Статья 211 ТК РФ Государственные нормативные требования охраны труда
Что будет с охраной труда, если министерствам законы — не указ
Фото: Николай Федоров / архив «Солидарности»
Больше десяти лет назад ГОСТы в сфере охраны труда были упразднены, их место предстояло занять “стандартам безопасности труда”. За все это время появился один-единственный такой стандарт. А типовых инструкций по охране труда с тех же пор — ноль. Существующий раздел “Охрана труда” в ТК планируется заменить новым. Чего ждать от таких нововведений, учитывая провал предыдущих правительственных инициатив в этой области?
ПУСТЫЕ ЗВУКИ
Слово “закон” этимологически восходит к древнерусскому “кон”, которое обозначало контур, предел. Если чьи-либо действия находились за гранью (за “коном”) разрешенного, то они были нарушением. В связи с этим рассмотрим отдельные примеры невыполнения законодательства, касающегося охраны труда. Всегда ли в данной сфере соблюдаются дух и буква закона?
В статье 211 ТК РФ отмечается, что “порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений”. В приведенной статье упоминаются стандарты безопасности труда. Звучит красиво и даже пафосно, если учесть, что стандарт в широком смысле слова — это образец (эталон).
Сразу подчеркнем разницу между стандартами безопасности труда и государственными стандартами (ГОСТ), которые существовали в советское время и есть сейчас. Дабы избежать путаницы между ними, было издано постановление правительства РФ от 27.12.2010 № 1160. Этим постановлением ГОСТы, которые относились к системе стандартов безопасности труда, без объяснения причин были исключены из перечня документов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда. Одним росчерком пера около 500 ГОСТов, прямо относящихся к охране труда, оказались “за бортом”.
Полутора годами ранее федеральным законом от 24.07.2009 № 206-ФЗ в статью 209 ТК РФ было внесено понятие “стандарт безопасности труда”. Это “правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и регламентирующие осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда”.
А теперь самый раз задать вопрос: где и сколько у нас в стране за это время появилось правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности? Или просто стандартов безопасности труда? Особо хвалиться нечем, или, как говорят в народе, гора родила мышь.
17 декабря 2010 года Минздравсоцразвития России, которое в тот период объединяло функции Минтруда и Минздрава, издало приказ № 1122н “Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств”, которым помимо типовых норм был утвержден стандарт безопасности труда “Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами”. По сути, стандарт безопасности труда, введенный как приложение к приказу, явился не чем иным, как обыкновенной инструкцией, устанавливающей правила приобретения, выдачи, применения и организации хранения смывающих и (или) обезвреживающих средств.
Больше стандартов безопасности труда ни Минздравсоцразвития, ни появившийся в 2012 году Минтруд не издали. Все разговоры о важности таких стандартов, об их способности изменить в стране ситуацию с травматизмом и профессиональными заболеваниями — на деле оказались информационным шумом.
ПЕРЕКЛАДЫВАНИЕ БУМАЖЕК И ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Отсюда невольно возникают простые вопросы: почему законодательная норма о стандартах безопасности труда, существующая больше десяти лет, не выполняется? Кому дано право не соблюдать закон?
Ответа на эти вопросы нет, и за несоблюдение закона тоже никто не понес ответственности. А стандарты безопасности труда — их, как говорится, “поматросили и бросили”. Теперь о них, как о страшном сне, следует забыть.
Упомянутое выше правительственное постановление от 27.12.2010 № 1160 предусматривало, что к государственным нормативным требованиям охраны труда помимо стандартов относятся правила и типовые инструкции по охране труда. И здесь приходится констатировать очередное фиаско. На уровне Минтруда России за все годы (больше 10 лет) существования этого постановления ни одна типовая инструкция по охране труда не была ни издана, ни в установленном порядке введена в действие.
И на сей раз требование правительственного постановления о разработке типовых инструкций по охране труда осталось только на бумаге. Почему? Кто в этом повинен?
