрость гласит: «Хочешь учиться новому — будь готов чувствовать себя дураком». Старайтесь работать с людьми умнее вас и не спорьте, если у них опыт в несколько раз больше вашего. Будет неприятно для самолюбия, зато через пару лет вы станете профессиональнее и сможете уже этих ребят учить, как правильно делать.
Прекращайте смотреть телевизор, читать Навального, ЖЖ и вообще новости. Вся эта кутерьма с манипуляциями общественным мнением очень утомляет и вгоняет в стресс, а главное — это абсолютно демотивирует и настраивает на волну «зачем мне что-то делать, если всё и так безнадёжно».
Смотрите фильмы и телепрограммы на незнакомых языках. Если знаете английский — смотрите на испанском или без звука. Звуки и речь отбирают столько внимания, что нельзя по достоинству оценить монтаж фильма, а если звук выключен, то визуальный ряд становится значительно более познавательным.
И когда вам, наконец, принесут на монтаж фильм, не спешите критиковать отсутствие кадров или ошибки в сценарии. Вы видите только верхушку айсберга, результат работы десятков людей в течение нескольких месяцев, и уж поверьте, у них задача была очень непростой.
Полезные ссылки
Владимир Могилевский
о взаимодействии с режиссёром
Владимир Могилевский
медиахудожник, фотограф, режиссёр монтажа фильма Андрея Звягинцева «Возвращение». Автор фильмов «АВ», «Приплыла голая на камни» и др.
Я никогда не хотел быть именно режиссёром монтажа. Я был художником, снимал свои фильмы и монтировал их. По мере необходимости читал книги о базовых принципах монтажа, разработанных предшественниками, у которых это особенно ловко получалось. Потом стал монтировать фильмы для знакомых режиссёров.
Мне кажется, важно помнить, что все принципы, о которых можно прочитать или послушать, возникали в результате эксперимента. Кулешов, Эйзенштейн и прочие топовые персонажи прошлого решали изобразительные и смысловые задачи и для их реализации создавали технику, которая потом становились мэйнстримом.
По большому счёту, сейчас не изменилось ничего. Если мы говорим о добротном корпоративно-сериальном видео, в котором нужно, чтобы клиент мог опознать в продукте «руку мастера», можно использовать узнаваемые наработки из прошлого.
Если говорить о кинематографе как об искусстве — никаких правил нет. Любая целостная и последовательная система, разработанная и внедрённая автором, будет восприниматься зрителем как мастерство и художественное высказывание.
За время производства фильма режиссёр и монтажёр психологически становятся ближе, чем некоторые пары за годы брака
Для меня хорошо смонтированный материал, независимо от того, что это — бесконечно длинные планы в фильмах Беллы Тара или клиповое мельтешение — звучит как музыка. Если есть «монтажный» слух, то это знание, не требующее объяснения. Возможно, если его нет, можно наработать навыки, но, мне кажется, лучше выбирать другую профессию, поскольку счастья не будет.
Хотел бы остановиться на различии профессий монтажёр и режиссёр монтажа. Монтажёр — это человек, который выполняет установки режиссёра. В этом качестве от него требуется понимать замысел режиссёра и ловить мельчайшие движения его души. За время производства фильма режиссёр и монтажёр психологически становятся ближе, чем некоторые пары за годы брака. Также на монтажёра часто ложатся обязанности персонального психотерапевта и связующего между режиссёром и другими производственными подразделениями.
Профессия режиссёр монтажа в голливудском понимании у нас сравнительно мало распространена. В этом случае предполагается, что режиссёр монтажа с самого начала участвует в планировании съёмочного процесса, следит за съёмками и предварительным монтажом на площадке. А потом имеет решающее слово на стадии постпродакшена.
Причина появления такой профессии, помимо технической специфики, — в том, что режиссёру очень тяжело отстраненно посмотреть на отснятый материал, которому он отдал значительный кусок своей жизни. Некоторые дубли несут понятную ему одному смысловую нагрузку. Зритель эти знаки считать не может. Для того чтобы холодно и беспристрастно посмотреть на получившееся и выстроить из него цельный фильм, и привлекают режиссёра монтажа. В нашей практике при реализации этой схемы зачастую режиссёр начинает угрожать тем, что он снимет своё имя из титров, и продюсер вынужден идти на компромиссы.
Учиться монтажу я стал бы самостоятельно. Экспериментируя, пользуясь литературой, которой много в интернете, и анализируя знаковые фильмы. Скорее всего, их делали грамотные люди, на работу которых стоит обратить внимание. В своё время мне было интересно посмотреть американский фильм «Магия монтажа», который рассказывает об истории и эволюции представлений о монтаже и построен, как серия диалогов с лучшими представителями профессии».
Особенности профессии и работы
Режиссер должен быть не только творческим человеком, а и обладать организационными способностями. Быть всесторонне развитым человеком. Кроме того, чтобы стать режиссером, нужна смелость и упорство, так как востребованность данной профессии очень низкая.
Заработная плата зависит от сферы деятельности. Она колеблется от минимальной заработной платы до заоблачных сумм, которые даже не разглашаются. Чтобы легко находить работу, нужны либо деньги и связи, либо известность. Если нет ни того, ни другого, то с поиском работы придется туго. Но, если человек сочетает в себе множество талантов, упорство и целеустремленность, а также силу духа и немного везения, то добиться успехов сможет без денег и спонсоров.