В чем заключается общественный контроль за охраной труда
Каждое предприятие должно заботиться о безопасности подчиненных во время исполнения обязанностей. Поэтому разрабатывает и утверждает локальные документы. Учесть все нюансы сложно, на практике периодически происходят чрезвычайные происшествия.
Поскольку трудовое законодательство защищает интересы трудящихся, предоставляет право формировать службы охраны труда в организациях (при условии, что численность штата больше 50 человек). Они анализируют происшествия и разрабатывают предложения, позволяющие минимизировать негативные последствия. Кроме того, не позволяют ущемлять права работников. Вот, для чего нужен общественный контроль за охраной труда на предприятии.
Кто осуществляет общественный контроль за охраной труда?
Общественный и ведомственный контроль за охраной труда осуществляется в основном профессиональными союзами или уполномоченными специалистами. Данное положение предписано статьей 370 ТК РФ. Задача профсоюзов сводится к обеспечению и соблюдению следующих аспектов:
- технические и санитарные, направленные на проверку состояния оборудования и рабочих мест;
- организационные, по которым проводятся семинары и тренинги;
- социальные и реабилитационные, при которых обеспечивается взаимодействие в группе и оказание первой помощи.
Действия, направленные на решение данных вопросов, контролируются профсоюзами. Основной задачей руководителя организации является обеспечение соответствующих условий для проведения необходимых мероприятий.
Разделяют два основных вида общественного надзора за соблюдением предписанных нормативов: ведомственный и административно-общественный.
Государственный надзор и общественный контроль за охраной труда
Ведомственный общественный контроль осуществляется по отношению к подчиненным структурам, а также со стороны государства. В данном случае проверяется соответствие установленным нормативным актам и соблюдение законодательства. Государственный надзор осуществляется полномочными структурами, которые проводят плановые проверки организаций, соответствие осуществляемых рабочих процессов предписанным нормам.
Исходя из поставленных задач, можно выделить следующие действия, которые предпринимаются государственными органами надзора:
- анализ условий, в которых осуществляется трудовая деятельность на предприятии;
- проведение расследования и обнаружение причин при несчастных случаях;
- организация учебных семинаров и информирование сотрудников о нормативах;
- проверка соответствия рабочих мест предписанным нормам, а также предоставление аттестатов.
Подобными функциями обладают и специалисты или отделы по охране труда. В случае государственного общественного надзора речь идет об аттестации компании на соответствие ее законодательным нормам.
Права общественных контролеров
Инспекторы труда и уполномоченные лица по охране труда имеют право:
- контролировать соблюдение работодателями трудового законодательства;
- проводить независимую экспертизу условий работы и обеспечения безопасности работников;
- самостоятельно расследовать, а также участвовать в расследовании, проводимом руководством, профзаболеваний и несчастных случаев на производстве;
- иметь оперативную информацию о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях (ее обязано предоставлять руководство организаций и ИП);
- ограждать работников от причинения вреда их здоровью и обеспечивать охрану их деятельности;
- требовать от работодателей приостановления работ, если они непосредственно угрожают жизни и здоровью работников;
- требовать от работодателей устранения всех выявленных нарушений.
Такие требования инспекторов работодатели обязаны не просто исполнять, но и в течение недели информировать соответствующий профсоюзный орган о результатах.
Системы ОТ
В организациях обычно действуют СУОТ. Формирование и управление системой ОТ осуществляет собственник предприятия либо лицо (одно или несколько), уполномоченное им. Они образуют соответствующие службы или принимают специалистов ОТ на договорных условиях. Количество сотрудников, формирующих отделы, а также их структура будут зависеть от численности персонала предприятия и его масштаба. Если в организации работает меньше 10 человек, то специальную комиссию не создают и не приглашают специалиста. В этом случае ответственность за общественный контроль за охраной труда лежит на руководителе. Если на предприятии больше 10 человек, на паритетной основе формируется комиссия. В нее должны входить представители и нанимателя, и сотрудников. Если в организации работает больше 100 чел., то руководитель обязан ввести должность специалиста по ОТ. При численности свыше 1000 чел. формируется соответствующая служба. При отсутствии этой структуры, а также уполномоченного сотрудника по ОТ руководитель заключает договор с компетентной организацией либо специалистом, оказывающими услуги в соответствующей области.
Последние новости по реформе контролирующих органов
Процесс реформирования контрольно-надзорной деятельности в нашей стране всегда находится в динамике. Реформа контрольно-надзорных органов, свежие новости в части ее проведения следующие:
- систематизация нормативной базы в области безопасности и охраны труда с целью оптимизировать ее применение;
- внедрение риск-ориентированного подхода в деятельность органов;
- глобализация понимания контрольных процессов: контролировать надо не только на уровне предприятий, но и на уровне всей страны в целом;
- расширение инструментария контрольной деятельности;
- оптимизация структуры контрольно-надзорных органов;
- устранение противоречий в законах;
- разделение материального и процессуального права;
- применение цифровых технологий.
Важно! Последние новости оптимизации структуры контрольно надзорных органов: внедрение риск-оритентированного подхода, который состоит в том, чтобы устранять и нейтрализовать риски, тем самым избегать последствий.
Другой важный элемент реформирования: цифровизация и компьютеризация. Внедрение цифровых технологий обеспечивает решение ряда проблем, в том числе единообразия и централизации. Применение режима онлайн помогает быстро и точно отслеживать деятельность сотрудников и передавать нужную информацию.
Современная надзорная деятельность в области охраны труда заключается в установлении правил и принципов безопасности на рабочих местах. Разные органы власти осуществляют надзорные и контрольные функции: Федеральная инспекция труда, Роспотребнадзор, Ростехнадзор и др. В их функционировании отмечен ряд положительных и негативных (недоработанных) направлений в области безопасности. Решению данных вопросов посвящено реформирование существующей системы контрольно-надзорной деятельности охраны труда.