Ответа вновь нет. Как и в ситуации со стандартами безопасности труда, срабатывает принцип коллективной безответственности. По мнению чиновников, великой беды нет. Сегодня написали, но так и не выполнили, значит — завтра отменим этот документ и напишем новый. Или внесем в него такие коррективы, которые, как очередной ребус, будет разгадывать вся страна.
Следует признать, что ситуация коллективной безответственности разлагает чиновников. У них возникает потребность имитировать бурную деятельность по принципу: главное — красиво прокукарекать, а там хоть не рассветай. Решения зачастую принимаются из соображений популизма, а не экономической целесообразности нововведений, их разумной пользы для практики. В силу этого часть работодателей пренебрежительно относятся к охране труда, а работники не верят, что ее механизмы направлены на их защиту.
Очередным примером может быть ситуация с постановлением правительства РФ от 14.04.2014 № 290. Этот документ утвердил Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда (СОУТ) проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей. В соответствии с Перечнем Минтруд России должен был издать приказ, устанавливающий особый порядок СОУТ на рабочих местах членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации.
До настоящего времени приказ не появился, а значит, качественно и объективно проводить СОУТ на данных рабочих местах не представляется возможным. От этого, подчеркнем, страдают не чиновники, которые семь лет (!) не могут издать приказ, а работники гражданской авиации. И не только. В стране есть экспериментальная и государственная авиация, где тоже немалый штат гражданского персонала. О них в постановлении правительства РФ вообще нет упоминания. И хотя в их труде много особенностей, они не учитываются при СОУТ. А от ее результатов, подчеркнем, зависят льготы и компенсации, которые должны предоставляться членам летных и кабинных экипажей воздушных судов.
Подобных примеров много. Они касаются как расследования несчастных случаев и профзаболеваний, так и правил охраны труда, спецоценки условий труда, обучения охране труда, оценки профессиональных рисков и т.д.
ПОМОЖЕТ ЛИ НОВЫЙ ЗАКОН
Чтобы исправить и устранить множество спорных и проблемных вопросов, накопившихся в сфере правового регулирования охраны труда, Минтруд России подготовил проект Федерального закона № 1070354-7 “О внесении изменений в ТК РФ в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости”. Он должен заменить раздел “Охрана труда” действующего ТК РФ.
Новый законопроект, к сожалению, не предусматривает решение многих “старых” проблем охраны труда, о которых неоднократно шла речь на страницах газеты “Солидарность”. Наряду с этим он содержит массу новшеств. Однако в пояснительной записке сказано, что реализация законопроекта “не потребует дополнительных расходов бюджетной системы РФ”. Свежо предание, но верится с трудом. Без финансирования бюджетных, казенных и муниципальных предприятий сложно рассчитывать, что многие нововведения, предусмотренные законопроектом, будут успешно воплощены.
Законопроект, учитывая, что данная сессия Государственной думы седьмого созыва последняя, скорее всего, будет принят. Этому способствуют многочисленные заверения чиновников о том, что законопроект поспособствует “внедрению передовых достижений в области охраны труда, завершению построения системы активного управления охраной труда” и т.д. Очень бы хотелось, чтобы столь правильные и красивые слова-лозунги превратились в реальность. Пока же остается много сомнений, обусловленных отсутствием средств на реализацию законопроекта и предыдущими радужными обещаниями, которые сами же чиновники и не выполнили.
Что устанавливается государственными нормативными требованиями охраны труда
Согласно трудовому законодательству, государственными нормативными требованиями охраны труда устанавливаются:
- правила ОТ;
- критерии заботы о здоровье работников;
- нормативы, призванные сохранить жизнь и здоровье сотрудников на рабочих местах.
Эти требования обязаны выполнять все работодатели, независимо от того, являются ли они юридическими или физическими лицами – это не имеет значения.
Нормативов по ОТ обязательно нужно придерживаться при любом виде рабочей деятельности, от выполнения тяжелых физических задач до научного проектирования или организации производства.
Разработкой и утверждением подобных требований занимаются:
- правительство РФ;
- трехсторонняя комиссия по регулированию социальных и трудовых отношений России (специально создается).
Внимание! Подробнее с положениями законодательства, касающихся нормативов по охране труда, можно ознакомиться в 211 статье Трудового кодекса.