Nedcentr.ru

НЕД Центр
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Типовое Положение о Комитете Комиссии по Охране Труда

Статья 218 ТК РФ предусматривает создание по инициативе работодателя и(или) работников либо их представительного органа комитетов (комиссий) по охране труда. В этой же статье определены их основные функции, среди которых:

  • организация совместных действий по соблюдению требований действующего законодательства в установленной сфере;
  • предупреждение травм на производстве и профзаболеваний;
  • проведение проверок рабочих мест и информирование сотрудников о результатах таких проверок;
  • участие в разработке коллективного договора в части предоставленных полномочий.

Важное за неделю

Генпрокуратура начала массовые проверки по соблюдению охраны труда

Генпрокурор И. Краснов распорядился начать массовые проверки по соблюдению требований охраны труда сразу в нескольких регионах России. В каких регионах и в каких организациях проведут проверки, пока неизвестно. О проверках в отношении конкретной организации можно узнать на официальном сайте Генпрокуратуры.

Прокуратура проверит соблюдение требований охраны труда не только в госорганах и муниципальных учреждениях, но и в коммерческих организациях.

Основанием для начала массовых проверок стала статистика нарушений по охране труда за прошлый год. Прокуратура выявила 70 тыс. нарушений по охране труда, кроме того, возбудили 108 уголовных дел.

Стало известно, как ГИТ проверит соблюдение требований новых ПОТ

Роструд в официальном письме разъяснил, как инспекторы ГИТ будут проверять соблюдение новых правил по охране труда. Ведомство напомнило, что с 2021 года ряд ПОТ утратили силу, но они включены в проверочные листы ГИТ, которые не менялись. Инспектор ГИТ при проведении плановых проверок не сможет выписать предписания по утратившим силу требованиям. При этом если в ходе проверки инспектор найдет нарушения требований новых ПОТ, то он инициирует внеплановую проверку. Для этого инспектор направит служебную записку руководителю ГИТ.

Кроме того, Роструд в письме уточнил, что необходимо проверять не только наличие положения о СУОТ, но и наличие в нем соответствующих разделов и подразделов, указанных в типовом положении, утвержденного приказом Минтруда 438н. Если у работодателя положение о СУОТ не соответствует типовому положению, то инспектор ГИТ будет считать, что положения о СУОТ у работодателя нет.

Замминистра труда разъяснил, как будут проходить дистанционные инструктажи

Алексей Вовченко, первый замминистра труда, рассказал о планируемых изменениях в разделе X ТК.

При проведении дистанционных инструктажей по охране труда необходимо будет использовать аудио- и видеосредства. Подтверждением проведения инструктажа послужит подпись в журнале и видеозапись. При этом работодатель обязан будет хранить материалы видеоинструктажей.

Замминистра уточнил про планируемый электронный документооборот по охране труда. Уже в этом году можно будет заменить часть бумажной документации на электронную. Важно обеспечить работнику доступ к таким документам, которые необходимо не только прочитать, но и сделать отметку об ознакомлении.

Также замминистра пояснил про сроки внепланового обучения после вступления в силу новых правил по охране труда. А. Вовченко дал разъяснение, что конкретные сроки проведения мероприятия не обозначены. Переобучить работников работодатель может в любое время, как посчитает нужным, исходя из своих производственных процессов. В свою очередь эксперты Системы Охрана труда рекомендуют составить и утвердить график проведения внепланового обучения по охране труда и подготовить новые протоколы с отметкой о внеочередном обучении. Это позволит работодателю подтвердить свою добросовестность при проверке ГИТ.

Планируют давать дополнительный выходной работникам, которые привились от коронавируса

В Минтруде и Минздраве рассматривают возможность предоставлять дополнительный выходной всем работникам, которые привились от коронавируса. По мнению авторов проекта, после вакцинации возможны побочные эффекты, которые могут негативно повлиять на работоспособность. В этом случае выходной день станет восстановительным периодом для тех, кто вакцинировался. Это поможет работодателю избежать несчастных случаев на производстве.

Предполагается, что будет предоставляться только один выходной на следующий день после первого этапа вакцинации.

Опубликовали проект нового положения о комитете (комиссии) по ОТ

Минтруд подготовил проект нового положения о комитете (комиссии) по охране труда, который планируют утвердить сразу после начала действия новой редакции раздела X ТК. По проекту в новом положении будут закреплены задачи комитета (комиссии) в соответствии со специальной статьей 224 ТК, которая будет полностью посвящена правилам функционирования комитета.

Частью 1 ст. 224 проекта установлено, что примерное положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается Минтрудом. В настоящее время действующим является Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда, утверждённое приказом Минтруда России от 24 июня 2014 г. № 412н.

Минтруд разрабатывает проекты НПА для новой редакции раздела X ТК

На официальном сайте проектов Минтруд размещает проекты, которые нужно разработать в связи с новой редакцией раздела X ТК. На сайте уже идут общественные обсуждения нескольких проектов:

Также ведомство должно разработать:

  • перечень работ, на которых допускается выполнение работ в опасных условиях труда;
  • общие требования к организации и безопасному содержанию рабочего места;
  • типовые формы документов, необходимых для проведения госэкспертизы условий труда;
  • формы (способы) и рекомендации по размещению работодателем информационных материалов в целях информирования работников об их правах на безопасные условия и охрану труда и примерный перечень таких материалов;
  • порядок прохождения работниками психиатрического освидетельствования.

Ростехнадзор опубликовал новый чек-лист по промбезопасности

Ростехнадзор подготовил проект новой формы проверочного листа, по которому проверят организации, которые эксплуатируют взрывопожароопасные объекты производств боеприпасов и спецхимии.

По чек-листу проверят, есть ли в организации декларация промбезопасности, пункт первой помощи, как проводят операции со взрывопожароопасными веществами и т. д.

Если проект примут, то новый чек-лист начнет действовать в октябре 2021 года.

С 1 сентября сократят количество обязательных требований в строительстве

Опубликовали проект нового перечня ГОСТ и СП, соблюдение которых позволит организациям выполнить требования Техрегламента о безопасности зданий и сооружений. В проекте список ГОСТ и СП сокращен на 3800 пунктов. В основном исключены документы, которые не влияют напрямую на обеспечение безопасности зданий и сооружений, а также устаревшие документы.

Читать еще:  Состояние условий и охраны труда в современной России

Если проект примут, то он начнет действовать уже этой осенью.

Приняли новые СанПиН с нормами вредных веществ в рабочей зоне, на спецодежде и оборудовании

С 1 марта будут действовать новые СанПиН по обеспечению безопасной среды обитания человека (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Зарегистрирован 29.01.2021 № 62296). В них прописаны нормы о концентрациях вредных и загрязняющих веществ в рабочей зоне, о предельно допустимых веществах на спецодежде и поверхности оборудования, а также определены допустимые величины микроклимата и уровня физических факторов на рабочих местах.

Новые СанПиН в первую очередь начнут применять при исследовании вредных и опасных факторов на рабочих местах при проведении спецоценки.

п. 24 Приказ Минздрава от 28.01.2021 № 29н

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ

ПИСЬМО от 15 января 2021 года N 57-ТЗ

О вступлении в силу 40 новых правил по охране труда

Федеральная служба по труду и занятости сообщает, что с 1 января 2021 года вступили в силу 40 новых правил по охране труда (перечень прилагается), а ранее действующие правила признаны утратившими силу.

Вместе с тем, требования правил по охране труда, которые признаны утратившими силу, в настоящее время включены в проверочные листы, утвержденные приказом Роструда от 10.11.2017 N 655. Учитывая, что предмет плановой проверки всех работодателей ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (п.8 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875), государственный инспектор труда при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий с 1 января 2021 года не вправе проверять исполнение требований правил по охране труда, утративших силу.

В целях качественного проведения плановой проверки, при использовании формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), согласно приложению N 31 к приказу Роструда от 10.11.2017 N 655, учитывая, что основой организации и функционирования системы управления охраной труда (далее — СУОТ) является положение о СУОТ (п.7 Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Минтруда России от 19.08.2016 N 438н), необходимо проверять не только наличие у работодателя Положения о СУОТ, но и наличие в данном положении соответствующих разделов (подразделов), указанных в п.8 Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Минтруда России oт 19.08.2016 N 438н (далее — Типовое положение) и разработанных в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Кроме того в ходе проведения плановой проверки необходимо давать оценку соблюдения работодателем государственных нормативных требований охраны труда, в том числе требований правил по охране труда, вступивших в силу с 1 января 2021 года, при создании и обеспечении функционирования СУОТ.

В случае выявления нарушений должностным лицом, проводящим проверку, руководителю государственной инспекции труда направляется служебная записка, с указанием выявленных нарушений, для инициирования внеплановой проверки.

Напоминаем, что согласно п.2 Типового положения создание и обеспечение функционирования СУОТ осуществляется работодателем посредством соблюдения государственных нормативных требований охраны труда с учетом специфики своей деятельности, достижений современной науки и наилучшей практики, принятых на себя обязательств и на основе международных, межгосударственных и национальных стандартов, руководств, а также рекомендаций Международной организации труда по СУОТ и безопасности производства.

В соответствии со ст.209 Трудового кодекса Российской Федерации под требованиями охраны труда понимаются государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.

При проведении плановой проверки необходимо применять Алгоритм проверки создания и обеспечения функционирования СУОТ Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования СУОТ, утвержденных приказом Роструда 21.03.2019 N 77.

В случае выявления несоответствия Положения о СУОТ работодателя требованиям охраны труда, в том числе Типовому положению считать, что Положение о СУОТ у работодателя отсутствует.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июня 2014 г. № 412н “Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда”

Похожие публикации

Единовременная профсоюзная выплата членам профсоюза – работникам медицинских учреждений, при получении травм и несчастных случаев на производстве

О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации

Публичное обсуждение проектов Правительства РФ по охране труда

  • Facebook
  • Twitter
  • Google+
  • VKontakte

В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 26, ст. 3528; 2013, № 22, ст. 2809; № 36, ст. 4578; № 37, ст. 4703; № 45, ст. 5822; № 46, ст. 5952; 2014, № 21, ст. 2710), приказываю:

Утвердить Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда согласно приложению.

МинистрМ.А. Топилин

Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 июля 2014 г.

Приложение
к приказу Министерства труда
и социальной защиты РФ
от 24 июня 2014 г. № 412н

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О КОМИТЕТЕ (КОМИССИИ) ПО ОХРАНЕ ТРУДА

1. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда (далее – Положение) разработано в соответствии со статьей 218 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2006, № 27, ст. 2878) с целью организации совместных действий работодателя, работников, выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, сохранению здоровья работников.

2. На основе Положения приказом (распоряжением) работодателя с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа утверждается положение о комитете (комиссии) по охране труда (далее – Комитет) с учетом специфики деятельности работодателя.

3. Положение предусматривает основные задачи, функции и права Комитета.

4. Комитет является составной частью системы управления охраной труда у работодателя, а также одной из форм участия работников в управлении охраной труда. Работа Комитета строится на принципах социального партнерства.

5. Комитет взаимодействует с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда, на территории которого осуществляет деятельность работодатель, органами государственного надзора (контроля) за соблюдением трудового законодательства указанного субъекта Российской Федерации, другими органами государственного надзора (контроля), а также с технической инспекцией труда профсоюзов.

6. Комитет в своей деятельности руководствуется законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации об охране труда, генеральным, региональным, отраслевым (межотраслевым), территориальным соглашениями, коллективным договором (соглашением по охране труда), локальными нормативными актами работодателя.

7. Задачами Комитета являются:

а) разработка на основе предложений членов Комитета программы совместных действий работодателя, выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа по обеспечению соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

б) организация проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, подготовка по их результатам, а также на основе анализа причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости предложений работодателю по улучшению условий и охраны труда;

в) содействие службе охраны труда работодателя в информировании работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья, о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты.

8. Функциями Комитета являются:

а) рассмотрение предложений работодателя, работников, выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа с целью выработки рекомендаций по улучшению условий и охраны труда;

б) содействие работодателю в организации обучения по охране труда, безопасным методам и приемам выполнения работ, а также в организации проверки знаний требований охраны труда и проведения в установленном порядке инструктажей по охране труда;

в) участие в проведении проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, рассмотрении их результатов, выработка предложений работодателю по приведению условий и охраны труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

г) информирование работников о проводимых мероприятиях по улучшению условий и охраны труда, профилактике производственного травматизма, профессиональных заболеваний;

д) информирование работников о результатах специальной оценки условий труда на их рабочих местах, в том числе о декларировании соответствия условий труда на рабочих местах государственным нормативным требованиям охраны труда;

е) информирование работников о действующих нормативах по обеспечению смывающими и обезвреживающими средствами, прошедшей обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, содействие осуществляемому службой охраны труда работодателя контролю за обеспечением ими работников, правильностью их применения, организацией их хранения, стирки, чистки, ремонта, дезинфекции и обеззараживания;

ж) содействие службе охраны труда работодателя в мероприятиях по организации проведения предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров и учету результатов медицинских осмотров при трудоустройстве;

з) содействие своевременной бесплатной выдаче в установленном порядке работникам, занятым на работах с вредными (опасными) условиями труда, молока и других равноценных пищевых продуктов, лечебно-профилактического питания;

и) содействие службе охраны труда работодателя в рассмотрении вопросов финансирования мероприятий по охране труда, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлении контроля за расходованием средств, направляемых на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

к) содействие службе охраны труда работодателя во внедрении более совершенных технологий производства, нового оборудования, средств автоматизации и механизации производственных процессов с целью создания безопасных условий труда, ликвидации (сокращении числа) рабочих мест с вредными (опасными) условиями труда;

л) подготовка и представление работодателю предложений по совершенствованию организации работ с целью обеспечения охраны труда и сохранения здоровья работников, созданию системы поощрения работников, соблюдающих требования охраны труда;

м) подготовка и представление работодателю, выборному органу первичной профсоюзной организации или иному уполномоченному работниками представительному органу предложений по разработке проектов локальных нормативных актов по охране труда, участие в разработке и рассмотрении указанных проектов.

9. Для осуществления возложенных функций Комитет вправе:

а) получать от службы охраны труда работодателя информацию о состоянии условий труда на рабочих местах, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, наличии опасных и вредных производственных факторов и принятых мерах по защите от их воздействия, о существующем риске повреждения здоровья;

б) заслушивать на заседаниях Комитета сообщения работодателя (его представителей), руководителей структурных подразделений и других работников организации по вопросам об обеспечении безопасных условий и охраны труда на рабочих местах работников и соблюдении их гарантий и прав на охрану труда;

в) заслушивать на заседаниях Комитета руководителей структурных подразделений работодателя и иных должностных лиц, работников, допустивших нарушения требований охраны труда, повлекшие за собой тяжелые последствия, и вносить работодателю предложения о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

г) участвовать в подготовке предложений к разделу коллективного договора (соглашения) по охране труда по вопросам, находящимся в компетенции Комитета;

д) вносить работодателю предложения о стимулировании работников за активное участие в мероприятиях по улучшению условий и охраны труда;

е) содействовать разрешению трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, изменением условий труда, предоставлением работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций.

10. Комитет создается по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа на паритетной основе (каждая сторона имеет один голос вне зависимости от общего числа представителей стороны) из представителей работодателя, профессионального союза или иного представительного органа работников.

11. Численность членов Комитета определяется в зависимости от численности работников, занятых у работодателя, количества структурных подразделений, специфики производства и других особенностей по взаимной договоренности сторон, представляющих интересы работодателя и работников.

12. Выдвижение в Комитет представителей работников может осуществляться на основании решения выборного органа первичной профсоюзной организации, если он объединяет более половины работающих, или на собрании (конференции) работников организации; представители работодателя выдвигаются работодателем. Состав Комитета утверждается приказом (распоряжением) работодателя.

13. Комитет избирает из своего состава председателя, заместителей от каждой стороны социального партнерства и секретаря. Председателем Комитета, как правило, является непосредственно работодатель или его уполномоченный представитель, одним из заместителей является представитель выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа, секретарем – работник службы охраны труда работодателя.

14. Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с разрабатываемыми им регламентом и планом работы, которые утверждаются председателем Комитета.

15. Члены Комитета должны проходить в установленном порядке обучение по охране труда за счет средств работодателя или средств финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами*.

16. Члены Комитета отчитываются не реже одного раза в год перед выборным органом первичной профсоюзной организации или собранием (конференцией) работников о проделанной ими в Комитете работе. Выборный орган первичной профсоюзной организации или собрание (конференция) работников вправе отзывать из состава Комитета своих представителей и выдвигать в его состав новых представителей. Работодатель вправе своим распоряжением отзывать своих представителей из состава Комитета и назначать вместо них новых представителей.

17. Обеспечение деятельности Комитета, его членов (освобождение от основной работы на время исполнения обязанностей, прохождения обучения по охране труда) устанавливается коллективным договором, локальным нормативным актом работодателя.

* Приказ Минтруда России от 10 декабря 2012 г. № 580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» (зарегистрирован Минюстом России 29 декабря 2012 г. № 26440)

Ваше сообщение

Рекомендации по организации кабинета труда и уголка охраны труда утверждены Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 17 января 2001 г. N 7. Кабинет и уголок охраны труда создаются в целях распространения правовых знаний, проведения профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Под кабинет рекомендовано выделить специальное помещение, которое оснащается техническими средствами, учебными пособиями и образцами, иллюстрированными и информационными материалами по охране труда.

Другой комментарий к Статье 218 ТК РФ

Состав комитета по охране труда

В его состав входят на равных паритетных началах делегированные люди работодателя и уполномоченные лица профсоюзного органа. Состав комитета (комиссии) и его численность устанавливаются в зависимости от того, сколько человек, работают в предприятии, его структуры, специфики и других особенностей.

Внедрение в комитет (комиссию) представителей трудящихся, которые уполномочены профсоюзными органами осуществляется в соответствии с решением общего собрания коллектива с занесением решения в протокол. Представители администрации определяются в состав приказом по организации.

Комиссия выбирает председателя и пару заместителей. Таким образом, в составе комиссии должно быть не менее 3 человек. Председателем комитета не должно быть лицо, находящееся под непосредственным руководством работодателя или несущим по должности непосредственную ответственность за обстановку на рабочих местах в организации. После координации всех вопросов работодатель издает приказ о создании комиссии по охране труда. Работа комитета основывается на соответствующем плане.

Нормативные основания для создания ПДК

Перед созданием ПДК, следует ознакомиться со следующей документацией:

  • положение о комиссии по ОТ. Именно с нее начинается старт создания ПДК. Бумага относится к основополагающим, и полностью регулируют работу комиссии. Положение составляется совместно со всеми участниками сторон приказа. В заключении полученный документ утверждает руководитель предприятия;
  • типовое положение о комитете по ОТ. Речь идет о Приказе № 412н, который является законодательной основой и содержит типовое положение, связанное с охраной труда. Согласно закону, локальный документ на предприятии должен быть выстроен на базе именно данного типового варианта. Обязательно соответствие установленным в положении нормам.

Это основные нормативные основания, на которые требуется опираться при создании и реализации приказа о формировании комитета по ОТ. Описанные документы состоят из определенной структуры, внутри которой отражены следующие пункты:

  • общие организационные положения, связанные с членами комитета. Сюда относится порядок, срок проведения аттестации сотрудников, ее период действия;
  • информация о целях, в связи с которыми требуется создание комиссии;
  • данные о правах, которыми наделяется состав при проведении проверок;
  • где и в каком порядке будет проведена работа;
  • информация о сборах комиссии. Требуется установить время, в которое состав будет собираться вместе для обсуждения определенных вопросов;
  • описание порядка проведения процедуры, вне зависимости от конкретных условий;
  • номенклатура дел. Требуется описание всех материалов, которые применялись в ходе проведения проверок. А также отмечают, какие данные были переданы комитету.

Ответственность за создание комиссии несет руководитель компании. Именно он должен при необходимости оформить и выпустить соответствующий приказ. Создаваемый комитет нужен для постоянного решения важных задач и вопросов, связанных с охраной труда. В его обязанности также включена необходимость проверять состояния трудовых условий для сотрудников компании.

Важно! В составе комиссии есть представители от всех сторон организации, включая руководящее звено, рабочих. Это позволяет объективно оценивать сложившуюся ситуацию, связанную с безопасностью труда, и исследовать ее с различных сторон.

Таким образом, важно, чтобы создание комиссии, оформление, выпуск приказа полностью отвечали законодательным требованиям. Опираться следует на существующие положения по ОТ и внутреннюю документацию предприятия.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector